ПравдаИнформ: Напечатать статью

Шпана вдоль газовой трубы

Дата: 14.10.2016 15:03

Почему Россия отказалась от поставок топлива через территорию Украины

Фото: Karoly Arvai / Reuters

Фото: Karoly Arvai / Reuters

Россия разорвала одно из соглашений по трубопроводам с Украиной. Часть магистральных участков на территории соседнего государства оказалась в собственности швейцарской компании, и участие Москвы здесь больше не требуется. По оценкам экспертов, Киеву это грозит дополнительными бюджетными потерями. В течение ближайших нескольких лет Россия может совсем перестать пользоваться украинской территорией для транзита углеводородов.

Отставить сотрудничество

12 октября правительство России решило прекратить[1] действие соглашения с Украиной о взаимодействии при использовании магистральных нефтепродуктопроводов.

Документ был подписан в июле 1995 года в Москве. Согласно его положениям, две российские трубы, проходящие через территорию Украины («Самара — Запад» и «Грозный — Армавир — Трудовая»), должны эксплуатироваться структурами компании «Транснефтепродукт», на 100 процентов принадлежащей корпорации «Транснефть».

В тексте распоряжения, подписанного премьер-министром Дмитрием Медведевым, сказано, что участие России в соглашении более нецелесообразно.

Шпана — швейцарцам

«Кормить эту шпану вдоль трубы никто не собирается», — говорил в декабре 2014 года президент «Транснефти» Николай Токарев.

История с российскими нефтепроводами на Украине тянется уже очень долго. Так, в 1993 году часть трубы, которая идет по украинской земле, была признана собственностью России. С 2005 года генпрокуратура Украины пытается это оспорить. Не найдя весомых аргументов в пользу своей позиции, Киев решил национализировать трубу, и Высший хозяйственный суд Украины одобрил процедуру.

«Если на Украине решили ее таким незаконным образом забрать, то они ее заберут только в виде металлолома, потому что в ней продукта не будет. (...) А то ведь я читаю материалы украинской прессы, и оторопь берет: они всерьез считают, что если заберут трубу, то мы будем продолжать качать по ней продукт. И платить миллионы долларов компенсации за украденное топливо? Нам такой бизнес не нужен», — отреагировал руководитель компании.

Для «Транснефти» два участка на территории Украины совершенно не критичны. Токарев говорил, что компания не держится за трубу. «Мы готовы закрыть нефтепродуктопровод. Невелико богатство», — отмечал он.

Действительно, «Транснефть» страдала от регулярного воровства — топливо похищалось из труб на территории Украины. По сведениям компании, за пять лет было потеряно 57,9 тысячи тонн нефтепродуктов. Ежегодный ущерб «Транснефти» Николай Токарев оценил в 67 миллионов евро. Поставлять углеводороды через Украину — крайне ненадежное дело. К примеру, в 2014 году дизельное топливо «Башнефти» на два миллиарда рублей попросту не дошло до европейских потребителей, и предприятие было вынуждено его списать.

Впрочем, «Транснефть» изящно вышла из проблемной ситуации. Трубопроводы продали[2] швейцарской компании International Trading Partners, которую контролирует гражданин ФРГ Анатолий Шефер. Сумма сделки не оглашалась. Примечательно, что сделка была одобрена Федеральной монопольной службой России и Антимонопольным комитетом Украины.

В результате «шпана вдоль трубы» стала проблемой швейцарского предприятия. И именно поэтому дальнейшее сотрудничество России и Украины в сфере эксплуатации нефтепродуктопроводов нецелесообразно.

«В последние несколько лет прокачка [по данным участкам] была нерегулярной и не превышала 100 тысяч тонн в месяц. Думаю, это чисто техническое решение. Оно просто приводит договорную базу в соответствие с фактическим состоянием дел. А фактическое состояние таково, что "Транснефти" проще избавиться от проблемного актива. Мы не знаем, кто стоит за швейцарской International Trading Partners, может быть, структуры самой же "Транснефти". В любом случае, продав спорные участки этой швейцарской компании, российская сторона юридически перестала быть участницей спора», — пояснил «Ленте.ру» эксперт-аналитик «Финама» Алексей Калачев.

До того, как соглашение с Киевом было расторгнуто, «Транснефть» также прекратила поставки[3] дизельного топлива на Украину.

В кольце из труб

Разрыв соглашения с Украиной вписывается в российскую стратегию диверсификации экспорта нефти и газа. Ожидается, что к 2019 году газовый вентиль на границе будет перекрыт — Москва перестанет поставлять голубое топливо на Запад через украинскую территорию («Укртрансгаз» прогнозирует, что в 2016 году объем транзита в Европу составит 70 миллиардов кубометров).

Россия берет Украину с севера и юга «в клещи» из трубопроводов — строится дублер «Северного потока», разморожен проект «Турецкого потока». Представитель Госдепа Амос Хохштайн в августе отмечал, что прокладка «Северного потока-2» лишит Украину статуса транзитера российского газа и двух миллиардов долларов ежегодно. По его оценке, это послужит дополнительным фактором экономического краха страны.

С транзитной нефтью возможна такая же история — ее пустят по другим маршрутам в обход Украины. Здесь важно отметить, что речь пока не идет о запрете или отказе от транзита нефти через соседнюю страну. Расторгнутое соглашение касалось именно нефтепродуктов и соответствующих трубопроводов. Однако Москва явно старается продавать газ и нефть в обход Украины.

«В 2015 году транзит нефти через Украину составил около 15 миллионов тонн, нефтепродуктов — 1,9 миллиона тонн. Учитывая наличие 75-80 миллионов тонн свободных экспортных мощностей для транспортировки, Россия может без труда перенаправить потоки с данного направления. Для Украины разрыв соглашения повлечет потери бюджета за счет потери доходов от транзита российской нефти», — отметила в беседе с «Лентой.ру» старший консультант Vygon Consulting Дарья Козлова.

«Последствие для Украины — это уменьшение поступлений денежных средств в бюджет, что сейчас для страны крайне неприятно. Плюс снижение поставок в страну нефтепродуктов. Россия переведет поставки на другие направления», — указал, в свою очередь, финансовый советник «Алор Брокер» Сергей Королев.

Альтернатив у России более чем достаточно: экспортировать нефть и нефтепродукты можно через порт Приморск, Новороссийский морской торговый порт, терминал в Туапсе, и, конечно, нефтепровод через Белоруссию. Тем более что с президентом республики Александром Лукашенко удалось уладить нефтегазовый спор[4].

Марат Селезнев

lenta.ru/articles/2016/10/14/nefteproduktoprovod/
14.10.2016, 00:02




Ссылки

[1]

Документы - Правительство России

government.ru/docs/24886/

[2]

«Транснефть» продала нефтепровод на Украине: Компании: Бизнес: Lenta.ru
15 марта 2016, 20:29

lenta.ru/news/2016/03/15/transneft/

[3]

«Транснефть» приостановит поставки дизельного топлива на Украину: Мировой бизнес: Бизнес: Lenta.ru
9 сентября 2016, 18:48

lenta.ru/news/2016/09/09/stop_neft/

[4]

Лукашенко сообщил об урегулировании нефтегазового спора с Россией: Госэкономика: Финансы: Lenta.ru
10.10.2016

lenta.ru/news/2016/10/10/belgas/

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru