«Военное обозрение» – topwar.ru 02.04.2021, 10:00
Семь дней, которые потрясли мир
Инцидент с контейнеровозом на Суэцком канале изменил многое. Одни считают произошедшее случайностью, другие полагают, что это приём, использованный соперником в большой политической игре. Нужно вынести уроки из этой истории.
Но, как ни крути, Суэц выпал из зоны комфорта. Бизнес будет вынужден подыскивать ему альтернативу. И у Севморпути хороший потенциал, пусть и не столь однозначный.
Все наконец-то выдохнули. Главные морские ворота – Суэцкий канал разблокирован. Контейнеровоз Ever Given, на который сыпались многочисленные проклятия, а в России – скорее, анекдоты, после семи дней простоя сняли с мели.
Фото: fallenhearts17/instagram.com
Огромная махина, рассчитанная на перевозку свыше 20 тысяч морских контейнеров (Twentyfoot Equivalent Unit, TEU), пошла дальше на север. Советник президента Египта по развитию морских портов и Суэцкого канала Мохаб Мамиш уже успел заявить, что по каналу началась навигация.
По расчётам, потребуется ещё несколько дней, чтобы движение по ключевому водному отрезку вошло в норму. Непредвиденное перекрытие канала породило для одних большие проблемы, для других – неожиданные бонусы, а заодно возобновило дискуссию об альтернативных маршрутах.
Сначала о проблемах.
«Пробка» в Суэце остановила около 450 морских судов. По данным Bloomberg, общий ущерб от блокировки канала составляет 9,6 млрд долларов в сутки. Мировую торговую систему несколько залихорадило от «тромба».
Ведь, например, через Суэцкий канал в 2019 году прошло более 19 тыс. судов, было пропущено 1,25 млрд тонн грузов. А это, как ни крути, около 13 % объема международной торговли и 10 % нефтеперевозок.
Теперь о бонусах.
Перевозчики, конечно, заволновались. Контракты «горят» от таких остановок, особенно когда везут скоропортящуюся продукцию. Но тут надо учитывать, что все товары застрахованы, а потому впору дергаться страховым компаниям.
А вот морские компании, судя по всему, даже рады. Из-за ЧП на Суэцком канале заметно выросла стоимость морских перевозок. По данным Bloomberg, на доставку одного 40-футового контейнера из Китая в Европу теперь придётся потратить около 8 тыс. долларов, а год назад было в 4 раза дешевле.
В плюсе оказались и нефтяники. Негативный тренд падения мировых цен на черное золото не только остановился, но и сменился ростом – на 7 %. Хотя после новостей о снятии с мели Ever Given нефтяные котировки снова стали падать.
Увы, но негативные ожидания от третьей волны коронавируса в Европе оказались сильнее. И тут многое зависит от решений участников соглашения ОПЕК+. Если экспортёры решат сохранить ограничения по добыче в мае, то резкого спада цен на нефть точно удастся избежать.
Just in time
О каких же альтернативах маршруту через Суэцкий канал идёт речь?
Конечно, сразу ожил старый классический маршрут, огибающий с юга Африку. Однако он на 9,6 тыс. километров и 10 дней длиннее. Всё это выливается в существенные дополнительные расходы.
Перевозчики, прогнозируя, что ситуация с Ever Given затянется, стали разворачивать суда на подходе к Суэцу и направлять в обход мыса Надежды. Но бизнесмены считают деньги.
Показательно поведение лидера морских перевозок – компании Maersk. Как сообщается на официальном сайте, у нее было 34 судна в ожидании, 15 было перенаправлено вокруг Африки. Так вот, как только «пробка» на Суэцком канале разрушилась, Maersk сразу решила вернуть несколько судов из «африканского» похода. Время – деньги, как говорится.
В России, да и не только, на информационное поле вернулся Северный морской путь. Он, как известно, заметно короче маршрута из Азии в Европу через тёплые моря. Власти РФ уже несколько лет делают упор на развитии Севморпути. Идёт постепенное обустройство портов на маршруте, сопутствующей инфраструктуры, увеличивается ледокольный флот и т.д.
Но заметная часть экспертов до сих пор скептически относится к перспективам СМП. Во-первых, говорят они, инцидент с Ever Given пришелся не очень вовремя. То есть не just in time. Вот если бы он произошёл в августе или сентябре, когда ледовая обстановка на Севморпути благоприятна, то перевозчики непременно обратили бы взгляды на север.
А пока – к сожалению, только Суэц.
Во-вторых, современный бизнес привык получать качественный сервис. А инфраструктура Севморпути, если честно, пока не готова к приёму большого количества судов, да ещё крупного тоннажа. Просто нет полноценно обустроенных портов по ходу маршрута.
У России есть только Мурманск. Но где он? На самом выходе к Европе, а до него надо ещё добраться. К тому же, повторимся, перевозчики поголовно страхуются. А страховые компании оценивают риски. Так вот, СМП они однозначно относят к зоне повышенного риска, а отсюда и соответствующие страховые платежи.
В-третьих, на основном маршруте из Юго-Восточной Азии в Европу грузы не следуют без остановки из точки А в конечную В. До половины грузов, как гласит анализ, остаются в портах по пути следования. Это выгодно, но такой вариант СМП уж точно не предусматривает.
В-четвертых, не забудем, что Китай активно развивает сухопутную альтернативу – проект «Один пояс – один путь». Случай в Суэцком канале однозначно подстегнёт КНР ещё активнее вкладываться в развитие этого суперпроекта.
Арктика покажет
И всё же за Северным морским путём будущее. Время работает, как ни удивительно, на него. Прежде всего, не стоит сбрасывать со счетов конспирологическую версию о том, что перекрытие Суэцкого канала – дело рук США.
Инцидент на удивление произошел именно тогда, кода Китай резко активизировался на Ближнем Востоке и Европе. С 24 по 31 марта совершает в Европу визит министр обороны КНР Вэй Фэнхэ. А глава МИД страны отправился в ближневосточное турне: Саудовская Аравия, Турция, Иран, ОАЭ, Бахрейн и Оман.
И инициативы-то звучат не хилые: проведение прямых переговоров Палестины и Израиля, конференция по безопасности в Персидском заливе. И все под эгидой Китая. США от такой китайской наглости просто зашлись в истерике.
А потому переговоры Соединенных Штатов и КНР в Анкоридже (Аляска) были заранее предопределены: никакого мира между двумя гигантами не будет. И неожиданный маневр Ever Given как-то очень органично укладывается в общую политическую мозаику.
А причём тут, скажите, Севморпуть?
Очень даже причём. Бизнес мыслит деньгами и временем. Суэцкий канал перестал быть комфортным для мировой экономики. Никто теперь не даст зуб, что нового перекрытия магистрали не произойдет в будущем.
Даже по чисто техническим параметрам. Сейчас на морях правят бал суда с большим тоннажем. Рынок морских перевозок поделили несколько глобальных компаний, а у них в любимчиках суда вроде Ever Given с 20 тыс. контейнеров. Ещё одно дуновение ветра и – пожалуйста.
Китай, понимая, что США так просто ближневосточное поле не сдаст, будет вынужден искать альтернативу. Северный морской путь как раз подходящий вариант. Его контролирует проверенный партнёр, и даже больше – союзник.
Россия вынуждена всё больше сходиться с КНР, учитывая зашкаливающий прессинг со стороны США. Но не забудем и про Европу, которая делает судорожные попытки отказаться от роли марионетки в руках Дяди Сэма. СМП – однозначная торговая альтернатива для Евросоюза, пускай и не в самом близком будущем.
Россия уже четко заявила о суверенитете на морские воды, прилегающие к арктическому побережью страны. Пока Севморпуть – это в основном дорожка для транспортировки сжиженного природного газа, добываемого на российских северных месторождениях.
Но ведь тот же Maersk уже провел свой контейнеровоз по СМП, можно не сомневаться, что за ним последуют другие. А инфраструктура пути обустроится, технологии позволяют. Да и китайские инвестиции помогут. Они придут. И здесь только остаётся России поступить мудро – и Северный морской путь развить, но и инициативу не упустить.
Но это уже другая история...
Автор: Сергей Осипов Использованы фотографии:i.ytimg.com, infotables.ru, trans.ru, sudostroenie.info, swissinfo.ch, atomic-energy.ru
Комментарии
Ныробский (Дмитрий)
долго сказка сказывается, да не сразу дело делается
просто вопрос/ответ... кому какой маршрут выгоден, тот такой и выбирает.
До недавнего времени так и было. Теперь, когда матрасы не стесняются внаглую давить на экономические интересы стран конкурентов, через провокации и откровенную блокировку экономических проектов, нарисовалась потребность иметь несколько вариантов маршрутов доставки грузов. Китай на 80% зависит от морских грузоперевозок и наверняка впишется в совместную с Россией программу по созданию инфраструктуры СМП, как и в модернизацию железных дорог для увеличения их пропускной способности. Недавно делегация КНР посетила Коми провентилировать тему участия в ж/д проекте "Белкомур" который пройдёт от Пермского края, через Коми к Архангельскому порту и от г. Ухта в Коми к Нарьян Мару в ЯНАО.
prior (Влад)
России стоит не спешить со своим предложением по СМП. Инфраструктуры нет, ледоколов для нормального трафика – кот наплакал, судов ледового класса тоже, товаров для транспортировки по СМП не так уж много.
Лесовик
Не согласен. Создание инфраструктуры дело не дешёвое, а уж в условиях Севера и подавно. Поэтому, чем раньше проект начнёт приносить прибыль – тем лучше. Эта прибыль частично будет вкладываться в создание новой инфраструктуры. Тот факт, что на данный момент грузов немного даёт возможность в спокойной обстановке, но при этом на практике, отрабатывать маршрут и по итогам вносить изменения в планирующуюся инфраструктуру. А заодно это служит примером для других потенциальных пользователей и показателем надёжности и целесообразности (или наоборот) использования СМП. Гораздо хуже будет, если сначала создать полноценную инфраструктуру в северных условиях, а потом выяснить что она либо создана с такими ошибками, что её невозможно использовать, либо что она вовсе не нужна. Проект масштабный и новый, абсолютно новый, в качестве примера даже опереться не на что, поэтому возможно всё. В том числе и неудачное планирование. И далеко не факт, что в таком планирование будет виновен чей-то злой умысел или чья-то некомпетентность.
Поэтому предлагать СМП нужно уже сейчас. Чтобы нарабатывать опыт, который можно и нужно использовать при дальнейшем развитии СМП.
bandabas
В СССР Север осваивался активно. И, жить здесь не сахар. Даже полярная ночь-полярный день влияют сильно на организм. Не говорю о климате. Вахтовки здесь полностью не проходят (нужно именно жить, а не "зарабатывать"), а опорные пункты на СМП превратились за время либеросов в ничто. Разрушить проще, чем даже заново создать.
kig
Не все знают, но очень много судов избегают канала и выбирают маршрут именно вокруг Африки. Особенно это касается балкеров – то есть судов для навалочных грузов. Просто в дело вступает экономика – такой маршрут часто дает больше прибыли судовладельцу, даже невзирая на дополнительно сожженное топливо.
в отличие от
И вообще, в истории уже был пример закрытия канала на очень длительный срок. И что? И ничего, никто не умер. Наоборот, закрытие канала породило новый класс судов – супертанкер.
Арташес
Ну, откуда такая уверенность, что СМП чуть ли не заменит Суэц? Да еще с помощью КНР? Порученный "сверху" тезис? Хоть иногда на карту смотрим, или всё то же "шапкозакидательство"? И опять "град Китеж" насчет желания Европы "освободиться" от США...
Это от РФ БЫСТРО "освободились" – с помощью Запада, КНР, Турции и ПРИМИТИВНОСТИ российской политики – почти все страны экс-СССР!
КНР форсирует проточный канал в Мьянме (что рассматривало Военное обозрение) и намерена вложиться в дублёры Суэца на Бл. Востоке вовсе НЕ для "Севморпути" – опять "замалчиваем"?
Вот начать создание канала Каспий-Персидский Залив – было бы ДОЛЖНЫМ ходом. В этом вопросе Иран смотрит на РФ, но в РФ не хотят большего обострения с Западом (в т. ч. потому, что проект канала – под санкциями США). Именно такой ход создал бы реальную конкуренцию Суэцу и не только.
Но – видит око, да зуб неймёт...
Александр Привалов
Безусловно, развитие СМП необходимо. Количество грузов в мировом исчислении растёт, но ранее 2035 года программа развития ничего не обещает.
Давайте будем реалистами. Maersk провел единственный крошечный контейнеровоз (3600 контейнеров, а застрявший бедняга – это 5,5 таких малышей) ещё в 2018 году. Больше туда они, как видите, не спешат.
Такой сильный ветер на Суэце бывает раз в году. В следующий раз, объявят на сутки "не лётную погоду" и на этом всё кончится.
К сожалению, реальной альтернативы Суэцкому каналу сегодня нет, увы...
Арташес
Ну, откуда такая уверенность, что СМП чуть ли не заменит Суэц? Да еще с помощью КНР? Порученный "сверху" тезис? Хоть иногда на карту смотрим, или всё то же "шапкозакидательство"? И опять "град Китеж" насчет желания Европы "освободиться" от США...
Это от РФ БЫСТРО "освободились" – с помощью Запада, КНР, Турции и ПРИМИТИВНОСТИ российской политики – почти все страны экс-СССР!
КНР форсирует проточный канал в Мьянме (что рассматривало Военное обозрение) и намерена вложиться в дублёры Суэца на Бл. Востоке вовсе НЕ для "Севморпути" – опять "замалчиваем"?
Вот начать создание канала Каспий-Персидский Залив – было бы ДОЛЖНЫМ ходом. В этом вопросе Иран смотрит на РФ, но в РФ не хотят большего обострения с Западом (в т. ч. потому, что проект канала – под санкциями США). Именно такой ход создал бы реальную конкуренцию Суэцу и не только.
Но – видит око, да зуб неймёт...
Александр Привалов
Безусловно, развитие СМП необходимо. Количество грузов в мировом исчислении растёт, но ранее 2035 года программа развития ничего не обещает.
Давайте будем реалистами. Maersk провел единственный крошечный контейнеровоз (3600 контейнеров, а застрявший бедняга – это 5,5 таких малышей) ещё в 2018 году. Больше туда они, как видите, не спешат.
Такой сильный ветер на Суэце бывает раз в году. В следующий раз, объявят на сутки "не лётную погоду" и на этом всё кончится.
К сожалению, реальной альтернативы Суэцкому каналу сегодня нет, увы...
Басарев (Арсений)
К чему всё это славословие в адрес Китая? Китай нам не союзник и даже не друг. Юаневое иго ничем не лучше долларового. Россия не должна ложиться под Китай, правильнее было бы искать способы своевременно предать соседа. Заключить ситуационный союз с США, сцепить Штаты с Китаем, торговать на обе стороны и под конец добить победителя – вот это было бы правильно. А не без остатка отдаваться Китаю, не получая ничего взамен. Следует отходить от советских догм о проклятых империалистах, быть гибче, эффективнее. Нужно быть беспринципнее, отбросить глупости вроде чести, права и морали, которым не место в политике. И не стесняться использовать сверхдержаву, даже если для этого придётся играть в покорность. Я всегда говорил: политика – это путь интриг.
|