"вопрос не в серых схемах, а в эффективности"
«Военное обозрение» – topwar.ru 29.04.2021, 18:00
Туда обратно – но под контролем?
Удивляешься порой, как синхронно с властью работает в России «большой» бизнес. Причём большой отнюдь не смысле масштабов и общественной пользы, а в том, насколько большое влияние он имеет на «правила игры». Измениться они могут уже с 1 июля 2021 года – крайне редкие для российского законотворчества темпы.
Ещё не отзвучали фанфары и не настало время глубокой аналитики по мотивам президентского послания, как бизнес-сообщество получило новый повод для аплодисментов. Точнее, не всё бизнес-сообщество, а только та его часть, которая по всем законам, должна зарабатывать для страны валюту за счёт экспорта.
В расчёте на ту самую дату – 1 июля, Минфин вынес на общественное обсуждение законопроект, который позволяет экспортёрам сохранять валютную выручку на зарубежных счетах, минуя отечественные уполномоченные банки.
Шаг вполне последовательный после того, как три года назад экспортёрам (всем, заметьте) было дано право не возвращать валютную выручку в страну. При одном условии – его надо было подкрепить имеющимися возможностями рассчитаться с контрагентами там же – за рубежом.
Сейчас, как видим, уже ничего и подкреплять не надо (Валютный контроль не для всех).
Времени для обсуждения, согласитесь, просто в обрез, да и кто будет против такой «валютной вольницы»? Если только упёртые члены фракции КПРФ, но на них у нас давно привыкли при рассмотрении настоящих «деловых предложений», вообще, не обращать внимания.
Такая старая новация
Новация где-то из 90-х, когда введённая на волне реформ полная валютная вольница стала одной из причин для полного финансового коллапса. Да, авторы не однажды оспаривали сам факт полного дефолта в России, называя его полудефолтом или, как сейчас надоумил Олег Дерипаска, квазидефолтом. Сути дела это не меняет.
После августа 1998 года правительству Евгения Примакова и конкретно службе валютно-экспортного контроля – ВЭК, понадобились титанические усилия для наведения элементарного порядка в движении долларов, дойчемарок и всяких-разных фунтов и франков через границы России. И туда, и обратно.
Потом, как известно, ВЭК благополучно ушёл в небытие, как видно, от избытка полномочий – ведь президент Ельцин успел сделать службу координатором сразу семи профильных ведомств, вплоть до Центробанка, где в то время рулил Виктор Геращенко, удививший всех тем, что не имел ровным счётом ничего против всесилия ВЭК.
Впрочем, чему удивляться – тогдашний Банк России, не в пример нынешнему, не очень-то патриотическими играми с валютой, вообще, не занимался. Ну а сейчас вздох облегчения у тех, кому ещё до сих пор «за державу обидно», может вызвать только одно положение законопроекта – он касается отнюдь не всех экспортёров, а только несырьевых.
Правоохранителей просят не беспокоиться
Но позвольте, это опять-таки сути дела не меняет, так как сырьевой экспорт и без того находится под самым пристальным контролем, который только возможен в наше время. А вот под несырьевой экспорт все потенциально и реально сомнительные операции как раз и маскируются.
Министр финансов Силуанов не стал делать ссылку на послание президента, где отеческая забота об экспортёрах озвучена всё-таки не столь прямолинейно. Зато он, представляя либеральную, аж до печёнок, правовую инициативу, не постеснялся прямо-таки воспеть наш многострадальный экспортный бизнес.
Чего стоят хотя бы вот такие пассажи:
«репатриация (валютной выручки – ВО) и излишние требования к зарубежным счетам препятствуют выходу российского бизнеса на зарубежные рынки и не способствуют наращиванию несырьевого экспорта».
Источник: https://silaedinstva.ru
Или ещё либеральнее:
«действующая норма валютного законодательства существенно увеличивает транзакционные издержки компаний, а в ряде случаев ведёт к неправомерной уплате штрафов».
Ну, наконец-то, теперь даже нам, непримиримым скептикам, считающим что за валютой нужен глаз да глаз, всё понятно.
Понятно даже то, почему государство «постепенно», по словам министра Силуанова, но очень и очень последовательно идёт по пути либерализации валютной выручки. Министр, оглянувшись на послание главы государства, решил кое-что уточнить.
К примеру, что пополнять зарубежные счета вскоре можно будет за переданные товары, информацию, выполненные работы, оказанные услуги и результаты интеллектуальной деятельности. С последним, вообще, всё здорово – можно заработать даже на исключительных правах на них.
То есть, если раньше многочисленные, вообще-то, российские патенты продавались в основном подпольно, то теперь процесс, что называется, пойдёт, и пойдёт вполне себе легально. Всё перечисленное надо будет лишь подкрепить внешнеторговыми договорами, которые заключены с нерезидентами.
Напомним, чуть меньше трёх лет назад за нерепатриацию (извините за корявый термин) валюты отменили штрафы (Валютный рай для офшоров ). Сейчас на повестке дня – почти полная отмена репатриации валютной выручки. Хотя и только в несырьевой сфере.
И она не коснется только договоров, предоставляющих займы в иностранной валюте, а также на внешнеторговые договоры, в рамках которых произведены авансовые платежи нерезидентам в иностранной валюте. Оговорка не по Фрейду, и она, вообще, мало кому может помешать. Только если новичкам во внешней торговле – так их туда никто и не приглашает.
Зато явно готовы приглашать матёрых отмывальщиков, готовых за умеренную плату переоформить чуть ли не любую «сырьевую» сделку под внешнеторговый договор по реализации за рубеж отечественных продуктов самой, что ни на есть, глубокой переработки. Той же нефти или того же газа.
Автор: Алексей Подымов, Анатолий Иванов, д.э.н. Использованы фотографии:военный пенсионер.рф, рисунок Васи Ложкина, tradernet.ru
topwar.ru/user/podymych
podymych
30.04.2021, 15:00
Комментарии
nnm
"российские патенты продавались в основном подпольно, то теперь процесс, что называется, пойдёт, и пойдёт вполне себе легально."
1. Очень нам льстите
2. Что плохого в выводе из тени? А значит, получении налогов.
3. п.1.1 ст.309 НК никто не отменял-20% как у агента тут же уйдет в бюджет (а ранее, как сами пишите, все шло подпольно). Практически по всем 80+ соглашениях об избежании двойного налогообложения, территория реализации будет признана -РФ. По офшорам - общее правило п.1.1 ст.309.
Видимо, вы несколько (примерно на 16 мес упустили новеллы в НК). А они вводятся параллельно с упрощением валютного контроля и только ужесточаются . Ибо теперь Минфин выполняет через ФНС эту функцию, а не ЦБ.
4. А вот электронные платежи, да - это проблема сейчас. В законе о вал.контроле этот термин ввели, а в инструкции - нет. И такие транзакции полностью выпали из вал.контроля (но в НК они учтены).
5. То, что было с валютным контролем года 3 назад - врагу не пожелаешь. Не знаю, сталкивались ли вы лично на практике с ним - это просто издевательство сплошное - зачастую для подтверждения таможней (а это взаимосвязано) приходилось в аналоге тамож программы данные сдавать. Не говоря о том, что лимит был всего в 50 тыс.долл.
6. Для желающих окончательно вывести выручку за рубеж - никогда не было никаких проблем - от инвестиций до недвижимости есть варианты. Валютный контроль выполнял совершенно иную функцию, нежели не давать выводить выручку, - удерживал ее от выхода из налоговой юрисдикции. Сейчас это делает налоговый контроль и ничуть не хуже.
7. Оговорюсь - обязательная продажа валюты - вопрос исключительно краткоисторический и вводится во время эк.кризиса. Ввести его можно хоть за 1 день.
8. Готовых за умеренную плату переоформить чуть ли не любую «сырьевую» сделку под внешнеторговый договор
читаем НК, коллеги! Это так совершенно не работает (извините, уже в этот раз статьи не расписываю).
Писал в дороге, потому несколько сумбурно, но думаю, раз говорим на одном языке, должны понять суть.
ROSS 42 (Юрий Васильевич)
Что плохого в получении налогов? Вам жизнь ещё не объяснила куда и на что идут налоги россиян?
Что только НЕ делали с НДФЛ и прогрессивной шкалой налогообложения, а они ВСЕГДА могли прятаться в тень. Хрен его знает, куда делись фискальные налоговые органы?
nnm
Коллега, я прекрасно понимаю ваше негодование и более чем солидарен с вами, но в конкретной теме обсуждается иной вопрос.
Что касается вашего поста - теневая экономика действительно сильно сокращается в РФ, проблема в другом - в низкой эффективности расходов бюджета.
А доходы сейчас отследить проще простого. И это делается.
Поясню - сейчас нет большого смысла просто "отмывать" деньги выводя их в наличные, например, через ИП. Это копейки и все равно попадаешь под налог. Совсем серые схемы ФНС закрывает очень быстро.
Проблема в другом - сотню раз переложим асфальт (условно) через свои конторы, выведем деньги в роснано (условно), а затем законно утопим их в бесполезных, но своих компаниях- десятки, сотни миллиардов уйдут в свои компании. Причем, уйдут более чем законно. То есть, вопрос не в серых схемах, а в эффективности.
Lynx2000
После августа 1998 года правительству Евгения Примакова и конкретно службе валютно-экспортного контроля – ВЭК, понадобились титанические усилия для наведения элементарного порядка в движении долларов, дойчемарок и всяких-разных фунтов и франков через границы России. И туда, и обратно.
Помнится ранее (и сейчас тоже) была предусмотрена уголовная ответственность за невозвращение валютной выручки из за рубежа. Причем, в начале нулевых статья УК РСФСР была рабочей.
С региональными управлениями по валютному контролю работали. Тогда, предприятию-резиденту РФ (независимо от экспортных/импортных операции, по товарам сырьевой группы, конечных продуктов, услуг), необходимо было получить разрешение на открытие р/с в зарубежном банке или иностранного филиала. Для внешнеторговой сделки открывали паспорт сделки, регистрировали в ВЭК, потом таким контролем обязали заниматься банки. По условиям, в российском банке открывался валютный счет, а резиденты при поступлении валютной выручки, обязаны были часть валюты переводить в рубли. Срок возврата (получения валютной выручки) денежных средств за отгруженную за рубеж продукцию не должен был превышать 90 дней, иначе, наступала ответственность, административная, далее уголовная.
Зато явно готовы приглашать матёрых отмывальщиков, готовых за умеренную плату переоформить чуть ли не любую «сырьевую» сделку под внешнеторговый договор по реализации за рубеж отечественных продуктов самой, что ни на есть, глубокой переработки. Той же нефти или того же газа.
Не понял формулировки. Если правильно "осмыслил" статью, внешнеторговые сделки по продаже сырья не подпадают под валютный контроль. Продажа за рубеж готовой продукции не подпадает под такую либерализацию? Зачем "сырьевую" сделку маскировать под продажу готовой продукции?
|