Статья по фильму «Маленькая Вера» (1988), который можно посмотреть здесь youtu.be/E8MCiceJJdY
Галина Иванкина , Газета "Завтра" – zavtra.ru 15.04.2022, 11:25
всё, что происходит на Украине – расплата за убийство СССР как общности
«Есть в наших днях такая точность…»
Павел Коган.
Нынче любое событие выглядит знаково-эпохальным. Когда прикрыли лавочку с вывеской "Макдональдс", многие заметили, что он явился, когда мы теряли Родину и – смылся, когда мы стали её обретать. Движение Ксении Собчак в сторону её желтозвёздного фатерлянда – из той же серии. Женщина-полип, выросшая на почве гнусноватого «рашен-гламура» 2000-х и ублюдочной оппозиционности 2010-х, отвалилась сама собой, без вмешательства. Только бы не наросла вновь! Эпоха всепобеждающей попсы, начавшаяся в конце 1970-х, тоже закончилась с отъездом в Израиль нашей бессрочно-пожизненной примадонны. Подобных маркеров – более, чем достаточно и они проявляются каждый день.
В центре общественного внимания – город Мариуполь, точка на глобусе, которая не менее символична, чем пресловутый "Макдональдс". Именно в Мариуполе, а в те годы – Жданове, снимали двухсерийный ад "Маленькая Вера". Даже поколение айфона «что-то слышало» о перестроченной кинокартине, ставшей знамением тотального развала. Дело вовсе не в убогой сцене «физической любви» – туда направили интерес, будто бы специально «потеряв» нить многослойного и непростого действа. К слову, этот фрагмент вырезают, если фильм крутится на ТВ, а восприятие никак не меняется. Лишний кадр! Такое чувство, что «секс» был включён в общий видеоряд, чтобы оттянуть на себя реальный посыл. Глядите сюда, но впитывайте совсем другое! Техника сродни НЛП (нейролингвистическому программированию).
В той жестокой и – до изумления скучной лав-стори на фоне подыхающей Империи самое важное – это бэкграунд, являющий собой декорацию-перевёртыш, где белое – это внезапно чёрное. Вы задумывались над тем, что нам показали нормальную русскую семью, как серпентарий законченных маргиналов? Подали русский мир «украинского Мариуполя», взяв на главные роли (отец и мать затмевают саму героиню) Юрия Назарова и Людмилу Зайцеву. Это – узнаваемые и родные мужик и баба.
Изображённые люди обычны и типичны. Разложим по полочкам? У Марининых (фамилия по сценарию) чистая, хотя и не роскошно обставленная квартира, мать постоянно готовит-жарит-парит, вертится, делает покупки. Устаёт, но не рыдает. У Верочки — отдельная комната, а это в позднем СССР было не у всех. В педагогической прессе и журнале «Здоровье» писали, что наличие своего пространства — обязательное условие для детского развития, но, увы — не всем пока даётся.
Родители маленькой Веры – трудяги. Да, не академики и не хореографы в местном театре. Но явно не быдло. Он — водитель КАМАЗа, она — диспетчер на производстве. Напомню, диспетчер — это сотрудник, способствующий бесперебойной работе предприятия; лицо со средним техническим образованием, а глав-диспетчер — всегда с высшим. Старший ребёнок Виктор — врач, а поступить в медицинский и в те времена было трудно, вернее – очень трудно, а учиться там — ещё сложнее. Этот якобы-маргинальный пацан блестяще окончил вуз.
Он – хирург, и не у себя в Жданове, а в Москве. Попробуйте в советские времена, будучи провинциалами, осесть в Москве, когда коренных москвичей по «распределению» засылали на юг и север, в Чимкент и Ханты-Мансийск! Виктор не зацепился, но — прилично устроился. Скажете: Виктор женат на москвичке, вот и вся разгадка, но и это говорит нам явственно: это – не самый завалящий мальчик и, судя по всему, в школе был круглейшим отличником.
Сама Вера – тот случай, при коем говорят: «В семье не без урода», но и она не тянет на «маргиналку», чей финал – сточная канава. Сыта-одета-обута. За плечами – десятилетка. Мальчики да кавалеры – из тех, кого уже тогда звали «мажорами». Сначала некий Андрюша, которого всей компанией провожали в мореходку – он фирменно упакован и даже «видак» имеется, а мама — королева импорта. Супруга загран-плавающего моряка. Спрашивает Веру: «Ну что, вместе корабли встречать будем?», и Вера для неё, хоть и не самый лучший, но и не самый отвратительный вариант невестки. Потом нарисовался шикарный студент Серёжа – его предки «вкалывают в братской Монголии», то есть выездные.
Однако характерную для 1980-х среду показали в модном стиле «Так жить нельзя!», обратив зрительские взоры на пьянство и поножовщину, и залакировав той самой неприличной сценкой. Вы все – замараны и повязаны. Вы все – Маленькая Вера плюс вера маленькая. Нет у вас веры, пока не отречётесь от греха, выдуманного журналом "Огонёк" и документалками о ГУЛАГе. Город Жданов обличён, как всеубивающий Мордор и Sin City в одном флаконе, а флакон тот – с зажигательной смесью. Вполне уютный, если нет цели всё обгадить, Мариуполь подсвечен огоньками из преисподней. Этак любой Париж можно явить. Особенно – Париж!
Нам явственно кричали: «Carthago delenda est!» и на роль Карфагена взяли Мариуполь. Тут мог быть любой другой советский город, но режиссёр Василий Пичул выбрал свою малую родину. Этот жест неслучаен – отречение от себя и корней. Конечно, считать этого Пичула и его соучастницу (sic!) и автора сценария Марию Хмелик – эмиссарами дьявола не приходится. Они – лишь проводники тогдашней идеологии, попавшие в самое яблочко.
И теперь, когда Мариуполь не сходит с первых страниц новостных порталов, многие задаются вопросом: «А как все эти годы жила Маленькая Вера?» Спилась или стала удачливым «челноком» в 1990-е? Украинизировалась или потерпела от кастрюлеголовых? Вопросы без ответов. Всё, что происходит на Украине – расплата за убийство СССР как общности. Как системы. Как вселенной. Бумеранг может задержаться, но обязательно вдарит. Вера была маленькая, а слёз – море.
Галина Иванкина
Александр Ермошин
Спасибо, Галина! У вас куча неточностей, например – правильнее говорить не "расплата", а следствие. До расплаты ещё далеко. Но это уже анализ! Точнее – начало анализа.
Комментарии Ютуб по фильму «Маленькая Вера» (1988) youtu.be/E8MCiceJJdY
Комментарии
Viktoriya Zazulina
Помню когда была маленькая (90-тые), родители все шептались, что кино-то эротическое, много непристойных сцен в нем. Меня как подростка, конечно, заинтриговало. Я думала о фильме как о чем-то очень плохом тогда в нашей жизни... Посмотрев много позже его, могу с уверенностью сказать, что то что там показано – это просто цветочки по сравнению с тем, что показывают сейчас. Но главное, в "Маленькой Вере" вскрыты как нарыв множественные социальные проблемы, когда люди, обезглавленные бездуховностью, как бабочки пытались слететься к огню, но ничего у них не получалось... ничего. И в итоге скандалы, недопонимания, суициды... Когда америкосский образ жизни пытался прочно вторгнуться в нашу жизнь, с их доллАрами, половой распущенностью, которая преподносилась как свобода жизни. А на самом деле полное днище... Бедное подрастающее поколение провинции, могло ли тогда оно представить, сколь могут быть убоги и смешны их "идеалы". В общем, одно сплошное расстройство. Но фильм смотрится на одном дыхании. Таких сейчас не делают. Вот вам капитализм с его звериным оскалом(
Robo_ Manus_
Если бы по этому сценарии сняли фильм сегодня, с нынешними актёрами и режиссёрами, была бы просто редкостная помойка, а тогда получился гениальный фильм, вот сколько пересматриваю, ощущение что это настоящая семья снятая скрытой камерой, а Зайцева и Назаров не актёры а настоящие родители, просто шедевральная игра, очень точно показан быт и атмосфера того времени в провинции
optom_best
Надо видеть и принимать отрицательные черты советских людей, и не только советских. Проблема алкоголизма (отец), проблема насилия (Андрюша из флота), непонимание между родителями и детьми, братец Витя (бесподобный семьянин конечно). И неопределённость в жизни Веры, выбор профессии, книжки, развитие, цель в жизни. Сергей правильные вопросы задавал Вере на пляже, он разумный и имеет представление о жизни
Вира Евтехова
Странные чувства после фильма и много проблем: недолюбленный ребенок пытается навязать любовь первому встречному и ведет себя с протестом "обратите на меня пожалуйста внимание", родители, которым по сути плевать на судьбу дочери, отец вечно пьяный и уставший, с чувством выполненного долга "а что вам еще надо... я кормлю вас... а вы не благодарные", мать вечно кукушуку врубает, вся такая распрекрасная, сама приветствует алкоголь, и любит только сына с внуком... отцовская любовь чувствуется, но он не понимает, как найти подход к дочери, потому что большую часть времени его рядом не было и относится к дочери, как к маленькой. А Вера давно уже выросла... уже по койкам начала таскаться... брат, который единственная надежда в семье, весь такой положительный, весь правильный... конечно только ему любовь вся досталась, он и отучился, и на работу хорошую устроился, и семьей обзавелся и все у него как у людей... вывод: любите своих детей одинаково, проявляйте знаки внимания, воспитывайте, будьте с ними всегда рядом, интересуйтесь их жизнью..!
Qwerty Uiop
Фильм в жанре социалистический реализм. Быль в глаза, так сказать. Никакой доброй наивной советской сказки, как у Гайдая и Рязанова. Этим фильм и ценен. Если фильмы Гайдая и Рязанова развлекали и отвлекали от проблем, тот эта кинолента поучает, как нельзя жить, и обращает внимание на людские ошибки. Пожалуй, впервые советские люди увидели на экране не сказку, а зеркальное отражение собственной жизни. Прям как в зеркало посмотрели. От того многим фильм и не нравится, потому что узнали себя и свой быт! И сейчас узнают свою нелегкую советскую молодость.
Особенно гениальные кадры на 27:45 – по радио звучит гимн Союза Нерушимого, а перед нашими глазами предстает кухня в хрущевке и немытые тарелки Это просто гениально – так передать атмосферу путем таких контрастов! Гимн великой страны, и тут же бытовуха. Браво создателям фильма!
ATI-Comunication
Актеры все просто гениально сыграли... Но центровая фигура как по мне тут Мама... ох и штучка все вокруг нее тут крутиться она всем заправляет она держит весь этот напряг в семье... такая бедная несчастная – заморенная а дело свое добре знает – мутит воду ох и крыса же... не дай бог такую тещу никому... лицемерие зашкаливает в этой семье, сидят за одним столом, натягивают улыбку лживую, давятся хорошими лестными словами произнося, а сами готовы придушить этого Сергея... Витя брат Веры самый норм чел... адекватный, вырвался из этой семейки, живет отдельно... жена его и ездить не хочет к его родителям потому что видит что они без башни, так они даже его все равно всячески допекаю,т даже когда он к ним в гости приезжает... психотерапевт врач по профессии Витя это который может и знает как управлять эмоциями-нервами и держать себя в руках но тут даже он бессилен справиться с тем шквалом негатива и дурдома который происходит в родительской семье... Людмила Зайцева (Мама) гениальная актриса, она в этом фильме переиграла всех, заслуживает всех самых высших наград в кинематографе... супер – блестяще!
|