Хазин , [05.07.2022]
Колонка от 5 июля 2022 года
Каждый раз, когда я описываю устройство современной российской элиты, в том числе конфликт либеральной и патриотической её частей, мне приходит масса комментариев про то, что «все они одним миром мазаны», «все они заодно», «всё они врут», «откуда вы знаете» и так далее. Откуда я знаю… Да они сами всё говорят, в условиях кризиса скрыть свои планы невозможно, поскольку нужно консолидироваться в условиях жесточайшей борьбы.
Итак, что мы узнали за последнюю неделю? А как минимум дв вещи. Что Минфин, устами Силуанова, собирается сократить государственные инвестиции. Почему? А потому что «нет денег», Центробанк укрепил рубль, доходная часть бюджета сократилась. Я много раз объяснял, что это не случайность, что это целенаправленная политика либеральных российских денежных властей, которым ещё в начале 90-х их покровители из МВФ объяснили, что есть две основных задачи, которые нужно решать.
Первая — чтобы не было ограничений по оттоку капитала. И мы видим, как Минфин и ЦБ отчаянно бьются за снятие такие ограничений, введённых после начала со стороны Запада санкционной войны. Отток капитала — это святое!
Вторая — чтобы не допустить внутренних, рублёвых инвестиций. И мы видим, как Центробанк и Минфин максимально ужесточают возможности внутренних инвестиций, поднимают ставку, пытаются вновь, «хоть тушкой, хоть чучелкой» протащить «бюджетное правило». Которое в реальности — способ сократить источники внутренних инвестиций.
А что правительство? Точнее, его руководство, в лице Мишустина? А он, выступая на открытии выставки «Иннопром» в Екатеринбурге, говорит: „У нас много друзей. То, что сегодня здесь так много гостей, говорит об одном: Россию невозможно изолировать. Мы осмотрели экспозицию. Посетили стенды Казахстана, Узбекистана, Белоруссии и Армении. Нам необходимо всем вместе действовать. Санкционные барьеры и запреты кардинально изменили порядок. Ни одной стране мира нельзя гарантировать теперь поставки. А значит, нам надо в сжатые сроки разработать технологический суверенитет. Необходимо обладать собственными компетенциями и технологиями. Это сложная задача, но выполнимая. Существующий задел позволил не допустить плачевной ситуации“.
И дальше он отметил, что в стране планируют создать инженерные школы и готовить профессионалов в отраслях. Причем начинать хотят именно со школы. „Цель одна — перейти от догоняющей модели развития к опережающей. Для этого нужны новые меры поддержки“, — подчеркнул Михаил Мишустин.
Как понимают даже малые дети, это не просто программа, это программа, которая требует колоссальных инвестиций. И поскольку Мишустин её публично объявил, отказаться от неё уже не может, тем более, в условиях жёсткого политического противостояния. Масштаб программы связывает политическое будущее Мишустин с её выполнением и даже замолчать её уже не получится. Да и, собственно говоря, все понимают, что без реализации такой программы у всей страны, включая нынешнюю политическую элиты, никакого будущего нет.
Но сделать это с той программой, которую предлагают либералы (Набиуллина и Силуанов среди которых — только первые среди равных) невозможно. Так что, фактически, можно было бы сказать, что Мишустин объявил либералам войну «до победного конца», если бы не понимание того, что война была объявлена уже довольно давно. Просто в очередной раз понимание этого вышло в публичное поле.
Ну а нам нужно делать выводы. В том числе, понимать, что карьерные лифты для тех, что хочет строить, а не воровать из бюджетных потоков, могут достаточно быстро открыться. А к этому тоже нужно быть готовым. Так что приглашаем всех принять участие:
Авторский курс Михаила Хазина «Карьерный консалтинг» 4 поток (online) fondmx.pro
НЕЗЫГАРЬ , [06.07.2022]
1. Отсутствие на форуме Иннопром в Екатеринбурге первых фигур финансового блока, а также известных сторонников монетаризма российского толка истолковано политологами как свидетельство продолжающейся дискуссии о том, насколько приоритетны финансовые рычаги в процессе адаптации экономики к военно-санкционному режиму. В течение последних двух лет ключевую роль минфина в формировании и распределении бюджетных потоков правительству Мишустина удалось трансформировать в сторону консультативно-счетной деятельности, предоставив право принимать окончательные решения так называемому «широкому минфину» под кураторством вице-премьера Григоренко, что вызвало скрытое и явное сопротивление инициативам правительства, направленным на развитие высокотехнологичных отраслей, максимально не зависимых от западных поставок.
2. Одним из последних примеров такого рода стало широко растиражированное предложение Минфина сократить бюджетные расходы на 1 трлн 600 млрд руб, подвергнув секвестру в первую очередь капитальное строительство в рамках национальных проектов. Обоснование министр Силуанов по традиции дал крайне невнятное, компрометируя собственных сотрудников, которые не далее как в конце прошлого года сверстали, по их словам, обоснованный и сбалансированный бюджет. Между тем, времена, когда все объяснения можно было свести к ссылкам на «гармонизирующую роль невидимой руки рынка», и необходимость финансировать гипотетический дефицит бюджета, прошли. Обществу необходимо знать, по какой причине при профиците торгового баланса и растущих доходах бюджета возникла необходимость срезать финансирование президентских национальных целей. Помимо срыва натуральных показателей, в том числе строительства больниц и школ, бюджет теряет будущие доходы от полутора триллионов капитализированных рублей в размере не менее 300 млрд рублей ежегодно. А также возвратные доходы в виде НДФЛ, налога на прибыль и т.д. на сумму около 100 млрд руб, не говоря о новых рабочих местах (не меньше 100 тыс на такой объем инвестиций) и мощную прямую и косвенную через потребительский спрос поддержку материального производства по десяткам технологических цепочек.
3. Минфин по многолетнему трафарету предлагая «срезать» бюджетные расходы по-прежнему обходит вниманием возможности денежной оптимизации, относящейся прямо к его компетенции — в частности, проанализировать, по каким причинам дебиторская задолженность в рамках ФАИП возросла в 2021 на 320 млрд руб, продолжив многолетнюю тенденцию, и почему Минфин исправно финансирует сорванные стройки, не контролируя эффективность бюджетных затрат при молчаливом игнорировании проблемы Счетной палатой? Аналогичная ситуация и с «временно свободными остатками бюджетных средств» в 262 млрд руб, которые отдельные госкорпорации прокручивают на депозитах в банках, обеспечивая им гарантированную прибыль даже в условиях пандемии. Вследствие подобного бюджетного планирования по данным той же СП на конец 2021 года в незавершенке омертвлено 4 трлн руб, в 2.8 раза больше, чем заявленный минфином болезненный секвестр бюджета с сомнительной эффективностью.
4. Главная проблема, которая определяет противоречия между правительством и финансовым блоком, включая ЦБ – разница в приоритетах. Правительство в своей стратегии (Единый план достижения национальных целей) перешло к конечным натуральным показателям, учитывая прибыль и стоимостные ориентиры в качестве сопутствующих. Минфин и ЦБ по-прежнему исходят из главенства прибыли и стоимостных показателей, что позволяет производить манипуляции, оценивая динамику развития экономики и закрывая бреши необеспеченными финансовыми ресурсами, как это происходит, к примеру, с валютным курсом: искусственно ослабленный рубль позволяет быстро нарастить доходы бюджета вне зависимости от реального состояния экономики. Однако в ситуации со специальной военной операции (СВО) на Украине, когда востребованы натуральные ресурсы, боеприпасы и оружие, а не цифры растущих доходов и складированные по бюджетному правилу в резервы нефтяные сверхприбыли, такая политика может закончиться крайне неудачно.
РУССТРАТ , [06.07.2022]
Мишустин призвал в сжатые сроки обеспечить технологический суверенитет России
Ни одной стране в мире и никогда больше нельзя гарантировать поставки важнейшей продукции из-за рубежа
Технологический суверенитет России необходимо обеспечить в сжатые сроки. Об этом на пленарной сессии выставки «Иннопром-2022» в Екатеринбурге заявил председатель правительства РФ Михаил Мишустин.
«Санкционные барьеры и запреты кардинально изменили существующий порядок. Ни одной стране в мире и никогда больше нельзя гарантировать поставки важнейшей продукции из-за рубежа. А значит, нам нужно в сжатые сроки построить технологический суверенитет», – передает слова Мишустина РИА «Новости».
По словам премьер-министра, для продолжения индустриализации страны и ускорения развития отечественных наукоемких производств необходимо сформировать новые принципы и новые подходы. В то же время, в России наблюдается определенный спад в отдельных отраслях экономики, но не критично.
«У нас есть хорошие заделы, во многом это позволило нашей промышленности устоять и избежать драматических сценариев, которые прогнозировали и ожидали наши оппоненты. Да, есть определенный спад в отдельных отраслях, но мы нигде не приблизились к критической отметке. Наоборот, наблюдается ускорение темпов роста в электронике, фармацевтике, других отраслях», – заявил он.
На встрече с премьер-министром Казахстана Алиханом Смаиловым, Мишустин призвал казахстанских производителей занять нишу ушедших из России компаний.
«Считаем, что у казахстанских партнеров есть хорошая возможность для того, чтобы заместить компании из недружественных государств, остановивших работу на российском рынке… В ближайшее время мы планируем запустить перспективные инфраструктурные и транспортные проекты. В рамках программ импортозамещения будут созданы дополнительные производственные мощности», – сказал он.
|