НЕЗЫГАРЬ , [08.07.2022] [Переслано из Константин Двинский Z]
Казалось, пример Александра Лукашенко должен стать уроком для всех стран постсоветского пространства. Насколько рискованно играть в многовекторность. К тому же, сейчас, когда геополитическая обстановка накалена до предела.
Но власти Казахстана под руководством Токаева действуют вне всяких законов логики. Даже если исходить сугубо из географического положения Казахстана, то становится очевидно, что это государство ни при каких обстоятельствах не способно двигаться в прозападном направлении, даже быть американским сателлитом Казахстану практически нереально. И ладно, если бы в регионе находилась одна Россия. С востока Казахстан поджимает Китай, который уж точно не будет спокойно смотреть на усиление влияния Вашингтона и Лондона в Средней Азии.
Политика Нур-Султана является недальновидной, в том числе, и с той точки зрения, что нынешние действия режима Токаева не будут забыты ни через 5, ни через 7, ни через 10 лет. И Россия, и Китай всегда будут помнить поведение Казахстана сегодня. Даже тогда, когда власть в этой стране сменится. Таким образом, Токаев наносит ущерб внешней политике Казахстана и в долгосрочной перспективе.
Известно о новой инициативе казахстанских властей по фактическому соблюдению режима ограничений в отношении России и Белоруссии.
На днях прекратил свою работу "Каспийский трубопроводный консорциум". Работа остановлена, как минимум, на месяц. В основном по КТК отгружается нефть из Западного Казахстана. КТК обеспечивает примерно 60% нефтяного экспорта Казахстана, что в физическом выражении равно 1 млн б/с.
Если говорить о финансовой составляющей, то каждая неделя простоя будет стоить казахскому бюджету примерно 370 млн долларов, что является 1% от годового (37 млрд долларов). Соответственно, месяц простоя – это, как минимум, 1,5 млрд долларов.
Токаев уже поручил максимально переориентировать нефть по транскаспийскому маршруту через Азербайджан и Грузию. Но, очевидно, что в значительной степени это сделать невозможно. Поэтому казахский бюджет пока что окажется без доходов.
Впрочем, остановка КТК скажется не только на Казахстане. Нефть шла преимущественно в Европу. То есть, сейчас мировой рынок нефти лишается 1 млн б/с. Да, какие-то объемы казахи смогут переориентировать на транскаспийский маршрут, какие-то – закачают в хранилища и выльют на рынок после. Однако в моменте на нефтяные котировки давление усиливается. Собственно говоря, это и стало важной причиной возвращения котировок на предыдущий уровень в 105-107$ за баррель после резкого падения до 99$.
В общем, у Казахстана есть месяц для размышлений, хотя геополитическая недальновидность Нур-Султана подсказывает нам, что курс на многовекторность не поменяется. Сегодня 8 июля стало известно, что Казахстан выходит из соглашения СНГ о Межгосударственном валютном комитете. Что же, Токаев сам выбрал свой путь.
Айнур Курманов , ИА «Политнавигатор»; – politnavigator.net 09.07.2022 00:47 (Мск)
Сейчас в казахстанских телеграм-каналах и в так называемом «экспертном сообществе» наблюдается настоящая истерия по поводу приостановки российским судом прокачки нефти с казахстанских месторождений Тенгиз, Кашаган и Карачаганак, эксплуатируемых американскими, европейскими и британскими компаниями по трубопроводу Каспийский Трубопроводный Консорциум (КТК).
Дело в том, что 5 июля Приморский районный суд Новороссийска принял решение приостановить деятельность Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) на 30 дней. В основу решения легли экологические нарушения, выявленные в работе КТК, так как еще 6 мая сотрудники Ространснадзора организовали выезд на объекты трубопровода и обнаружили целый ряд аварийных разливов нефти, которые отравляли почву и воду.
Служба Ространснадзора вынесла предписание устранить последствия разлива нефти, но в итоге вынуждена была действовать через суд и внести исковое заявление с требованием остановить работу КТК на 90 дней. В результате Фемида частично удовлетворила претензии государственного органа и экологов, ограничив работу КТК на месяц.
В связи с этим в казахстанских СМИ многочисленными блогерами и националистами стала раскручиваться тема преднамеренного шага со стороны Кремля по блокировке КТК, так как якобы этим наносится удар по Казахстану и его экономике. Снова начинается формирование армией ботов в общественном сознании образа врага в лице России.
И тут необходимо разобраться. Дело в том, что по трубопроводу КТК шла нефть на 90% принадлежащая американским, британским и европейским корпорациям, которые по кабальным для народа Казахстана соглашениям о разделе продукции (СРП) и контрактам по недропользованию, заключенных еще в начале 90-х годов, владеют двумя третями добываемых в РК углеводородов.
Это можно проследить по распределению долей активов в международных консорциумах по добыче нефти на трёх крупнейших казахстанских месторождениях нефти.
Так, на месторождении Тенгиз на Каспии в рамках ТОО «Тенгизшевройл» национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 20%, Chevron (США) – 50%, ExxonMobil (США) – 25%, СП «ЛукАрко» (США) – 5%.
На месторождении Кашаган на Каспии в консорциуме North Caspian Operating Company N.V. (NCOC) национальный оператор «КазМунайГаз» имеет 16,88%, Eni (Италия) – 16,81%, ExxonMobil (США) – 16,81%, Shell (Великобритания) – 16,81%, Total (Франция) – 16,81%, CNPC (Китай) – 8,33%, Inpex (Япония) – 7,56%.
На месторождении Карачаганак в Западно-Казахстанской области в Karachaganak Petroleum Operating B.V. национальный оператор «КазМунайГаз» имеет всего 10%, Eni (Италия) – 29,25%, Shell (Великобритания) – 29,25%, Chevron (США) – 18%.
Американские платформы на Кашагане в Каспии
Эти западные компании транспортируют уже свою нефть по КТК, так как РК получает только незначительные налоги с них после пересечения границы. Главный же национальный оператор – квазигосударственная компания «КазМунайГаз» в основном транспортирует нефть железнодорожным транспортом через территорию России и затем использует российские трубопроводы.
Поэтому ущерб от этой остановки для бюджета Казахстана минимален, а налоги всё равно поступят после возобновления работы КТК. Поэтому данная истерия штатных националистов и профессиональных русофобов продиктована страхом компрадорских группировок в правящей элите и заказом со стороны западных корпораций, теряющих сверхприбыли.
Но есть, конечно, в этой истории и своя политическая составляющая, так как – уже известно, что данная американо-европейская нефть, добытая в Казахстане и отгружаемая через порт Новороссийска, затем отправляется в румынский порт Констанца откуда поступает на нефтеперегонный завод, после чего уже поставляется для воюющей армии Украины.
Были и более вопиющие случаи, когда еще до спецоперации казахстанская сторона покупала российскую нефть в том же Новороссийске и отправляла на танкерах на Украину. Поэтому, неужели российские экологи и Ространснадзор не могли ответить на недружественные действия в рамках развернувшейся санкционной и информационно-политической войны в отношении КТК, который также находится под контролем западных корпораций?
Ведь уже очевидно, что чем дальше заходит противостояние с Западом, тем более критическим становится нахождение в стратегическом тылу России на Каспии крупнейших американских и европейских добывающих корпораций, не только создающих конкуренцию, но и отравляющих общий водоём и всё живое, а также ускоряющих своими работами по углублению дна обмеление и высыхание моря.
И наоборот – стремление казахстанских властей присоединиться к санкциям в отношении России вызывает не просто вопросы, но и реальную озабоченность возможностью появления в перспективе еще и «южного» фронта. Дело в том, что 6 июля Минфин Казахстана опубликовал проект приказа, запрещающий поставку в Россию и Белоруссию товаров, которые попали под западные санкции.
На одном из правительственных порталов даже был размещен этот приказ для осуществления его «общественного обсуждения». Сделано это было с целью показать, что данная мера в отношении союзников активно поддерживается местным населением и является настоящей информационной и политической диверсией. Вдобавок, Казахстан вышел 8 июля из соглашения Содружества независимых государств 1995 года о Межгосударственном валютном комитете.
В этом же ключе надо рассматривать и заявление президента РК Касым-Жомарта Токаева о необходимости немедленного осваивания альтернативных маршрутов в обход России и даже с привлечением американских инвесторов с месторождения Тенгиз. А это как раз корпорации Chevron, ExxonMobil и СП «ЛукАрко».
«Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю «КазМунайГазу» проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с «Самрук-Казына» следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь», – отметил президент на совещании 7 июля с участием руководства правительства, руководителей профильных министерств и ведомств, национальных компаний по развитию транспортно-транзитного потенциала страны.
Для развития Транскаспийского маршрута через Баку, Тбилиси и далее в Батуми или территорию Турции предполагается трансформировать порты, «превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря». Предполагается закупить танкерный флот и создать контейнерный хаб в порту Актау. Но на это потребуется, минимум, три года, и данный маршрут обойдется в дополнительные десятки миллиардов долларов.
Токаев на последнем совещании по логистическим маршрутам
А сейчас более дешевой альтернативы существующим российским маршрутам и трубопроводам – просто не существует. И самое примечательное, что руководство Казахстана печется тут не о своей нефти, добываемой «КазМунайГазом», а о прибылях тех же американских, британских и европейских корпораций, которым становится все сложнее и проблематичнее доставлять, по сути, украденное у казахстанского народа «черное золото» на мировые рынки.
То есть правительство РК со всей очевидностью обслуживает интересы Запада на Каспии и в регионе в целом, разрабатывая новые маршруты и пытаясь привлечь к этому Анкару.
Поэтому в данной ситуации не следует перекладывать ответственность с больной головы на здоровую, и важно нынешней «элите» в Нур-Султане наконец-то понять, что при новом геополитическом раскладе на постсоветском Евразийском пространстве – все эти активы и трубопроводы придется рано или поздно национализировать.
Айнур Курманов
|