Леонид САВИН , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 10.10.2022
О меметической войне
5 октября 2022 г. в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне прошел круглый стол[1] «NAFO и победа в информационной войне: уроки, полученные на Украине».
NAFO – это North Atlantic Fellas Organization (Fella можно переводить как «парень», «приятель»), и признание новой структуры в качестве элемента военно-пропагандистской машины Запада говорит о том, что опыт будет расширяться.
В пресс-релизе CSIS NAFO характеризуется как «органичная онлайн-группа сторонников проукраинской позиции, творчески использующих цифровые медиа для борьбы с ключевыми источниками российской дезинформации». Речь идет о попытках обесценить, «отменить» официальную информацию и факты, которые делает достоянием общественности российская сторона.
NAFO была создана в мае 2022 г., и одним из её символов избран рисованный образ собаки японской породы сиба ину, с которым изготовляются многочисленные мемы. «Заукраинцам» предлагается использовать его в качестве своих аватаров.
Затем появились изображения с системами Javelin, стилизованные под Богородичные иконы (заурядное американское богохульство), на которых, как выяснилось, паразитирует канадский журналист, выходец с Украины Христиан Борис. Смекалистый канадский украинец создал веб-сайт Saint Javelin[2] и завёл интернет-торговлю «сувенирами» с подобной атрибутикой. Часть вырученных денег пан Борис тратит на покупку снаряжения и амуниции для ВСУ и неонацистских формирований.
Эти два направления – сбор средств и распространение мемов или комментариев – основа работы NAFO. Руководят процессом спецы информационных операций.
Сооснователем NAFO является Мэтт Мурс[1], бывший военнослужащий корпуса морской пехоты США. В своё время (2006 год) именно майор корпуса американской морской пехоты Майкл Проссер предложил концепцию меметической войны[3]. Проссер утверждал, что атака на какую-либо идеологию должна вестись как нападение на её центральную идею, и мемы – оружие такой атаки. Согласно Проссеру, идеологии обладают теми же характеристиками, что и болезни, а мемы являются средствами «излечения» (или распространения) идеологических заболеваний.
С 2006 года методы меметической войны значительно продвинулись, сегодня НАТО вполне вооружена ими. В этой войне девальвируется вражеская идеология, а Интернет является полем, на котором ведется информационная война.
Издание Politico отмечает[4], что «углубиться в NAFO – значит пройти ускоренный курс … превращения интернет-культуры в оружие».
Структура NAFO выглядит аморфной, но в неё входят, например, президент Эстонии Томас Хендрик Ивес, министр обороны Украины Алексей Резников, генерал-майор армии США Патрик Донахью, конгрессмен Адам Кинзингер и другие известные лица.
«Вашингтон пост» пишет[5], что работа NAFO – это троллинговая война. В публикации цитируется Элиот Хиггинс, основатель известного сайта BellingCat, связанного с британскими спецслужбами. Хиггинс обещает[6] рассказать о NAFO «как о примере онлайн-сообществ, органично реагирующих на дезинформацию со стороны правительств».
Западные обозреватели единогласны в том[7], что NAFO строит свою работу на так называемом шитпостинге (shitposting) – размещении низкокачественных сообщений (буквально: дерьма), снижая этим значение любых текстов и делая их бессмысленными. The Economist называет это «легкомысленной практикой», но считает[8] приёмы NAFO «удивительно успешной формой информационной войны».
В России шитпостинг обычно не работает, как не работает он в странах с неуничтоженной консервативной культурой. Однако на Украине и на Западе, где «культура отмены» шагнула гораздо дальше, пошлые мемы идут «на ура».
И работа NAFO в этом отношении показательна. Мемами и пошлыми русофобскими шуточками North Atlantic Fellas Organization развешивает в виртуальном пространстве психологические крючки. Собака шиба ину, например, изображается «гендерно нейтральной», пропагандируя ЛГБТ. Линейка «святых джавелинов» обеспечивает глумление над христианскими образами. И все это связано с оглуплением народа (глупыми проще управлять), с насаждением в его подсознании ненависти. Сама вульгарность приёмов меметической войны, подкрепляемая «культурой отмены», выступает средством завоевания масс.
Леонид САВИН
Ссылки
[6] – | Eliot Higgins on Twitter: "Not even as a bit, but as an example of online communities organically responding to disinformation from governments and counterfactual communities via shitposting. Plus it's good for morale." / Twitter
twitter.com/EliotHiggins/status/1564685798636548096
|
|