Владимир Скачко , «Антифашистский форум Украины» – antifashist.com 16.03.2023, 16:04
Среди ляпов, которые вольно или невольно встречаются в сочинениях школьников, есть малограмотные, но очень и очень глубокомысленные и неоднозначные. Среди таких и этот: «Машинист поезда и сам не мог толком объяснить, как очутился на Анне Карениной».
А вы представляете себе этого машиниста, как бы его порвало на немецкие кресты, если бы он в 2020 году оказался на Анне Карениной из постановки Манчестерского «Театра Королевской биржи» (Великобритания). В пьесе ее играла афроамериканка. Она же – негритянка, уроженка Нигерии Они Ухиара, не черная, как смоль, но темнокожая.
Мнения о той постановке, разумеется, разошлись. От «Хорошо, что Толстой не дожил» до «цвет кожи не важен, значение имеет талант актера и то, как он чувствует персонажа». А актриса чувствовала себя очень даже хорошо. Она была в восторге от роли и говорила, что «эта история запретной любви в империалистической России до сих пор остается самым сильным рассказом о человеческом сострадании и слабости». Вот так вот – о «России империалистической»…
Однако я бы не говорил, что такое прочтение романа Льва Толстого носит исключительно русофобский характер. «Комсомольская правда» напомнила, что жертвами расовой раскраски белых изначально, по тексту, театральных и киношных персонажей стали многие. В 2016 году в спектакле «Гарри Поттер и Проклятое дитя» Гермиону Грейнджер с благословения Джоан Роулинг сыграла чернокожая актриса Нома Думезвени.
А потом пошло-поехало: в телесериале «Отверженные» по Виктору Гюго инспектора Жавера сыграл этнический нигериец Дэвид Ойелоуо, в «Дэвиде Копперфилде» образ диккенсовского героя воплотил индиец Дев Патель, в пародийном сериале «Великая» про Екатерину II чернокожие играли русских… Особенно же доставил, как сейчас говорят, популярный сериал «Бриджертоны», где темнокожие играли британских аристократов.
И вот – нате вам в «России империалистической»: 16 марта 2023 года в кинопрокат анонсирована новая экранизация «Трех мушкетеров», где Д*Артаньяна сыграет чернокожий артист Малачи Пуллар-Латчмен. Парниша классный во всех отношениях и довольно известный в узких кругах широкой западной кинематографии: снимался в сериале «Жители Ист-Энда», в фильме ужасов «Челюсти. Столкновение», в картине «Я иду искать. Королевская игра». Однако Д*Артаньян – его первая столь солидная роль.
И сегодня многие задаются вопросом, почему так происходит? Кому выгодно смешивать оригинал с подделкой, подлинное с натяжкой, роли и исполнителей, людей разных рас, порой не подходящих своим героям по цвету кожи?
Если верить газете «Взгляд», то сегодня есть две концепции, согласно которым появление чернокожих актеров в ролях, которые заведомо считались ролями для белых, желательно или даже необходимо, – британская и американская.
Деление весьма условное, но заметное. Британская – это воспитание так называемого «расового дальтонизма» в восприятии рас и людей с разным цветом кожи, своего рода мультикультурализм, которым стали обзывать прежний добрый, воспетый и взлелеянный в СССР интернационализм. Цель мультикультурализма – воспитание подхода в отношении к людям по принципу «единство в многообразии». А также объединение людей разных рас, коренного населения и пришлых эмигрантов в некую единую гражданскую и, если хотите, политическую нацию, при которой расовые различия не стираются, а не замечаются и не играют никакой роли. Все равны, как граждане, не только на бумаге, а по ощущениям, по отношению.
В искусстве кино и театра это означало и означает, что все национальности артистов как бы стираются, и все могут играть всех. И всякие – всяких. Кроме того, конечно же, речь идет о равенстве, а все для всех обозначает большую вовлеченность «цветных» в традиционную экономическую и культурную жизнь страны, что улучшает их материальное положение и тем самым дополнительно ускоряет процесс создания этой самой единой нации. Ну это как Ленин на всевозможных бюстах и памятниках в национальных республиках и автономиях незаметно так носил черты титульной национальности, но был Лениным – одним для всех, но в Туркмении – туркменом, в Бурятии – бурятом и т. д.
Современная американская концепция расового выравнивания (в том числе и в театре, и в кино) подразумевает больше не государственнический, а правозащитный подход. Речь идет не о гражданском или политическом выравнивании, в первую очередь. Это вторично. А первично то, что в США радикально (особенно после возникновения всех этих БЛМ) теперь требуют различать цвета с одой целью – чтобы достигнуть социальной справедливости. И отдать должное тем, кого унижали ранее по цвету кожи, разрезу глаз или происхождению.
При таком подходе белому актеру нечего и думать о том, чтобы сыграть чернокожего или любого другого «цветного» персонажа, вплоть до арабов и коренных американцев. Даже традиционного Отелло. И дело тут не в борьбе с белым расизмом или унижением за цвет кожи времен сегрегации негров, когда бродячие артисты развлекали толпу сатирическими, подчас унижающими черных сценками «из жизни негров», перемазывая лица сажей.
Сейчас в Америке все исходят из того, что если белые играют черных, то они тем самым воруют рабочие места в театре и кино у черных. И тем самым ухудшают социальные проблемы меньшинств, ранее вызываемые прежним системным расизмом со стороны белых А вот если черные играют белых, то это значит, что они отбирают долги у белых за прежние века унижений и расовых ограничений, восстанавливая пресловутую социальную справедливость.
«Дурдом «Солнышко», как говорили раньше в СССР, но такова сегодня реальность в тех же США. Чистое передергивание: ведь если роли белых отдавать черным, то черные будут точно так же воровать творческий хлеб у белых. Но белые уже все сдают, во всем уступают под нажимом и уже демонстративно целовали ноги и туфли черным и прочим цветным, чтобы покаяться за прежний белый расизм. А теперь, как замечает газета «Взгляд», требование расового выравнивания распространяется также на персонажей мультфильмов и постепенно расширяется на принцип сексуальной ориентации и гендерной идентичности. То есть уравнивать, так всех со всеми, свинью с конем, а кактус с табуреткой.
Ну и, конечно же, перехлесты тут вызваны множеством причин и скрытых смыслов, которые закулисные режиссеры вкладывают в эти процессы, дергая за ниточки и канализируя в нужном направлении те или иные проявления новой моды. Это и стремление к банальной коммерческой выгоде: надежда на то, что оригинальность с цветными, играющими белых, привлечет любителей нового и необычного. И это подчас действительно срабатывает.
Есть тут и политическая подоплека: это чистый расизм навыворот. Вместо белого расизма расизм черный: попытки добиться каких-то преференций, уступок и даже денег для черных за счет унижения белых. Нарочитого и демонстративного, как в случае с целованием туфель.
Есть и расчет на примитивизацию искусства классического, на сведение его к балаганной культуре, когда форма играет большую роль, чем смысл. К фольклору, когда развлечение и отвлечение от проблем важнее воспитания.
Это слом традиционных стереотипов и стереотипных традиций в рамках всеобщей примитивизации, оглупления и дебилизации населения, которому дают культурную жвачку вместо полноценной и полновесной интеллектуальной продукции. В конце концов, это практика отмены культуры и замены ее суррогатом. А если касается русской культуры – то еще и своеобразная отмена России, извращение ее ценностей и особенности.
Но как бы там ни было, а черный Д*Артаньян уже в России. А значит, и у нас где-то здравый смысл засбоил, а коммерция вышла на первый план. Многие же и в России захотят увидеть, что не так с гасконцем, который так сильно «загорел» и как изменились его бойцовские возможности в новом цвете…
Ну а к чему приводят неуемные политические игрища с расами, с национальностями, очень хорошо показывает нынешняя неонацистская Украина, где и черных нет, а вот сегрегация белых русских, переходящая в геноцид под видом восстановления «исторической справедливости» и «освобождения от колониального гнета» тоже белых украинцев, расцветает пышным и кровавым цветом.
Владимир Скачко
|