ПравдаИнформ: Напечатать статью

Преодолеть 1960 годы

Дата: 04.04.2023 14:40

anlazz.livejournal.com 2023 - 04 - 04 12:51:00

Никогда бы не подумал, что напишу подобное. Дело в том, что для меня 1960 годы всегда были самым любимым временем в истории – причем, не только для нашей страны. Но для нашей страны – в особенности. Потому, что 1960 годы – это прогресс, это Космос. Это – спутники, летающие все дальше и выше. Это – Юрий Гагарин, это Герман Титов, Валентина Терешкова, ну и т.д. и т.п. Это – мысли о том, что очень скоро будет достигнута Луна (а она была почти достигнута: облет спутника Земли советским аппаратом «Зонд» произошел 15 сентября 1968 года), о том, что города на Марсе, возможно, удастся увидеть уже текущему поколению. О том, что авиация будет не только реактивной, но (обязательно) сверхзвуковой. О том, что роботы очень скоро заменят человека в тяжелом и монотонном труде, и ему останется только заниматься наукой и разнообразным творчеством. Ну и т.д., и т.п.

Причем, это были не безумные мечты – наоборот, все это будущее тогда, в 1960 годах, было зримо, реально, практически ощущалось руками. И в виде тех же космических аппаратов, сверхзвуковых самолетов, атомных реакторов, автоматических линий, что существовали «в металле» и «почти были в жизни». И в виде тех колоссальных изменений, что проходили живущие тогда поколения буквально на глазах: еще в начале 1950 годов большая часть их жила в условиях пускай колхозной, но деревни – с избами, печным отоплением, скотиной в доме зимой, с бесконечными сельхозработами, грязью на улицах и т.д. (Электричество вот уже было – но «по часам»: колхозные электростанции не имели достаточной мощности для полноценного обеспечения.) А уже в середине 1960 – эти же люди оказались в комфортабельных городских квартирах со всеми удобствами, с общественным транспортом и асфальтированными дорогами (в городах), с магазинами, где можно купить любые продукты (да, именно так тогда было: пресловутый «дефицит» пришел лет через пятнадцать.) С кинотеатрами, консерваториями, музеями, вузами, эстрадными концертами и телевизионным вещанием.

Для нас на самом деле это очень тяжело понять: перемен подобного толка – вроде того, что «родился в поле во время покоса, жил вместе к коровами, а теперь работает на современном заводе/КБ/НИИ» – в массовом масштабе никто не знал ни до, ни после. (Все эти восхищения интернетом и смартфонами, как «кардинальным изменением мира» по сравнению с этим смешны.) Равно как очень сложно понять то ощущение свободы, которое давали указанные изменения: в отличие от крестьянина, буквально «привязанного» к земле и прочему хозяйству, городской житель ощущал себя практически неограниченным. (С учетом крайне мягкого трудового законодательства того времени.)

Отсюда – культурный всплеск. Массовое чтение, причем, не комиксов или «развлекаловки», а вообще всего. Начиная с классической литературы – и не только русской – и заканчивая «научпопом», который тогда был не чета нынешнему «научпопу». (Сейчас – это те же комиксы, выпускаемые мутными типами на деньги различных «фондов», тогда – работы «настоящих» ученых, мало чем отличающиеся от «подлинных» научных работ.) Разумеется, это породило огромную потребность в литературе и, на какое-то время, дало значительную «фору» писателям. (То есть, писатель мог писать «почти о чем угодно» – его все равно читали.) С музыкой, живописью, театром было то же самое: в разы выросшее количество «потребителей» позволяло «творческим работникам» не задумываться о своем будущем. (Нет, была, конечно, пресловутая «цензура» и прочие ограничения – но они прекрасно обходились «эзоповым языком», тем более, что потребители были способны его понять.)

Собственно, эти два процесса и «сформировали 1960 годы». С одной стороны, огромный научно-технический прогресс во всех областях, причем, прогресс, «проникающий в жизнь» – транзисторный приемник на столе, полеты в отпуск на реактивном самолете, антибиотики, «волшебным образом» излечивающие страшные до этого болезни и т.д. – породил «культ физиков». (Т. е., тех, кто связан с преобразованием природы.) С другой – указанный «культурный голод» людей, избавленных от необходимости доить коров, косить сено и делать другие такие же «времяпожирающие» вещи породил «культ лириков». (Поэтов, писателей, художников, артистов и т.д.)

Физики и лирики. Люди изучающие и изменяющие природу, и люди, показывающие человеческие эмоции, изменения психики в данном процессе – казалось, именно это и нужно для человека в его движении к счастью. Заметили, что выпало из рассмотрения? Если нет, то укажу прямо: выпало общество. Да, именно так: при всем торжестве человеческого разума и в интеллектуальной, и в эмоциональной сфере, в области социальных отношений указанный период может ознаменоваться неким откатом. Нет, пока еще не критичным: ну да, само понятие «общества» для людей 1960 годов не было еще чуждым. Еще вызывала энтузиазм пресловутая «общественная работа» – различные стройотряды, комсомольско-молодежные стройки и т.д. еще не стали чистым способом заработка. Еще был задор у комсомольцев, а комсомольские руководители еще не проводили жизнь между пресловутыми «саунами» и «освоением выделенных средств». Еще слово «коммунист» не вызывало ничего, кроме бесконечного уважения. (Хотя вот «самые главные коммунисты» – и Хрущев, и Брежнев – уже начинали восприниматься исключительно иронически. Хотя не так, как это будет лет через десять.)

Но само идея «общественных изменений» «ушла в даль», стала считаться менее значимой, нежели «великие идеи» научно-технического и культурного прогресса. (Ну да: кто там герои у тех же Стругацких, которых можно назвать «зеркалом 1960 молодежи»? А исключительно или «люди науки и техники» – разного рода пилоты, ученые, инженеры и т.д. Либо – «люди искусства».) Да, коммунизма ждали – к 1980 году. Но этот самый коммунизм воспринимался исключительно через «увеличение материально-технической базы»: вот построят огромные заводы, где будут выпускать все, что нужно – начиная с резиновых сапог и заканчивая телевизорами – и будет коммунизм со всем вытекающим отсюда...

Забавно: но в данном смысле коммунизм... действительно построили к указанному сроку. Ну ладно – почти построили, потому, что практически все потребности, бывшие у людей 1960 годов – начиная с уже указанном комфортабельном жилье и заканчивая потребностью в массовом чтении классики – к этому времени удовлетворили. Вот только эти самые «комфортабельные дома» «превратились» к тому моменту в пресловутые «хрущевки», который можно было только хаить и ругать. (Это продолжилось вплоть до того момента, когда возник «рынок жилья» и потребность в нем. Вот тогда все снова переменилось: за «убогую хрущевку» стали отдавать деньги размером в пару десятков лет «средней зарплаты», и сразу же стало понятным, что она не такая уж и «убогая».) А пресловутая «классика» стала не то, чтобы никому не нужной – но вторичной. Вот какого-нибудь Дрюона с пластинками группы «Пинк Флойд» купить – это да. А Пушкин – ну, не сказать, чтобы слишком круто.)

То есть, оказалось, что никакое научно-техническое развитие, а так же никакое развитие культуры в реальности к «обществу всеобщего счастья» не ведет: получается, как с горизонтом, который отдаляется при любых попытках приблизиться к нему. (Хотя со всех ног беги, хот на «Феррари» катись – все равно не достигнешь.) А раз так... А раз так, то нахрен нужен этот коммунизм! Гораздо лучше потратить все силы на создание «отдельно взятого счастья, отделенного от остального мира трехметровым забором». Именно эта мечта (безо всяких кавычек) возобладала уже в середине 1970 годов, а в следующем десятилетии стала лейтмотивом всей жизни. (Ну, а апофеоз случился в 1990 годы с их приватизацией – тогда растаскивание общего блага на куски стало катастрофическим.)

Ну, а вслед за этим начали «закатываться» и все остальные достижения прекрасный 1960 годов. Начиная с космических полетов – вопреки всему, Луна так и не стала легко досягаемой. (США за огромные – каждый полет обходился в «атомный авианосец» – деньги смог провести несколько полетов, но уже в 1973 году прекратил их. СССР же после «того самого» облета беспилотного «Зонда-Союза» программу просто закрыл волевым решением.) Про Марс и другие планеты и говорить нечего. То же самое, по существу, постигло и сверхзвуковую пассажирскую авиацию: выяснилось, что это «экономически невыгодно». (И поэтому Ту-144 сняли с полетов уже в 1978 году, оставив только почтовые перевозки.) Атомная энергия продержалась «подольше» – до рокового апреля 1984 года, после которого говорить о ней стало просто неприлично. (Хотя уже в середине 1970 годов – то есть, не только до Чернобыля, но и до Лос Аламоса – темпы ее внедрения были значительно снижены.)

Ну и т.д., и т.п. Что же касается «лириков», то они так же испытали что-то подобное: как уже был сказано, уже в конце 1970 годов людям стал нужем Дрюон, Дюма и прочий Буссенар, а вовсе не «высокая современная литература». Кстати, забавно: он из «боллитры» дольше всего «продержались» т.н. «деревенщики», коих можно рассматривать, как «антишестидесятников». Ну, а в конце 1960 годов и Дюма «ушел в тень», уступив бесконечным «Косым против Кривого» и «Оккультным культам Сталина». (А так же разнообразной «эротике» – и явной, и скрытой, в виде «женских романов».) И уже в 1990 году имена тех же Евтушенко или Ахмадулиной если кто и вспоминал, то только по поводу очередного антисоветского блеяния наших «столпов литературы» – вроде знаменитого «Письма 42».

Таковая была печальная судьба мира, построенного людьми, «забывшими про общество». Людьми, которые имели все – в смысле, у которых было на порядки больше ресурсов, нежели у их предшественников в 1920 – 1950 годах – но которые это все с радостью просрали. (Именно с радостью и счастьем на лице – как тогда было принято.) Причем, это касается и физиков, и лириков, и членов Политбюро, и «обычных людей». Но обо всем этом – о том, что же не было сделано тогда, и почему это не было сделано, почему общество – простите – упустило из внимание общество, будет сказано уже в следующей части...


Алексей Столбов, «Аллегорическая композиция», 1932 год

Алексей Столбов, «Аллегорическая композиция», 1932 год

Автор картины вятский художник, педагог, общественный деятель Алексей Иванович Столбов (Родился:
15 февраля 1874 г., Киров. Умер своей смертью: 7 марта 1937 г. (63 года), Киров)

В произведении «Аллегорическая композиция» запечатлена мифологическая модель мира периода сталинского тоталитарного режима.

Картина изображает И.В. Сталина. Он выступает как строитель новой жизни, как победитель новых препятствий и врагов – внутренних и внешних. Смысл данного произведения раскрывается иносказательно при помощи аллегории, на что указывает само название работы.

Каждый персонаж данной работы несёт в себе глубокий смысловой подтекст. Глава государства представлен в образе Георгия Победоносца. Художник изображает на коне Сталина, попирающего копьём человека в облике животного. С другой стороны – пионер, несущий на плечах козу. Вдали клубы дымящегося индустриального города. Многофигурная композиция заключается в подобие металлической рамочки, завершающейся в центре красной звездой, её обрамляют серп и молот. Слева и справа от центра – фигуры зверей с головами людей, аллегорически показывающие различные классы эксплуататоров дореволюционной России.

Образ Сталина моделируется по иконографическому канону «Чудо св. Георгия о змие». Архетип подвергается глубокому изменению. Прежде всего, наблюдается тенденция к вытеснению его христианского содержания и актуализация фольклорно-языческой стороны. Изобразительная лексика нарядного коня, как и самого костюма Сталина, излишнее внимание к деталям, декоративность цветового решения явно тяготеют к стилистике народной картинки, к росписи лаковой миниатюры. Семантика красного цвета выражает героический дух борьбы, накал революционного романтизма. Пионер воплощает образ доброго пастыря. Рама, замыкающая многофигурную сцену, напоминает по очертанию киот иконы. В верхней части картины на чёрном фоне, семантически символизирующем силы «тёмного царства», изображение римского Папы Пия XI и президента Франции Пуанкаре, также в обличии зверей.

Произведение художника рассчитано на ассоциативное мышление зрителя, знание традиций лубочного письма и иконописи. Своеобразие столь эклектического феномена, как картина Столбова «Аллегорическая композиция» состояло в невероятном «сплаве вымысла и реальности, лжи и правды».

Остро чувствовавший ритмы своего времени, Алексей Иванович Столбов смог не только запечатлеть их в своём творчестве, но и заявить о поисках нового образно-пластического языка в искусстве местных мастеров.

/По материалам публикаций искусствоведа Л.Б. Горюновой/ kirov-artmuzeum.ru

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru