ПравдаИнформ: Напечатать статью

В России стало меньше спам-звонков, однако люди говорят с мошенниками дольше

Дата: 04.07.2023 15:00

За первые пять месяцев текущего года количество спам-звонков абонентам одного из российских операторов – МТС – снизилось более чем в два раза. При этом средняя продолжительность таких звонков выросла, дольше всех с мошенниками общаются пенсионеры, чаще продолжительные разговоры с ними ведут и мужчины. В России для борьбы со спам-звонками используется специальная система «Антифрод» – за время своей работы она предотвратила уже более 260 млн спам-звонков, до марта 2024 года к ней должны поэтапно присоединиться все российские операторы.

Согласно исследованию центра инноваций Future Crew "МТС Red", абоненты одного из крупнейших российских операторов МТС за первые пять месяцев 2023 года получили в два раза меньше спам-звонков в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Так, с января по май 2023 года МТС зафиксировала 123 млн спам-звонков, а годом ранее – 295 млн. Всего за указанный период дозвониться россиянам пытались 34,7 тыс. спамеров, доля спам-звонков, получаемых абонентами МТС ежемесячно, составила 6% от общего количества.

При этом на 67% по сравнению с 2022 годом выросла средняя длительность мошеннических звонков: с 22 до 33 секунд. Дольше остальных групп населения с мошенниками общаются люди старшего поколения (50+ лет) – 26%, среди молодежи младше 24 лет показатель самый низкий – всего чуть более 19%. Кроме того, мужчины долго разговаривают со спамерами чуть чаще, чем женщины, – 24% против 23%. «Длительность разговоров со спамерами выросла прежде всего потому, что в целом абоненты стали более подкованными в вопросах киберграмотности, спамерам сложнее сходу добиться результата. Поэтому они не всегда раскрывают себя сразу, а действуют более изобретательно. При этом операторы связи уже давно ведут базы данных спам-номеров, выявляют и блокируют их по ряду параметров», – рассказал журналистам представитель пресс-службы "МТС Red".

В пресс-службе ПАО "МегаФон" также сообщили, что обеспечивают защиту от голосового и смс-спама для всей абонентской базы в автоматическом режиме, при том бесплатно для абонентов. У этого оператора статистика немного иная – за счет повышения точности аналитических алгоритмов количество выявляемых и блокируемых спам-звонков в первой половине 2023 года увеличилось на 40% против аналогичного периода 2022 года.

Tele2 также бесплатно выявляет нежелательные вызовы, в том числе звонки-сбросы, при помощи встроенной антиспам-системы. «Аналитические алгоритмы распознают спам-звонки по продолжительности, частоте, массовости и реакции на них пользователя. В сутки Tele2 обрабатывает с помощью big data примерно 5-6 млн таких вызовов», – рассказал представитель пресс-службы Tele2.

В России для активной борьбы с мошенническими звонками с 2022 года работает система блокировки звонков с подменных номеров «Антифрод», напомнил член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Немкин. За это время она уже успела предотвратить 260 млн мошеннических звонков, при этом в мае 2023 года количество звонков с подменой номера снизилось на 18% по сравнению с предыдущим месяцем и составило 58 млн. «В полном объеме система «Антифрод» заработает в России до марта 2024 года, к этому времени к ней должны подключиться 2 464 российских оператора связи. Появление такой системы в нашей стране – это очень важный шаг в процессе противодействия злоумышленникам, которые ежедневно одолевают граждан. Первопричиной таких звонков, как мы знаем, чаще всего становятся утечки данных. С ними сегодня также ведется активная борьба на уровне государства, однако важно устранять не только причину, но и ее последствия. К сожалению, даже у появления «Антифрода» также есть свои неприятные последствия – теперь злоумышленники стали чаще звонить россиянам через мессенджеры, чтобы через интернет обойти средства противодействия спаму. В Роскомнадзоре об этой проблеме уже знают, уверен, что в скором времени удастся пресечь и такую противоправную деятельность», – отметил парламентарий.

Как ранее напомнили в Роскомнадзоре, «Антифрод» проверяет, действительно ли абонент, с чьего номера происходит вызов, инициировал этот звонок. При отсутствии подтверждения оператор не пропускает вызов.

Ранее газета «Коммерсант» сообщила со ссылкой на письмо Минцифры, что в России разрабатывается инициатива о лишении операторов связи, которые не подключились к системе «Антифрод», возможности предоставлять услуги роуминга. Такой подход связан с тем, что большая часть мошеннических звонков поступает в Россию из зарубежных стран. Газета уточняет, что сделать это могут на безвозмездной основе до полного развертывания системы в РФ в 2024 году.

При этом малые операторы связи рискуют понести большие финансовые потери при необходимости подключаться к системе противодействия телефонным мошенникам, считает телеком-эксперт Алексей Слукин. «Вопрос упрется в ежегодную стоимость. Конечно же, это дополнительные затраты, которые потом мы увидим в тарифах. С другой стороны, уже сейчас на рынке крупные операторы начинают формировать свои предложения по работе с „Антифродом“ для малых операторов», — пояснил он.

Пресс-служба депутата ГосДумы РФ Антона Немкина

ПравдаИнформ
https://trueinform.ru