Алексей ПАХОЛИН , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 24.09.2018
18-19 сентября Узбекистан посетил посол США по вопросам международной религиозной свободы Сэм Браунбэк, побывавший перед этим на Украине, куда он ездил, чтобы поддержать[1] призывы к «украинской автокефалии».
В Ташкенте господина Браунбэка принял президент Шавкат Мирзиёев. В сообщении пресс-службы президента Узбекистана отмечалось[2], что состоявшиеся в мае сего года в Вашингтоне переговоры президентов США и Узбекистана ознаменовали «начало новой эры узбекско-американского стратегического партнёрства».
Американский посол положительно оценил намерение руководства Узбекистана смягчить наказание гражданам, обвиняемым в религиозном экстремизме. Ещё Сэм Браунбэк выступил[3] за круглым столом на тему «Религиозная толерантность: опыт Узбекистана и США»; по случаю прибытия американского гостя круглый стол был организован в Академии государственного управления при президенте Республики Узбекистан.
Бывший губернатор Канзаса Сэм Браунбэк приставлен к тому направлению американской внешней политики, на котором действует Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы (The U.S. Commission on International Religious Freedom – USCIRF) при Государственном департаменте США. Эта комиссия, стремящаяся проникнуть, как говорит[4] Браунбэк, «во все уголки земного шара», публикует ежегодные доклады со списком стран, «вызывающих особую озабоченность». В 2018 году американцы этот список расширили: если Узбекистан фигурировал в нём и раньше, то Россия стала предметом «обеспокоенности» американских ревнителей «религиозной свободы» только сейчас, с появлением на этом поприще господина Браунбэка, выдвинутого президентом Трампом.
Последний по счёту доклад USCIRF Майк Помпео и Сэм Браунбэк представляли[5] в Вашингтоне в мае 2018 года. Что касается России, «нарушения религиозной свободы» там Помпео и Браунбэк демонстрировали на примере запрета Верховным Судом Российской Федерации деятельности на территории России секты «Свидетелей Иеговы». (Теперь Россия в «списке Браунбэка» стоит в одном ряду с Суданом и Саудовской Аравией, где людей казнят за принятие христианства, а также Сирией и Бирмой, где полыхают вспышки религиозных войн). В Узбекистане, кстати, правоохранительные органы неоднократно задерживали[6] представителей «Свидетелей Иеговы» за незаконное вовлечение в свои ряды местных жителей и тайное проведение собраний в разных частях страны.
Подробности переговоров американского посла в узбекской столице не раскрывались. Было лишь отмечено, что стороны подписали меморандум между Институтом стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан, Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества (Узбекистан) и Институтом глобального вовлечения (США).
Что может означать в контексте «новой эры узбекско-американского стратегического партнёрства» визит американского посла в Ташкент?
Скупые сообщения СМИ Узбекистана не складываются в общую картину, но некоторые выводы о направленности проповеди «религиозной свободы» позволяет сделать состав участников состоявшейся 18 сентября в Ташкенте встречи за круглым столом. Во встрече приняли участие приглашённые для беседы с американцем председатель Управления мусульман Узбекистана; епископ РПЦ, митрополит Ташкентский и Узбекистанский; епископ Римско-католической церкви в Узбекистане; глава Еврейской религиозной общины; представители сектантских течений (глава Общины бахаи, служитель Общества сознания Кришны). В представлении американских ревнителей «религиозной свободы» такое необычное собрание и есть «толерантность» (с таким же основанием, впрочем, её можно назвать безразличием к религии, используемой в качестве политического инструмента). По сообщению[7] пресс-службы Управления мусульман Узбекистана, Сэм Браунбэк заявил разнородному составу собравшихся за круглым столом: «Мы будем последовательно развивать с Узбекистаном сотрудничество в сфере религиозной свободы». В тот же день делегация США во главе с Браунбэком провела встречи в Международной исламской академии Узбекистана и Институте стратегических и межрегиональных исследований при президенте Республики Узбекистан.
К прибытию в Ташкент американского посла президент Шавкат Мирзиёев подписал указ «О совершенствовании порядка освобождения от уголовной ответственности граждан Республики Узбекистан, по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещённых организаций и групп». С 1 ноября 2018 года вводится порядок, в соответствии с которым граждане Узбекистана, «по заблуждению оказавшиеся в составе запрещённых организаций», освобождаются[8] от уголовной ответственности. Посол США похвалил такие действия: «Показательным, – сказал[9] он, – стало исключение тысяч граждан из чёрного списка участников экстремистских организаций, возвращение их к нормальной жизни».
Между тем ислам в Узбекистане с его населением около 33 миллионов человек исповедуют, по оценке, не менее 88 процентов жителей. Как сообщало[10] недавно информационное агентство «Фергана», «в Узбекистане при правлении Ислама Каримова действовали ограничения на религиозную деятельность», но «после прихода к власти Шавката Мирзиёева они частично были сняты». Тем не менее в сфере отношений власти и ислама (включая исламистские группы радикального направления) всё не так просто. По данным ИА «Фергана», в начале сентября в Узбекистане были арестованы трое блогеров, публиковавших в Интернете «комментарии на религиозно-просветительские темы… с критикой властей»; арестованные критиковали, в частности, запрет на посещение мечетей несовершеннолетними и запрет на ношение хиджаба.
И Узбекистан, напомним, остаётся в списке из полутора десятка стран, вызывающих у американского Госдепа «особую озабоченность». А похвалы узбекистанским властям из уст Сэма Браунбэка относятся к тому, что снятие с учёта[8] более 18 тысяч граждан Узбекистана, «по заблуждению оказавшихся в составе террористических, экстремистских или иных запрещённых организаций и групп», но потом «раскаявшихся в ранее содеянном и вернувшихся к мирному образу жизни», – это, видимо, и есть проявление «религиозной свободы» по-американски.
Ссылки
|