Константин Батанов , Газета "Завтра" – zavtra.ru 01.04.2021, 11:27
Пекин и Тегеран подписали соглашение о политическом, стратегическом и экономическом сотрудничестве
27 марта министр иностранных дел Китая Ван И и его иранский коллега Мохаммад Джавад Зариф подписали соглашение о политическом, стратегическом и экономическом сотрудничестве. Срок действия соглашения – 25 лет. В этом году исполняется 50 лет со дня установления дипломатических отношений между двумя странами, отмечается, что двусторонние отношения выдержали испытания временем, а подписанный всеобъемлющий план сотрудничества станет общим планом развития всеобъемлющего стратегического партнёрства между Китаем и Ираном.
Ван И заявил, что Китай твёрдо поддерживает Иран в защите его национального суверенитета и национального достоинства и поддерживает Иран в защите своего собственного пути развития. Китай всегда выступал, выступает и будет выступать против необоснованных односторонних санкций, введенных против Ирана внешними силами. Китай готов сотрудничать с Ираном и народами других стран в противодействии актам гегемонизма, защищать международную справедливость и основные нормы международных отношений. Ван И также отметил, что настало время серьёзно подумать о негативных последствиях внешнего вмешательства для ситуации в регионе и вместе работать над поиском эффективных способов поддержания долгосрочной региональной стабильности.
Предполагается, что в ближайшие 25 лет Китай инвестирует 400 млрд.долл. в 10 отраслей иранской экономики: телекоммуникации, банковское дело, инфраструктуру (порты, железные дороги), здравоохранение, информационные технологии, нефтедобычу и другие. При этом расчёты между Китаем и Ираном будут производиться в китайских юанях и недавно введенных в оборот цифровых юанях, стороны будут стараться избегать расчётов в долларах США.
С января по декабрь 2020 года объём торговли между Китаем и Ираном составил 14,91 млрд.долл., что на 35,3% меньше, чем в предыдущем году. Причинами падения торговли в 2020 году являются санкции США, внутренние экономические проблемы Ирана и влияние пандемии коронавируса. Вводя санкции против Ирана, Соединенные Штаты неоднократно вводили санкции в отношении китайских компаний, которые сотрудничают с Ираном.
В целом можно порадоваться за наших китайских и иранских друзей. При этом надо отметить, что вторая половина марта выдалась для главы китайского МИДа Ван И очень насыщенной.
22-23 марта состоялся визит Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова в Китай, где прошли переговоры с Ван И. По результатам визита стороны подписали совместное заявление «По некоторым вопросам глобального управления в современных условиях», в котором обозначили стремление двух стран к «становлению более справедливого, демократического и рационального многополярного миропорядка», призвали «отказаться от политизации темы защиты прав человека, практики ее использования в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других государств и применения политики двойных стандартов» и указали на необходимость «уважать законные права суверенных государств самостоятельно определять свой путь развития». Российская сторона высказала намерение отказаться от доллара и использования американских платежных систем. Этот визит был подробно освещен российскими СМИ, поэтому другие детали опустим.
В целом риторика переговоров в обеих случаях примерно одинакова. Главное отличие – иранцы, как восточные люди, очень прагматичны, поэтому договоренности с китайскими партнёрами включают в себя очень большой и очень конкретный экономический блок.
Проводя параллели между двумя визитами, а также действиями Китая в отношении других азиатских (и не только) стран, напрашиваются следующие выводы.
Администрации Обамы, Трампа, а теперь и Байдена злоупотребили санкциями в отношении государств, с которыми у них были расхождения. В результате этого санкции никому уже не кажутся такими страшными, какими казались, например, десять лет назад. Более того, те, кто подвергался санкциям, стали готовы вводить ответные меры в отношении западных политиков и компаний. В перспективе возможно даже объединение антизападных санкционных списков. По аналогии присоединения союзников США к американским санкциям к санкциям Китая против американского бизнеса могут присоединяться Россия, Иран и другие страны. На уровне китайских пользователей Интернета уже звучат призывы создавать такие коалиции.
Китай больше не боится высказывать свое мнение в резкой манере. Если 15-20 лет назад при возникновении острых международных вопросов китайские представители выбирали осторожные выражения, а при голосованиях в ООН часто воздерживались, то сейчас Китай называет вещи своими именами, чувствует себя уверенно и не стесняется в формулировках, хотя и сохраняет традиционную вежливость. Во многом это объясняется ростом экономической мощи Китая. Раньше Поднебесная в большей, чем сейчас, степени зависела от иностранных инвестиций и экспорта. Теперь Китай имеет значительный инвестиционный потенциал, китайские товары захватили международные рынки и заменить их на товары производства других стран не так уж легко. Кроме того, последние два десятилетия руководство страны проводило курс на повышение внутреннего спроса и рост благосостояния населения, поэтому многие китайские производители могут выгодно продавать товар, в первую очередь, в своей стране, не боясь нестабильности за рубежом.
России нужно учиться у Ирана и иметь более практичный подход к двусторонним отношениям с Китаем (да и с другими странами) – наращивать объёмы экономических контактов и получать материальную пользу. Если наше сотрудничество будет основано только на военно-политической составляющей, то Россию ждет роль пугала, отпугивающего американскую ворону на китайском огороде. Необходимо создавать условия для интеграции. Ответственные чиновники двух стран ищут точки сопряжения ЕврАзЭС и инициативы «Один пояс, один путь», обе страны также активно взаимодействуют в рамках ШОС и БРИКС. Из того, что лежит на поверхности: можно проявить инициативу и пригласить Китай вступить в ЕврАзЭС. Относительно участия в «Одном поясе, одном пути» китайская сторона отводит какую-то роль России, но эта роль невелика. Поэтому российской стороне имеет смысл не занимать пассивную позицию, а сформулировать свои четкие пожелания по участию в этой программе. Например, реконструировать и модернизировать железнодорожные маршруты, ключевые автодороги, логистические центры, морские и речные порты и другие инфраструктурные объекты. Это должна быть серия хорошо подготовленных инвестиционных проектов.
При этом для интеграции России и Китая одних решений сверху может быть недостаточно, нужна активность малого и среднего бизнеса, а для того, чтобы ее пробудить нужно принимать стимулирующие меры. Обязательно будут те, кто считает, что в России нет ничего, кроме нефти, газа и оружия, поэтому малому и среднему бизнесу нечего предложить китайским покупателям. Такие люди мыслят стереотипами, от которых надо отказываться.
В январе-феврале этого года посольство Китая в России провело опрос среди китайских граждан на тему того, какие российские продукты пользуются наибольшим спросом у китайских потребителей и имеют наиболее высокий потенциал для экспорта в Китай. В первую десятку продуктов вошли шоколад, мед, колбаса, молоко, янтарные украшения, соки, косметика по уходу за кожей, водка, йогурты и мороженое. В эпоху развития электронной торговли и сферы обслуживания внешнеэкономических операций даже не очень крупные предприятия имеют возможность поставить в Китай свою продукцию, причем не торговым компаниям, а конечным покупателям.
В заключение можно сделать общий вывод о том, что страны, имеющие противоречия с США, уже достаточно окрепли и могут кооперироваться между собой для снятия негативных последствий американских санкций. Развитие цифровой экономики дает им новые возможности для укрепления сотрудничества и расширения интеграции на всех уровнях, разработки собственных платформ и программного обеспечения, замены доллара на национальные валюты и снятия барьеров в виде подконтрольных Западу платежных систем, тарифов и других инструментов.
Константин Батанов
|