Виктор ПИРОЖЕНКО , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 11.11.2021
США рискуют, если не прояснят свою стратегию в отношении Тайваня
Ситуация вокруг Тайваня остаётся напряжённой. США наращивают дипломатические контакты и военно-техническое сотрудничество с Тайванем, балансируя у «красной линии», очерченной Китаем в тайваньском вопросе. По сообщениям тайваньских СМИ, группа американских конгрессменов (очередная) 9 ноября прибыла[1] на остров по договорённости с Американским институтом Тайваня и провела неафишируемые переговоры в министерстве обороны.
В начале ноября власти КНР ввели санкции[2] против некоторых видных тайваньских политиков и членов островной администрации – сторонников независимости от КНР. Этот шаг Пекина является частью ответной реакции на активность США и тайваньской администрации, фактически отрицающих принцип «одного Китая».
Фактически КНР перешла к практическим действиям в преодолении раскола между островом и материком. В частности, тайваньским политикам из санкционного списка и их семьям запрещён въезд в материковый Китай и в специальные административные районы Гонконг и Макао. Ограничения распространяются также на связанные с этими политиками учреждения. Сами фигуранты списка становятся объектами пожизненного уголовного преследования.
Санкции дополняют демонстрацию военных возможностей КНР. При этом Пекин посылает Вашингтону сигнал – воссоединение между Китаем и Тайванем неизбежно, нарушение тайваньской администрацией в союзе с Соединёнными Штатами очерченных Пекином «красных линий» приближает решение тайваньского вопроса силой, хотя приоритетом КНР остаётся мирное воссоединение.
Китай в тайваньском вопросе стал использовать против США политику «стратегической двусмысленности», которую до сих пор сами США использовали против Китая. Как результат, американцы не знают, чего и когда ожидать от Китая в отношении Тайваня.
С момента принятия в США в 1979 г. Закона об отношениях с Тайванем «стратегическая двусмысленность» была основой американской стратегии. Этот закон обязывает США поддерживать Тайвань, включая предоставление ему военных возможностей, но не обязывает участвовать в военном конфликте. США предоставляют Тайваню вооружение, но оставляют неопределённость в вопросе о своём прямом военном вмешательстве.
Столкновение двух похожих стратегий, американской и китайской, в условиях географических и военно-логистических преимуществ КНР задаёт логику развития всей ситуации в западной части Тихого океана. По мере того, как военное преимущество США у берегов Китая исчезает, растёт цена, которую Соединённым Штатам придётся заплатить в случае вооружённого вмешательства в конфликт.
Влиятельные китайские эксперты прямо говорят[3], что «любой шаг, направленный на блокирование воссоединения Китая, обречен привести к борьбе не на жизнь, а на смерть, в которой США придётся сражаться, жертвуя жизнями американцев». Эта ситуация на фоне демонстрируемой Пекином решимости превращает американскую «стратегическую двусмысленность» в неопределённость. Сейчас «стратегическая двусмысленность» американцев лишь маскирует отсутствие у них какой-либо стратегии в тайваньском вопросе.
Об этом говорят противоречивые заявления из Белого дома и дискуссии в американском экспертном сообществе. Сначала Байден заявил[4] 21 октября, что США намерены встать на защиту Тайваня, если он «подвергнется нападению» со стороны Китая, что само по себе противоречило принципу «стратегической двусмысленности».
Затем официальный представитель Белого дома уточнил[4] слова Байдена: «Оборонные отношения США с Тайванем регулируются Законом об отношениях с Тайванем... Мы будем продолжать поддерживать самооборону Тайваня и будем продолжать выступать против любых односторонних изменений статус-кво». В этом уточнении, как видим, упор делается на косвенную поддержку Тайваня, а не на прямое участие американской армии в конфликте с КНР.
Председатель Объединенного комитета начальников штабов США Марк Милли, оценивая[5] 3 ноября вероятность активных шагов КНР в отношении Тайваня, сказал: «Я не думаю, что это... произойдет в... следующие 6, 12, может быть, 24 месяца…» Он также сказал, что «нет никаких сомнений» в том, что у США «есть абсолютно все возможности» защитить Тайвань. Однако проблемой Вашингтона являются не «возможности», а решимость их использовать в предполагаемом конфликте с равным по силе противником.
В начале ноября президент США продолжал отыгрывать ситуацию от жёстких заявлений по «защите Тайваня» к «стратегической двусмысленности». Он заявил[6] 2 ноября, что его не беспокоит возможность вооруженного конфликта с Китаем, поскольку-де «нет никаких причин для конфликта»: мол, это "конкуренция", а не "конфликт".
Эти заявления, поставленные рядом, обнаруживают колебания американского военно-политического руководства. Как подчёркивает[7]Time, США рискуют потерпеть катастрофу, если не прояснят свою стратегию в отношении Тайваня.
Пока США готовы поддержать Тайвань только косвенно, вооружением и обучением местных военных. Сенаторы-республиканцы США 4 ноября внесли[8] в конгресс «закон о поддержке Тайваня», который включает предоставление ежегодно 2 млрд. долл. и другой помощи для укрепления обороны острова.
Global Times, отражающая официальную точку зрения Пекина, проясняет[9] условия решения тайваньской проблемы силой: «Американская политическая элита должна чётко понимать: будет ли материк прибегать к силе против Тайваня, не зависит от того, даст ли Вашингтон явное обещание защищать Тайвань, как только начнётся война. Скорее, это определяется тем, пересекут ли власти Тайваня красную линию и закроют ли возможность мирного воссоединения через проливы вопиющими сепаратистскими действиями. Как только сепаратистские силы подтолкнут материк прибегнуть к силе, ситуация обострится».
Логика подводит к тому, что Соединённым Штатам придётся смириться с потерей Тайваня как плацдарма сдерживания КНР.
Фото: REUTERS/Ann Wang
Виктор ПИРОЖЕНКО
Ссылки
|