Такой заголовок, на мой взгляд, больше соответствует предлагаемой монографии. В книге действительно даётся развёрнутый анализ положительного влияния Православия на российскую государственность. Представлены таблицы и графики.
Некоторые цитаты православных утверждений с заглавиями глав и страницами:
Высшие ценности государства как управленческая категория стр.9 "Например, традиционная религия как универсальная ценность, православие — специфическая ценность российского государства. "
Национальная идея и божественная заповедь 17 "Пацифистский утопизм Л.Н. Толстого был подвергнут беспощадной развернутой критике как с правых, так и с левых позиций. В противовес толстовской идее непротивления И.А. Ильин выдвинул концепт «православного меча» Активно-деятельностный подход к национальной идее рассматривается авторами не как альтернатива религиозного миропонимания. Религия может не только быть встроена в идеологию, но и выступать по отношению к ней целеопределяющим началом. Православие, как ни одно другое из направлений христианства, соответствует деятельностной парадигме национальной идеи. Августиновская линия всеобщей предопределенности для него неприемлема. Бог, согласно православному богословию, даровал человеку свободу выбора между добром и злом. Высшей заданности и предопределенности для человека в греховности и добродетельности не существует. Вся его жизнь — это результат его собственного выбора и действия".
Факторная декомпозиция Фактор религии. 71 "Реконструкция религиозных трендов позволяет, по аналогии с национальной проблематикой, ввести метафору «православной пилы». Как и русский народ, исторически выполнявший миссию государствообразующей силы России, православие было ее государствообразующей религией. Обеим российским государственным катастрофам, судя по реконструированным траекториям конфессиональной динамики, предшествовал достаточно длительный тренд сокращения доли православных в общей численности верующего населения"
Ценность Бога и веры 166 "«Русский Бог велик» -- Вера в России имеет национальный характер. Величие национальной веры — величие России" 167 "«Менять веру — менять и совесть» -- Вероотступничество традиционно рассматривалось как антиценность, тягчайший из грехов. В этом смысле любой из русских, отступивших от традиций православия, — аморален «Не торопись, сперва Богу помолись» -- Религия ценностно освещает любую из сторон деятельности человека; православные ценности должны быть положены в основу любого дела "
Ценность души 179 "Именно православие, как известно, впитало в византийские времена неоплатоническую традицию философствования. Католический Запад, избрав линию рационального аристотелизма, деактуализировал для себя парадигмальную для России тематику мистики и диалектики души."
Пословицы 184 "«Душа христианская, да совесть цыганская» -- Человек без совести не мог считаться христианином. Саморефлексия на предмет моральности поступков понимается как путь христианского познания, основная линия в дидактике православия "
Продолжение таблицы 2.3.7 Пословицы "«Без добрых дел вера мертва перед Богом» -- Прямо противоположна лютеранской формуле спасения верой. Для традиционного православного понимания вера должна иметь деятельный характер. Такой подход не соответствует сложившемуся стереотипу о социальной пассивности православия."
189 "Только в православии удалось сохранить антиростовщический пафос апостольского периода истории Церкви. Некоторые исследователи ставили в этой связи под сомнение саму возможность формирования капитализма на православной почве. "
Ценность разума 196 "Русский крестьянин не был иррационалистом. Созданный в литературе идеомиф о народе мистике, интуитивисте не соответствует действительности. Мистическая компонента в православии была, безусловно, более акцентированно выражена, чем в иных христианских конфессиях. Однако мистика никогда не подменяла собой парадигмы рационального мышления."
197 "Русскому миру, правда, был известен и архетип юродства, проявляющегося в демонстративном безумии. Святых-юродивых РПЦ имела в своей истории на порядок больше, чем любая из христианских церквей, включая другие православные патриархаты. "
Латентная религиозная инверсия 235 "Одной из традиционных несиловых скреп государства выступает религия. ... Для России конфессионально в качестве государствообразующей силы, безусловно, выступало православие. "
"Не случайно особо активная поддержка Запада в спектре советского инакомыслия оказывалась направлению церковного диссидентства. В состав правозащитного движения была включена деятельность Христианского комитета защиты прав верующих в СССР. Впрочем, создать из православной паствы сколько бы то ни было широкую фронду не удалось. Сказывалась, очевидно, парадигма государственнической ориентации РПЦ. Операция, успешно реализованная применительно к баптистам или пятидесятникам, дала сбой применительно к православным. «Но, — констатировала данную неудачу участница правозащитного движения 1970-х гг., историк-эмигрант Л.М. Алексеева, — среди православной интеллигенции всегда было распространено и усилилось в 80-е годы ироническое, брезгливо — подозрительное отношение к правозащитной деятельности, как и к “советскому героизму”, “житейской ярмарке” и даже как к “сатаническому добру”»"
Экспансия оккультизма "Мировоззренческое состояние современного российского социума вызывает невольные ассоциации с Римской империей периода упадка. На фоне надлома традиционной системы миропонимания распространяются деструктивные по своей сути оккультные практики. Эксплуатируя имманентные для психики человека религиозные чувства, широкую общественную трибуну получают различного рода шарлатаны. Передачам по экстрасенсорике регулярно отводится место в часовой сетке центрального телевещания. Природа и характер экстрасенсорного воздействия на человека науке на сегодня до конца неизвестны. Церковь категорически отвергает такие опыты как сатаническую практику. Однако руководство телевизионных каналов при странном попустительстве государственной власти считает возможным проведение массовых экспериментов над сознанием и психическим здоровьем россиян. "
Экспансия оккультизма 243 "Организационно православие проигрывает своим идейным оппонентам. На сегодня в стране зарегистрировано около 300 тыс. различного рода магов, целителей, экстрасенсов. По данным сектоведа А.Л. Дворкина их фактическая численность достигает 500 тыс. человек. Идейно противостоит этой армии оккультистов 15 тыс. православных священнослужителей. «Такое количество фактически языческих магов, — пишет видный исследователь истории церкви Д. Поспеловский, — в условиях рыночной экономики означает, что спрос на них превышает спрос на православное духовенство в 30 раз!». "
244 "Число духовных образовательных учреждений у российских мусульман почти в полтора раза больше, чем у православных. Почти столько же, сколько РПЦ, имеют их другие религиозные организации России177. При относительной пропагандистской пассивности Московской патриархии организации, представляющие новое религиозное движение, активно используют в качестве плацдарма для распространения своих учений образовательные учреждения среднего и высшего звена. Непосредственно практику сотрудничества с вузами и школами России имеют сайентологи, муниты, кришнаиты, последователи секты «Анастасия» и др. Но кто-то ведь на уровне руководства российским образованием открыл перед ними ворота, проявил заинтересованность в распространении сектантского влияния на учащихся!" |