Оригинал xommep.livejournal.com 30.08.2013 14:40
Когда-то давно уже писал про элитарность [1] - в разрезе культуры [2] ; а уж про элиту и её разрушительную функцию во всех подряд процессах современной России пишу почитай что в каждой статье. Вот теперь хотелось бы поговорить о том, что такое элитарность и стремление войти в элиту с простонародных позиций - то есть с позиций каждого из нас.
В прошлой статье про классовую борьбу [3] уже писал про то, что простым гражданам всегда будет житься хуже всех, и самое важное - что никто не заинтересован в том, чтобы им становилось лучше - как раз наоборот, интересы вышестоящих классов - собственников заводов, газет, пароходов - направлены на то, чтобы простой народ жил хуже и хуже. Не потому, что они такие все из себя злодеи - это просто следует из экономических законов "современного общества" (читай капитализма). Повышая эффективность и даже увеличивая зарплату работникам, большие дяденьки сокращают число рабочих мест и на каждого "осчастливленного" прибавкой к пенсии плодят одного-двух безработных. В мозаичной системе современного человека такой подход вполне одобряем, а для простого русского Ивана, который смотрит на мир сразу как на единое целое [4] - как вы понимаете, не очень.
Поэтому выход из ситуации, когда простое население погружается в бедность всё глубже и глубже, через традиционные западенские советы "работай больше", не прокатывают. Дело не в ленности, а в неправильности глобальных целей этой самой работы. Если от ваших действий становится лучше вам и через это всем остальным - да ради бога. Но если ваши действия ведут к тому, что всем остальным становится только хуже - это, как вы понимаете, одобрения "снизу" никакого не принесёт.
Начну сперва с привычной мне темы - с культуры. Писал уже многократно в статьях выше, что в нынешнем обществе сложилась ненормальная ситуация, когда клоуны и шуты в материальном плане получают намного больше, чем работники жизненно важных сфер. Скажем, водопроводчики там или электрики - как ты не парься, больше, скажем, тридцатки ты не заработаешь - в глубинке. Те же деньги музыкант средней руки заработает тоже за месяц, но только у него на "работу" уйдёт несколько часов; а уж если на какой корпоратив пригласят, то и вовсе можно за вечерок такую сумму отбить.
И видите что получается... И без того крайне привлекательная сфера становится уже практически синекурой - работы мало, денег много. Ещё и смотрят все на тебя, аплодируют стоя, обсуждают в интернетах и вообще - лепота. А слесарь и столяр сидят в грязи и их, как ни странно, никто не обсуждает и не аплодирует - хотя пользы от них на порядок больше, а вреда - меньше. Общественно-бесполезные профессии сейчас занимают неоправданно высокое положение в обществе, через это туда рванули все подряд организмы с минимальными на то данными - вот мы и имеем что имеем. Культурой занимаются люди не заради культуры, а заради баблоса. И, что ещё более важно - как вы думаете, заинтересованы ли эти пассажиры в том, чтобы наш с вами культурный уровень повышался, чтобы мы сами приобрели причастность к культуре? Держите карман шире, там и так конкуренция дай бог. Если люди сами что-то там музицировать станут, это ж они не пойдут на концерты, где их будут развлекать за немаленькие деньги, получается? На это я пойтить не могу! (с)
Хотя на первый взгляд кажется, что путь от слесаря к музыканту можно только приветствовать, по сути это наоборот, путь вниз - с точки зрения развития общества в целом. Потому что от общественно-полезной профессии люди обращаются к общественно вредной. Тема для дискуссий, но тем не менее постулирую, что это так. И подобных примеров можно привести ещё мильён.
Теперь перейду ко второй теме статьи - покажу с исторической стороны, чем грозит игра в элитарность с точки зрения русского крестьянского самосознания; хоть, повторюсь, я не шибко великий спец по крестьянству, но определённый опыт всё ж имеется.
В дореволюционной России, откуда все мы родом, 90% населения составляли крестьяне. При этом на селе все люди в общем-то были равны - были бедняки и богачи, но разделение было весьма относительным. Практически все работали на земле, без каких-либо существенных различий - разве что у бедняка земля была поменьше и похуже, а у богача наоборот; причём иногда переход от богатого состояния к бедности был стремителен и обусловлен различными причинами - стихийными бедствиями, бездетностью (отсутствием сыновей), итд итп. В целом в ближнем мирке крестьянина все были равны и все примерно одинаково работали. Исключение составляли баре - помещики и их ближнее окружение - но их было крайне мало и они обычно проживали где-то далеко в поместьях, и в обычные сёла показывались редко. А также исключением иногда могли служить сверх-зажиточные крестьяне, которые для расширения хозяйства нанимали батраков. Это - всем нам известные кулаки [5] .
Собственно понятие кулачества - достаточно распространённое. Когда большевики принялись с ним бороться, они смешали в кучу всё подряд и изрядно перегнули палку, подставив под удар и откровенных преступников, и реальных работяг. Сам факт использования наёмного труда далеко не всегда означает бесчеловечное обращение и эксплуатацию - например, сиротам часто деваться некуда, кроме как идти в батраки - сами хозяйство не потянут, так хоть на подмоге пособят, за то и хлебушек получат. Но также велик и соблазн переложить свою работу на батраков, а самому заняться чем-нибудь непотребным - например, торговлей или ростовщичеством, и всё такое. Когда говорят, что все кулаки - злодеи, это очевидный перебор, но и обратное смешно - когда человек почуял вкус халявы, остановиться крайне сложно; а когда батрак наработал на мешок картошки, а получает половину, это жеж какие перспективы для наживы...
Есть в современной России (и не только) такая категория людей, как булкохрустцы - поклонники " России, которую мы потеряли [6] ", сторонники мифа о том, что до 1917-го года и кровавых коммуняк всё население России жило под вальсы Шуберта и с французской булкою в устах. Но исходя из собственного немалого опыта общения с крестьянством (в т.ч. дореволюционного года рождения), смею вас заверить - несмотря на то, что рассказы о нищете крестьянина изрядно преувеличены [7] , рядовому крестьянину - сиречь 90% населения - приходилось впахивать как проклятому, просто чтобы выжить. Рассказы о том, что беременные бабы рожали в поле на меже и тут же шли обратно работать, слышал по всей стране. Это значит, что работали вообще все - и старые и малые. Никто не сидел, сложив ручки - за исключением бар и немногочисленных потерявших берега кулаков, которые могли себе позволить жить за счёт труда батраков.
При этом, повторюсь, не стоит считать всех подряд кулаков потерявшими берега - наверняка значительная часть пахала наравне с остальными и иногда даже больше. Обычно перерождение человека-труженика в куркуля происходит при смене собственника, о чём я ранее писал [8] . Нам сейчас усиленно навязывают мысль о священности частной собственности - это в стране-то, которую 20 лет назад, можно сказать, украли у каждого из нас; и теперь все эти заводы с пароходами принадлежат большим дяденькам в красивых костюмах; и, что ещё более важно, при нынешних порядках завтра ими будут владеть их дети - не приложившие к ним вообще никаких усилий, полностью непричастные к этой самой собственности, и зачастую проживающие за границей. Видите как красиво получается... Под хруст булки и разговорах о невинно убиенных целую страну переложили из нашего кармана в чей-то другой, и как будто так и надо.
Это всё равно как если бы крестьяне строили-строили всем миром, ну например мельницу, а потом пришёл умный дядя и сказал - вот вам, ребята, фантики - они как деньги, только поменьше и другие; вы мне мельницу, я вам фантики. В итоге и мельница теперь не наша, мы не можем туда приходить когда хотим, а только когда дядя нас туда пустит; захочет - развалит её по брёвнышку, и скажет - имею право. Мы же на ней работаем, своё же зерно мелем - но почему-то надо денежку отдавать этому дяденьке... Причём он и в деревне не появляется давно, и за него молодчики с берданками деньгу берут - попробуй не заплати. Вместо того, чтобы расширять или чинить меленку, денежки дяденька на тётенек тратит и по Европам разъезжает - но что мы можем, частная собственность неприкосновенна, а все, кто думает иначе - Шариков.
Вот видите какие аналогии приходят на ум, когда посмотришь на городскую жизнь со стороны деревни. Там-то намного трезвее взгляд, его сложнее запудрить псевдо-умными словами.
Поэтому попытки убедить людей, что надо всего лишь больше работать и самим становиться собственниками и бенефициарами, являются ничем иным, как легитимизацией нынешних убогих порядков, и по сути борьбой с русской крестьянской моралью - когда все за всех, а не каждый за себя. Подумайте, когда вам такое говорят - не хотят ли эти люди, чтобы вы стали менее русскими и более нерусскими.
Ссылки
|