Редакция Сайта на Общественное движение «Украинский выбор» – vybor.ua
В Киеве в общественном пресс-центре редакции сайта «Украинский выбор» по инициативе Женского политического клуба 22 октября 2013 года прошло совместное заседание координаторов и участников трех проектов Общественного движения «Украинский выбор»: «Женский политический клуб», «Образование – задача общества, а не государства», «Украинская Федерация». В таком формате проекты Общественного движения были объединены впервые.
Темой обсуждения стал волнующий украинцев вопрос: Есть ли в Украине образовательная политика?
Присутствующие на заседании педагоги, методологи, психологи, директора и учителя частных и государственных школ, преподаватели вузов Украины, политики и общественники обозначили основные проблемы образовательной сферы, существующие в нашей стране, и обсудили вопросы формирования системного подхода к их решению.
Сергей Ветров, координатор проекта «Образование-задача общества, а не государства», эксперт Движения «Украинский выбор», президент Тьюторской ассоциации Украины, вынес на обсуждение присутствующих вопрос о том, можно ли считать системной проблемой феномен отсутствия мужчин в украинской школе.
Вера Зоц, кандидат педагогических наук, вице-президент Всеукраинской общественной организации "Лига культуры", отвечая на этот вопрос, подчеркнула: «Самая большая системная проблема образования Украины — это подготовка учителя как профессионала, независимо от его пола. Вот где наблюдается основной провал и где зарыт корень зла. Посмотрите на Финляндию — эта страна сделала основной упор на образование. Подготовку профессиональных кадров они проводят с начальной школы — в рамках реализации программы «Лучшая школа — ближайшая к дому». Эта программа предполагает соответствие любой государственной школы запросам страны и общества и наличие минимального количества частных школ в государстве».
Поддержала Веру Зоц Светлана Олексюк, член правления Ассоциации частных школ Киева. Она подчеркнула в своем выступлении: «Меня как гражданина Украины задевает за живое разделение мужского и женского в любой сфере государственного строения. Как только мы задумываемся о мужском и женском, в частности, в образовании, мы начинаем выпячивать другие, не относящиеся к профессионализму, качества».
Светлана Селезнева, директор частной школы «Олимп», выступая на заседании, отметила: «Одной из основных системных проблем в Украине является чрезмерная формализация системы образования, которая наблюдается во всех ее аспектах: от работы с родителями до распределения бюджета. Частное образование в нашей стране сегодня осуществляется в рамках образовательного эксперимента».
Елена Маркосян, координатор проекта «Женский политический клуб», эксперт Общественного движения «Украинский выбор», сказала: «Если мы хотим говорить об образовании и решать проблемы образования, экономика всегда будет в основе. А это уже политика. Дискуссия об образовании все равно упирается в политику. И пока она будет оставаться без изменений, образования в стране не будет!
В Украине настоящих мужских поступков нет ни в одной сфере деятельности, и в частности, в образовании. Есть хаос, который начинается как раз с семей, со школ. Нам нужно учить детей договариваться, нести в школы моральные ценности, возвращать уроки труда. Ведь труд сегодня утратил статус ценности и миссии, которую мы все вместе должны возрождать».
Заседание также посетила делегация Союза женщин Вьетнама, представительницы которой поведали присутствующим о специфике образовательной системы, а также о принимаемых властью их государства решениях в этой сфере.
Нуэн Тхи Тханг Хоа, президент Союза женщин Вьетнама, рассказала в своем выступлении: «Наша страна уже прошла несколько войн, Вьетнам войной был разделен на две части. В 1986-м году компартия Вьетнама решила провести курс модернизации государства. Мы взяли за основу экономическое обновление, построение многоукладной экономики. Так мы смогли мобилизовать все усилия общества и нацелить их на развитие экономики страны. Позже мы перешли к модернизации политической составляющей. Правительство страны не спешило с принятием решений, которые могли нанести вред обществу.
В военные и послевоенные годы женщинам как раз приходилось очень трудно. Поэтому для нас главное сегодня — это стремление к миру. Сейчас существует наша организация — Союз женщин Вьетнама. Мы стараемся модернизировать и саму организацию, и ее деятельность: если раньше мы вели сугубо пропагандистскую работу, то сейчас уже предпринимаем конкретные шаги по улучшению качества жизни, обеспечению благополучия, достойного положения в обществе женщин нашей страны».
Леокадия Герасименко, вице-президент общества дружбы «Украина-Вьетнам», добавила: «35 лет я проработала с Вьетнамом. Вьетнам в послевоенные годы бросил все силы не на строительство, а на то, чтобы прокормить своих жителей и воспитать детей. Правительство и женщины как раз боролись за восстановление страны».
Валентина Семенюк-Самсоненко, председатель Союза женщин Украины «За будущее детей», первый заместитель Национального совета женщин Украины, полномочный представитель Всеукраинского общественного движения "Украинский выбор", отметила: «За годы сотрудничества с женщинами Вьетнама мы увидели, как в их стране развивается средний класс — и во многом как раз благодаря женскому движению».
Участники заседания, обсуждая программу «Образование страны», постарались определить место украинского общества в системе образования. Они говорили не только об обучении и воспитании подрастающего поколения в Украине, но также о методах просвещения взрослого населения страны, эффективного объединения усилий родителей, учителей и детей на пути к развитию и совершенствованию личности каждого гражданина Украины:
Елена Маркосян: «Сегодня государство организовано так, что огромное количество людей контролирует, чем и как занимаются работники образовательной сферы. Почему наша власть настолько не доверяет народу — простым людям, родителям? Ведь именно они и должны контролировать работу системы образования».
Сергей Ветров: «Подготовка народа, граждан нашей страны к осознанным решениям, поступкам, информирование их о том, что они сами должны быть достаточно осведомленными и ответственными за свои действия и решения, — это ли не задача для системы образования в Украине? Цель учителей, общественников — не в том ли, чтобы просвещать народ, менять существующую ситуацию?»
Педагоги и политики ответили на заданный в процессе заседания вопрос о целесообразности сохранения бесплатного образования в Украине:
Валентина Семенюк-Самсоненко: «Когда мы говорим о необходимости введения платного образования, мы должны понимать, что это образование должно готовить кадры, которые захотят жить в этой стране, у которых будет возможность здесь иметь работу, здесь получать достойную зарплату. Государство должно быть заинтересовано в образовании. Опыт Въетнама как раз тем и уникален, что, несмотря на платное образование после пятого класса, люди стремятся учиться дальше, потому что экономика развивается и в стране есть рабочие места. У них развитие экономики сосредоточено именно на создании рабочих мест и вливании денег в бюджет страны. И если даже людей отправляют обучаться в других странах, то работать они возвращаются в родную страну! Чтобы люди не уезжали из страны, нужно не только качественное образование, но и рабочие места».
Светлана Олексюк: «Сняв «очки» перспектив и шансов так называемого бесплатного образования в нашей стране, мы можем сказать: государство должно вкладывать в образование ребенка как в гражданина нашей страны, тем самым обеспечивая ему конкретное социальное благо. Мы должны под социальным благом подразумевать два понятия: здоровье и образование.
Украинской национальной идеей должно стать то, что мы поднимем сельскую школу до уровня национальной. Чтобы она стала сердцем и брендом нашей страны. Наше задание не в том, чтобы заставить людей думать, как мы. А в том, чтобы вообще заставить их мыслить».
Нуэн Тхи Тханг Хоа: «У нас во Вьетнаме считается, что образование — это первейшая политика страны! Инвестиция в образование — это основная инвестиция в государство. Перед системой образования в нашей стране стоят три ключевые задачи:
• дать человеку образование,
• дать профессию,
• развить личность, внутреннее достоинство людей.
Образование должно осуществляться в три этапа: в семье, в школе и во всем обществе».
Елена Маркосян, подводя итоги заседания, подчеркнула: «Каждая страна идет своим путем и решает проблемы, опираясь на свои культурные традиции. Ключевые слова, озвученные нашими гостьями из Вьетнама, касались того, что обязательно в развитии любой страны есть определенная базовая ценность, на которую опирается государство и общество. Мы живем в эпоху смены традиций и ценностей. Ценности старого мира уходят. А что у нас завтра? Какие ценности сейчас культивирует наша школа? Цели и ценности, прививаемые в нынешней школе, на мой взгляд, слишком предпринимательские — побуждающие к борьбе за некую успешность и карьеру. И я ничего хорошего в этом не вижу именно потому, что это не соответствует традициям нашего народа, украинским базовым духовным ценностям. Потому что успешность на нашей территории – это воля, свобода, это равенство и другие фундаментальные понятия, а не успешность любой ценой. Американская мечта у нас не приживается».
Главной задачей встречи координаторов и участников трех проектов Движения «Украинский выбор» был поиск ответов на вопросы образования в Украине с разных, подчас диаметрально противоположных, позиций. В рамках образовательного проекта «Образование — задача общества, а не государства» были представлены оптимальные формы и методы развития и совершенствования системы образования Украины.
Также участники заседания определили недостаточную изученность сложных отношений между центральными органами власти и исполнительной властью на местах, отсутствие комплексного решения проблем местного самоуправления, бюрократизм системы поступления государственных финансов до конечного потребителя как основные препятствия на пути разработки и реализации в нашей стране инновационных методов обучения. Если бы полномочия центра и регионов строились на основе федеративного устройства страны — местные педагоги получили бы реальный механизм управления образованием с учетом индивидуальных потребностей и способностей молодых граждан страны.
Журналисты: Ирина Опря, Олеся Корнилова
Автор фото: Михаил Кириленко
Операторы: Андрей Чернявский, Валерия Грачева
Монтаж видео: Алексей Салов
Редакция рекомендует:
В Женском политическом клубе началось совместное заседание участников трех проектов Движения «Украинский выбор» по вопросам образования в Украине
Образовательная политика — главенствующая политика государства
Украинский выбор и Педагогический клуб приглашают на форум
|