03.11.2014
Василий Стоякин, директор Центра политического маркетинга (Киев), www.stoyakin.org.ua
2 ноября в Донецкой и Луганской республиках (или, языком российского МИДа, в Донецкой и Луганской областях) состоялись выборы депутатов законодательных органов и глав государств.
Петр Порошенко тут же сообщил, что произошла трагедия – никакие выборы в этот день не должны были состояться! «Так называемые «выборы» в оккупированных районах Донецкой и Луганской областей не имеют ничего общего с волеизъявлением людей и грубо нарушают Минские договоренности. (…) Фарс под дулами танков и автоматов, который сегодня устроили две террористические организации на части Донбасса – это ужасное событие. (…) Все выборы на украинской территории, где голосуют украинские граждане, должны проходить исключительно по украинским законам».
Разумеется, выборы 26 октября, который вот уж точно были фарсом под дулами танков и автоматов, сопровождающиеся захватами избирательных комиссий и изгнанием наблюдателей, массовыми фальсификациями, которые был вынужден признать даже (!) Комитет избирателей Украины, «ужасным событием» не являлись. Еще бы – ведь в них принимал участие лично Порошенко.
Судя по обмену мнениями между Порошенко и МИДом РФ накануне выборов, не все однозначно и с Минскими договоренностями – даже в Киеве неофициально признают, что с датой выборов, назначенной Радой, что-то не так. Вроде бы есть дополнительные соглашения, по которым выборы таки должны пройти в ноябре, а не в декабре.
Ну, это ладно. На меня большее впечатление произвел другой момент заявления президента – про выборы по украинским законам.
А что Украина, в лице президента и распущенной им Верховной Рады сделали для проведения этих самых выборов? Не так уж много, на самом деле.
16 сентября Рада приняла закон об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. В соответствии с этим законом выборы органов местного самоуправления на этих территориях были назначены на 7 декабря.
Рада, при этом, творила историю (с маленькой буквы), поскольку, в соответствии с п. 3 Ст. 14 закона о выборах депутатов местных советов, досрочные выборы проводятся в случае досрочного прекращения полномочий уже избранных депутатов или по другим основаниям, указанным в законе о местном самоуправлении (а этот закон никаких других оснований, помимо досрочного прекращения полномочий, не определяет).
Дело не в том, есть или нет основания для прекращения полномочий органов местного самоуправления (почти наверняка есть, хотя в этом надлежит разбираться), а в том, что Рада легко и непринужденно «забыла» прекратить их полномочия. Т.о., Рада назначила выборы без учета требований тех самых украинских законов, о которых так переживает президент.
Дальше – больше. Даже этот, сомнительный с юридической точки зрения, закон был подписан президентом аж через месяц – 16 октября, а опубликован (т.е., вступил в силу) и того позже – 18 октября. Между тем, в соответствии с законом о местных выборах, выборы назначаются не позднее, чем за 60 дней до их дня. Желающий может подсчитать: между вступлением закона в действие и днем выборов – 50 дней. Т.о., лично сам президент сорвал проведение выборов в установленные Радой сроки.
Понятно, что и в дальнейшем никто не предпринимал никаких действий, направленных на организацию проведения выборов. Например – не были выделены соответствующие средства из Госбюджета (п. 1 Ст. 60 закона о местных выборах и Ч. 2 п. 2 Ст. 3 Заключительных положений закона об особенностях самоуправления). Впрочем, Рада и на проведение парламентских выборов деньги выделить не смогла…
Ну и наконец, Рада «забыла» определить территорию, на которой должны были проходить эти выборы, что предусмотрено Ст. 1 закона об особенностях самоуправления. Нет, 7 октября Рада поменяла границы нескольких районов. Но, во-первых, речь шла только о Луганской области; во-вторых, мотивация была совершенно другая (совершенствование системы управления и невыполнение некоторыми органами самоуправления своих функций); в-третьих, речь шла о территориях, занимаемых украинскими войсками (по логике закона они не входят в число тех, где действует особый режим самоуправления). В конце концов упомянутая выше Ст. 1 требует утверждения Радой списка районов, городов, поселков и сел, а не формирование зоны особого управления методом исключения – тут голосуем, тут не голосуем, тут рыбу заворачиваем.
Ну, и заключительный вопрос: какие вообще у Петра Алексеевича претензии к ДНР и ЛНР, которые запланировали и провели выборы, если Украина, в лице его лично и парламента, сделала все, чтобы выборы на этой территории в установленные ей же сроки не состоялись?
|