Много примеров в современной России, когда, к сожалению, певцы, поэты, артисты оказываются не вместе со своим народом в процессе структурных апокалиптических сотрясений мироустройства. Это немудрено – перестройка человеческой цивилизации выглядит запутанной, потому что накопилось чрезвычайно много путаницы, в которой, образно говоря, прямые лучи РА творения изогнуты и навязаны узлами в результате столкновений с тупиками человеческого мышления на базе личной и коллективной выгоды.
Но отличить и найти свет можно, если не прилипнуть к ловушке. Надо лишь понимать, что высокая истина и важная правда в том человеческом обществе которое известно, всегда умалчивается и искажается. Она не кричит о себе в рекламах и за редкими исключениями не возглашается официально. А если возглашается, – это потому что молчать уже невозможно.
Человек одевается в ткани организма и уЧАСТвует в Творении, чтобы меняться, а не для того, чтобы вкушать пироги благодати. Даже растить детей надо с целью, а не на убой. Изменения идут по законам волн, вихрей и резонансов. Чтобы напРАвляться, нужны колебания и камертоны.
Например, пожелание сладкой сладости (Пожелание потребительства) (Вахтанг Кикабидзе – «Пожелание») – ложный камертон для широких народных масс. Этот образ потребительской благости создан наверно для выгодного показа себя и нагнетания тумана ожидания бессмысленной и несуществующей благости, с целью затмить насущные вопросы. Пример результата действия культуры на подобных установках – социалистический тупик СССР перед развалом.
Эта благостная «потребительская» ложь – дурман для мозгов, одна из идеологических болезней примитивной культуры и её цензуры в позднем СССР.
Для Вахтанга Кикабидзе и его застолья и чьей-то свадьбы композиция и видеоклип «Пожелание» – вполне нормальное произведение в духе безмятежной радости, а для массовой культуры государства такая песня-лозунг потребительской культуры – туман, который закроет важные события. Так при Ельцине под специально созданный шум эстрады уничтожалось государство.
Существует Духовная Миссия России, пророчества и предсказания
Чтобы предсказания изполнились, над Культурой надо работать не только вдохновенно талантливо, но и одновременно научно грамотно; со знанием ДОТУ «Достаточно Общей Теории Управления», разработанной коллективом ВП СССР; со знанием Культуры Матери Мира Марии ДЭВИ ХРИСТОС, либо на основе других серьёзных научных подтверждённых практикой знаний.
Почему?
Потому что каждые Мысль, Слово и Звук – есть элемент программ, которыми программируется каждый человек. Перегрузка ложными, противоречивыми или бесполезными программами приводит к путанице в системе управления человека (это взаимодействующие мозг и душа), в результате чего человек может например заболеть русофобией, как это произошло с бывшим ранее советским человеком Вахтангом Кикабидзе.
Потому что далее из сочетанных сознаний человеков формируются эгрегоры, как например Православная Вера, определяющие уже основу государства.
Программы развития в своей основе это мораль и нравственность – и они загружаются в систему каждого человека.
Если программы культуры человеков народа будут примитивны, разсчитаны например только на «потребительское» знание, никогда у такого народа не будет высокого духовного достижения.
Духовная миссия России требует специальной научно построенной работы не только священников, но в первую очередь человеков, создающих и причастных к Культуре, которая в идеале должна быть Культурой Духовности, а не праздности.
На противоположном полюсе находится Культ Мерзости, который применяется врагами русской цивилизации для расчеловечивания, оглупления и подчинения через пороки.
Посередине – болото наивной праздности, в котором плавают пожелания материального благополучия и всяческой благоглупости.
Это не значит, что надо запрещать и цензурировать глупости, но надо устанавливать определённые балансы между духовностью, праздностью и мерзостью. В эпоху разрушительного ельцинизма был востребован культ праздности и мерзости, теперь надо формировать другие балансы.
Как пример формирования Духовной Культуры можно привести работу Виктории ПреобРАженской VictoriaRA.com: «Космическое Полиискусство Третьего Тысячелетия Виктории ПреобРАженской».
Но есть и простой, более понятный большинству пример подхода (не реализации) к вопросу о научно сочетанной гармонии цвета, звука и слова, muza-sfer.ru – «Духовно – оздоровительная программа "Цветовая гармония Творца"». Этот проект как и многие подобные был остановлен по причине невостребованности и отсутствия помощи. Речь о программировании детей не глупыми мультиками и песенками, а специально подобранными умными опытными людьми комплексами. Автор истовый православный.
Известны значительные достижения Православия в деле формирования Культуры, но считаю что они затеняются множеством замолчанных проблем, нерешенных вопросов и устаревших догм. К примеру, одна из устаревших неразрешимых догм – принижение или отрицание Женской сущности Бога. Кроме того, насущные вопросы развития состоят не столько в восстановлении традиций, что почти невозможно, а скорее в формировании новых традиций на основе уцелевших от деяний врагов человечества знаний Истории.
В качестве подтверждения приведу прекрасные слова, найденные на сайте Муза-Сфер muza-sfer.ru
Автор Александр Александрович Блок (1880—1921)
Дата создания: 1921, опубл.: 1921. Источник: А. А. Блок. Собрание сочинений в восьми томах. — М.—Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1962. — Т. 6. Проза. 1918—1921. — С. 160—168.
ru.wikisource.org/wiki/Викитека:Авторские_права
О назначении поэта
Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина
Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними — это легкое имя: Пушкин.
Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта — не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, которым не мог мешать внешнему, ибо дело его — внутреннее — культура, — это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.
Мы знаем Пушкина — человека, Пушкина — друга монархии, Пушкина — Друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин — поэт.
Поэт — величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.
Люди могут отворачиваться от поэта и от его дела. Сегодня они ставят ему памятники; завтра хотят «сбросить его с корабля современности».[1] То и другое определяет только этих людей, но не поэта; сущность поэзии, как всякого искусства, неизменна; то или иное отношение людей к поэзии в конце концов безразлично.
Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина.
Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.
Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых сил, порядок мировой жизни. Порядок — космос, в противоположность беспорядку — хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние. Космос — родной хаосу, как упругие волны моря — родные грудам океанских валов. Сын может быть не похож на отца ни в чем, кроме одной тайной черты; но она-то и делает похожими отца и сына.
Хаос есть первобытное, стихийное безначалие; космос — устроенная гармония, культура; из хаоса рождается космос; стихия таит в себе семена культуры; из безначалия создается гармония.
Мировая жизнь состоит в непрестанном созидании новых видов, новых пород. Их баюкает безначальный хаос; их взращивает, между ними производит отбор культура; гармония дает им образы и формы, которые вновь расплываются в безначальный туман. Смысл этого нам непонятен; сущность темна; мы утешаемся мыслью, что новая порода лучше старой; но ветер гасит эту маленькую свечку, которой мы стараемся осветить мировую ночь. Порядок мира тревожен, он — родное дитя беспорядка и может не совпадать с вашими мыслями о том, что хорошо и что плохо.
Мы знаем одно: что порода, идущая на смену другой, нова; та, которую она сменяет, стара; мы наблюдаем в мире вечные перемены; мы сами принимаем участие в сменах пород; участие наше большей частью бездеятельно: вырождаемся, стареем, умираем; изредка оно деятельно: мы занимаем какое-то место в мировой культуре и сами способствуем образованию новых пород.
Поэт — сын гармонии; и ему Дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых — освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых — привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих — внести эту гармонию во внешний мир.
Похищенные у стихии и приведенные в гармонию звуки, внесенные в мир, сами начинают творить свое дело: «Слова поэта суть уже его дела». Они проявляют неожиданное могущество: они испытывают человеческие сердца и производят какой-то отбор в грудах человеческого шлака; может быть, они собирают какие-то части старой породы, носящей название «человек»; части, годные для создания новых пород; ибо старая, по-видимому, быстро идет на убыль, вырождается и умирает.
Нельзя сопротивляться могуществу гармонии, внесенной в мир поэтом; борьба с нею превышает и личные и соединенные человеческие силы. «Когда бы все так чувствовали силу гармонии!» — томится одинокий Сальери.[2] Но ее чувствуют все, только смертные — иначе, чем бог — Моцарт. От знака, которым поэзия отмечает на лету, от имени, которое она дает, когда это нужно, — никто не может уклониться, так же как от смерти. Это имя дается безошибочно.
Так, например, никогда не заслужат от поэта дурного имени те, кто представляют из себя простой осколок стихии, те, кому нельзя и не дано понимать. Не называются чернью люди, похожие на землю, которую они пашут, на клочок тумана, из которого они вышли, на зверя, за которым охотятся. Напротив, те, которые не желают понять, хотя им должно многое понять, ибо и они служат культуре, — те клеймятся позорной кличкой: чернь; от этой клички не спасает и смерть; кличка остается и после смерти, как осталась она за графом Бенкендорфом, за Тимковским, за Булгариным — за всеми, кто мешал поэту выполнять его миссию.
На бездонных глубинах духа, где человек перестает быть человеком, на глубинах, недоступных для государства и общества, созданных цивилизацией, — катятся звуковые волны, подобные волнам эфира, объемлющим вселенную; там идут ритмические колебания, подобные процессам, образующим горы, ветры, морские течения, растительный и животный мир.
Эта глубина духа заслонена явлениями внешнего мира. Пушкин говорит, что она заслонена от поэта, может быть, более, чем от других людей: «средь детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он».[3]
Первое дело, которого требует от поэта его служение, — бросить «заботы суетного света» для того, чтобы поднять внешние покровы, чтобы открыть глубину. Это требование выводит поэта из ряда «детей ничтожных мира».
Бежит он, дикий и суровый,
И звуков и смятенья полн,
На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы.
Дикий, суровый, полный смятенья, потому что вскрытие духовной глубины так же трудно, как акт рождения. К морю и в лес потому, что только там можно в одиночестве собрать все силы и приобщиться к «родимому хаосу»,[4] к безначальной стихии, катящей звуковые волны.
Таинственное дело совершилось: покров снят, глубина открыта, звук принят в душу. Второе требование Аполлона заключается в том, чтобы поднятый из глубины и чужеродный внешнему миру звук был заключен в прочную и осязательную форму слова; звуки и слова должны образовать единую гармонию. Это — область мастерства. Мастерство требует вдохновения так же, как приобщение к «родимому хаосу»; «вдохновение, — сказал Пушкин, — есть расположение души к живейшему приятию впечатлений и соображению понятий, следственно и объяснению оных»;[5] поэтому никаких точных границ между первым и вторым делом поэта провести нельзя; одно совершенно связано с другим; чем больше поднято покровов, чем напряженнее приобщение к хаосу, чем труднее рождение звука, — тем более ясную форму стремится он принять, тем он протяжней и гармоничней, тем неотступней преследует он человеческий слух.
Наступает очередь для третьего дела поэта: принятые в душу и приведенные в гармонию звуки надлежит внести в мир. Здесь происходит знаменитое столкновение поэта с чернью.
Вряд ли когда бы то ни было чернью называлось простонародье. Разве только те, кто сам был достоин этой клички, применяли ее к простому народу. Пушкин собирал народные песни, писал простонародным складом; близким существом для него была деревенская няня. Поэтому нужно быть тупым или злым человеком, чтобы подумать, что под чернью Пушкин мог разуметь простой народ. Пушкинский словарь выяснит это дело — если русская культура возродится.
Пушкин разумел под именем черни приблизительно то же, что и мы. Он часто присоединял к этому существительному эпитет «светский», давая собирательное имя той родовой придворной знати, у которой не осталось за душой ничего, кроме дворянских званий; но уже на глазах Пушкина место родовой знати быстро занимала бюрократия. Эти чиновники и суть наша чернь; чернь вчерашнего и сегодняшнего дня: не знать и не простонародье; не звери, не комья земли, не обрывки тумана, не осколки планет, не демоны и не ангелы. Без прибавления частицы «не» о них можно сказать только одно: они люди; это — не особенно лестно; люди — дельцы и пошляки, духовная глубина которых безнадежно и прочно заслонена «заботами суетного света».
Чернь требует от поэта служения тому же, чему служит она: служения внешнему миру; она требует от него «пользы», как просто говорит Пушкин; требует, чтобы поэт «сметал сор с улиц», «просвещал сердца собратьев»[6] и пр.
Со своей точки зрения, чернь в своих требованиях права. Во-первых, она никогда не сумеет воспользоваться плодами того несколько большего, чем сметение сора с улиц, дела, которое требуется от поэта. Во-вторых, она инстинктивно чувствует, что это дело так или иначе, быстро или медленно, ведет к ее ущербу. Испытание сердец гармонией не есть занятие спокойное и обеспечивающее ровное и желательное для черни течение событий внешнего мира.
Сословие черни, как, впрочем, и другие человеческие сословия, прогрессирует весьма медленно. Так, например, несмотря на то, что в течение последних столетий человеческие мозги разбухли в ущерб всем остальным функциям организма, люди догадались выделить из государства только один орган — цензуру, для охраны порядка своего мира, выражающегося в государственных формах. Этим способом они поставили преграду лишь на третьем пути поэта: на пути внесения гармонии в мир; казалось бы, они могли догадаться поставить преграды и на первом и на втором пути: они могли бы изыскать средства для замутнения самых источников гармонии; что их удерживает — недогадливость, робость или совесть, — неизвестно. А может быть, такие средства уже изыскиваются?
Однако дело поэта, как мы видели, совершенно несоизмеримо с порядком внешнего мира. Задачи поэта, как принято у вас говорить, общекультурные; его дело — историческое. Поэтому поэт имеет право повторить вслед за Пушкиным:
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.[7]
Говоря так, Пушкин закреплял за чернью право устанавливать цензуру, ибо полагал, что число олухов не убавится.
Дело поэта вовсе не в том, чтобы достучаться непременно до всех олухов; скорее добытая им гармония производит отбор между ними, с целью добыть нечто более интересное, чем среднечеловеческое, из груды человеческого шлака. Этой цели, конечно, рано или поздно достигнет истинная гармония; никакая цензура в мире не может помешать этому основному делу поэзии.
Не будем сегодня, в день, отданный памяти Пушкина, спорить о том, верно или неверно отделял Пушкин свободу, которую мы называем личной, от свободы, которую мы называем политической. Мы знаем, что он требовал «иной», «тайной» свободы. По-вашему, она «личная»; но для поэта это не только личная свобода:
…Никому
Отчета не давать; себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливрея
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья —
Безмолвно утопать в восторгах умиленья —
Вот счастье! Вот права!..[8]
Это сказано перед смертью. В юности Пушкин говорил о том же:
Любовь и тайная свобода
Внушали сердцу гимн простой.[9]
Эта тайная свобода, эта прихоть — слово, которое потом всех громче повторил Фет («Безумной прихоти певца!»),[10] — вовсе не личная только свобода, а гораздо большая: она тесно связана с двумя первыми делами, которых требует от поэта Аполлон. Все перечисленное в стихах Пушкина есть необходимое условие для освобождения гармонии. Позволяя мешать себе в деле испытания гармонией людей — в третьем деле, Пушкин не мог позволить мешать себе в первых двух делах и эти дела — не личные.
Между тем жизнь Пушкина, склоняясь к закату, все больше наполнялась преградами, которые ставились на его путях. Слабел Пушкин — слабела с ним вместе и культура его поры: единственной культурной эпохи в России прошлого века. Приближались роковые сороковые годы. Над смертным одром Пушкина раздавался младенческий лепет Белинского. Этот лепет казался нам совершенно противоположным, совершенно враждебным вежливому голосу графа Бенкендорфа. Он кажется нам таковым и до сих пор. Было бы слишком больно всем нам, если бы оказалось, что это — не так. И, если это даже не совсем так, будем все-таки думать, что это совсем не так. Пока еще ведь —
Тьмы низких истин нам дороже
Нас возвышающий обман.[11]
Во второй половине века то, что слышалось в младенческом лепете Белинского, Писарев орал уже вовсю глотку.
От дальнейших сопоставлений я воздержусь, ибо довести картину до ясности пока невозможно; может быть, за паутиной времени откроется совсем не то, что мелькает в моих разлетающихся мыслях, и не то, что прочно хранится в мыслях, противоположных моим; надо пережить еще какие-то события; приговор по этому делу — в руках будущего историка России.
Пушкин умер. Но «для мальчиков не умирают Позы»,[12] сказал Шиллер. И Пушкина тоже убила вовсе не пуля Дантеса. Его убило отсутствие воздуха. С ним умирала его Культура.
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит.
Это — предсмертные вздохи Пушкина, и также — вздохи культуры пушкинской поры.
На свете счастья нет, а есть покой и воля.[13]
Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл.
Любезные чиновники, которые мешали поэту испытывать гармонией сердца, навсегда сохранили за собой кличку черни. Но они мешали поэту лишь в третьем его деле. Испытание сердец поэзией Пушкина во всем ее объеме уже произведено без них.
Пускай же остерегутся от худшей клички те чиновники, которые собираются направлять поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение.
Мы умираем, а искусство остается. Его конечные цели нам неизвестны и не могут быть известны. Оно единосущно и нераздельно.
Я хотел бы, ради забавы, провозгласить три простых истины:
Никаких особенных искусств не имеется; не следует давать имя искусства тому, что называется не так; для того чтобы создавать произведения искусства, надо уметь это делать.
В этих веселых истинах здравого смысла, перед которым мы так грешны, можно поклясться веселым именем Пушкина.
10 февраля 1921
[1] Об этом заявляли футуристы (см. сборник «Пощечина общественному вкусу», М., 1912, стр. 1).
[2] Из «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина (сц. 2).
[3] Из стих. А. С. Пушкина «Поэт».
[4] Из стих. Ф. И. Тютчева «О чем ты воешь, ветр ночной?..».
[5] Из заметки А. С. Пушкина «О вдохновении и восторге».
[6] Из стих. А. С. Пушкина «Чернь» («Поэт и толпа»).
[7] Из стих. А. С. Пушкина «Из Пиндемонти».
[8] Оттуда же.
[9] Из стих. А. С. Пушкина «К Н. Я. Плюсковой» («На лире скромной, благородной...»)·
[10] Из стих. А. А. Фета «Псевдопоэту».
[11] Из стих. А. С. Пушкина «Герой».
[12] Слово короля Филиппа из трагедии Ф. Шиллера «Дон-Карлос» (д. V, явл. 9).
[13] Из стих. А. С. Пушкина «Пора, мой друг, пора!..».
|