Понять полковника...
Когда я узнал о сегодняшней шахматной партии Кадафи с Илюмжиновым, зауважал. Зауважал Илюмжинова, о Кадафи я и так знаю, что он способен на смелые красивые шаги. Я подумал, что полковник живёт так, чтобы видели друзья и враги. Кстати, фраза "жить так, чтобы видели друзья и враги" - памирская пословица, я поймал себя на мысли, что оцениваю события и поступки людей в образах и терминах своего детства. А поняв это, я решил поискать в книгах и в сети ливийские пословицы. Потому что полковник мыслит образами своего детства, он часть своего народа. И мне захотелось понять образ мысли народа, где рождаются столь неординарные люди. Отчаянно смелые и верящие в свою правду. Найденные пословицы я буду приводить по-русски, в этом компе нет арабских букв на клаве, а тыкать наобум долго. Транскрипцию тоже привести затрудняюсь, по двум причинам.
1) В русском алфавите нет многих арабских звуков. 2) Я не знаю, как произносятся эти пословицы в Ливии, ибо читаю в "палестинском" озвучивании, а прочтение слов там иное, оно своё в каждом регионе. Скажем так, я понимаю Аль-Джазиру и Аль-Арабию, но не телевидение Марокко. Из пословиц я постарался выудить именно ливийские, ибо о Ливии речь. И поверьте мне, есть большая разница между пословицами ливийскими и просто арабскими. Эта разница - в миропонимании. Я благодарен Е. В. Кухаревой, издавшей на русском языке книгу арабских пословиц, Марку Нирану, Дану Бекеру, Махмуду Джабари и всем, чьи тексты попались мне под руку.
Начнём с пословицы о правде: а) "Кто говорит правду, тому отрывают голову." Самый близкий к этому вариант в других странах - сирийский: Говори правду, даже если над твоей головой занесён меч. Но согласитесь, это не одно ито же. Т. е. полковник внутренне готов к нынешней ситуации. Он знает, какова цена говорения правды.
А вот ещё одна пословица, у неё нет аналогов за пределами Ливии: б) "Не предавай того, кто тебе верит, даже если ты предатель." Неудивительно, что народ, живущий согласно данной пословице, относится к бывшим министрам, собравшимся в Бенгази так, как он относится. Удивительно, что цивилизованный мир относится к ним иначе.
Кстати, о предателях. Вот пословица, используемая в Ливии и странах Магриба: в) "У подлого человека язык раздвоен." (Как известно, раздвоен язык, т. б. жало, у змеи. Но и у подлеца, в том смысле, что одним он говорит одно, другим другое. В пословице используется слово "лисанаим", у него двойное значение. И лишь честный всегда и всем говорит одно и то же, правда одна)
И, наконец, пословица, известная многим арабам, но имеющая хождение и в Ливии: г) "Лжец всегда много болтает." Без комментариев.
Или, вот: д) "Мужчину связывает слово." (Тут слово "тарбаth", в смысле сковывает, как цепью) Т. е. полковник не может изменить своего решения. Он связан словом, как цепью.
А вот эта пословица показывает черту характера ливийцев, схожую с русской широтой: е) "Если любить, так принца, если одеваться, так в шелка" (Любить так любить, гулять так гулять.) Кстати, эта же пословица имеется у палестинцев, но вообще палестинские пословицы редко употребляются в Ливии, больно уж разные народы, два мира - два детства.
В Ливии говорят: ж) "Худшая страна это та, где нет правителя, но худший правитель, это тот, которого боятся честные люди."
А теперь рассмотрим ещё один аспект ливийского понимания мира: з) "Делай добро добрым и недобрым, чтобы найти (выделить) добрых." Этой пословицы нет у других арабов, это чисто ливийское, алжирцы лишь переняли её. Почти христианская максима, не так ли. Так что, спите спокойно, лилипутики, Кадафи не трахнет по Риму и по Парижу. Я бы трахнул, а он не станет. Он делал доброе и добрым, и злым, чтобы выделить по-настоящему добрых. Но оказалось, что это не вы, лилипутики. Полковнику было тяжело поверить в предательство Берлускони. Но он поверил, в конце концов. За явностью улик.
Или вот, тоже чисто ливийский подход и) "Аллах и почитающие его (праведники) есть в любом месте." Этот поиск праведников в каждом Сдоме, обращение к каждому, попытка выделить из песка золотые крупицы - подход, встречающийся во многих книгах, речах и письмах Муамара Кадафи. Уверенность в том, что праведники есть везде порою граничит у него с наивным идеализмом. Именно так надо понимать предисловие к советскому изданию "Зелёной книги", обращённое к Горбачёву. Оттуда же "мой сын Обама", "мой брат Берлускони". Лишь о Саркози он понял всё сразу. Но тут не понять невозможно.
Или вот, ещё одна чисто ливийская пословица: к) "Бойся Аллаха и тех, кто его не боится." Вот тех самых, которые не знают, где родились, в какого Бога они верят и если надо снова избираться, пролезут хоть в церковь, хоть в мечеть, людей без флага и Родины, я боюсь не меньше Кадафи. Панически.
Ливийцы, как и большинство арабов, мусульмане и верят в посмертное воздаяние. Они говорят: л) "Добро и зло, совершённое тобой, встретят тебя в могиле."
Но есть одна пословица, широко распространённая у палестинцев и иорданских бедуинов, но неизвестная в Ливии, потому что она претит ливийцам. Палестинцы говорят: "Если не будешь волком, тебя съедят собаки (в некоторых местах: "Если не будешь собакой...(и далее по тексту)". В Ливии, как мы убедились вышЕ, по волчьи не воют, даже когда имеют дело с волками. Ливийцы коллективисты, они считают:
м) "Даже голому и босому спокойнее в караване." Пожалуй, это объясняет, почему опыт Джамахирии оказался успешен именно в этой стране. Впрочем, именно в Ливии и родилось понятие "Джамахирия".
http:// w w w .diary .ru / ~Iskandar /p162498778. h tm
Несколько слов об авторе. Он гражданин Израиля, из настоящих восточных евреев, живших в Средней Азии еще со времен Ахеменидов, когда ни об арабах, ни, тем паче, о тюрках никто и не слыхивал. Короче говоря, человек Востока, в полном, не совсем понятном европейцу смысле слова. Лет двадцать назад, еще до Израиля, воевал - на фронтах одной из самых жестоких и кровавых войн мусульман с мусульманами, случившихся после распада Союза. Более точная информация закрыта.
Отзывы
Bober Boberovich Просто і так видно шо це агітка скопійовна - тільки в РФ такий брєд з відділу пропаганди ще читають, якийсь путiноiд написав. Доречі лише в РФ таке ще можливо!
The Last Lady ну ніхто зараз не дозволить божевільному тирану вбивати населення своєї країни. ciонicтам зараз треба рятувати свою лiвiйську марьйонету, але зараз інший світ, інше розуміння призначення держави та її керівників
Партия в шахматы, о которой автор ведёт речь...
|