15.12.13 Морозова Татьяна Васильевна: Слабый должен умереть? 17.12.13 Морозова Татьяна Васильевна: Слабый должен умереть? Часть 2.
Отдельный человек может быть силён, тем не менее, одному выжить крайне сложно.
Сложно выжить даже небольшой группе людей, не скатившись к примитивному, полудикому состоянию непрерывной борьбы за существование.
Сила человеческого сообщества в том, что люди выживают сообща. Помогая друг другу. Именно поэтому, так важна духовность.
Если проследить, с точки зрения деятеля культуры – искусства, наличие духовности и Культуры в истории человеческой цивилизации, можно найти много государств (и все империи!!!) которые разрушались или погибали, едва уровень духовности падал настолько, что отдельная, человеческая жизнь ничего не стоила.
Как только человеческая жизнь переставала быть безусловной ценностью, государство начинало стремительно рушиться. Как могли выжить ацтеки, если в могиле жреца обнаруживают останки маленьких детей? Дети! Самое святое.
Как могла выжить Древнеримская империя, если зрители на трибунах решали жить людям внизу или подвергнуться растерзанию зверей? А вдоль дорог висели трупы?
О какой духовности и Культуре могла идти речь?
Если между людьми отсутствует взаимопонимание, сочувствие, забота… если никому нет дела до того, что происходит с отдельной личностью… если человек умирает в многоквартирном доме, а соседи начинают беспокоиться только, когда их достаёт запах разложения… если в своей стране чувствуешь себя в опасности…
Ну, скажем, это ещё не непосредственная угроза гибели страны. Но это предпосылки. Многомиллионное население пытается выживать поодиночке. Сегодня трудно надеяться даже на родственников и друзей… тем более, искать помощи у государства.
Собственное равнодушие к окружающим мы оправдываем тем, что самим трудно жить. Но, в последнее время я слышала воспоминания двух человек. Они были детьми в годы войны. Эвакуированную девочку кормили всем домом. А Белорусский мальчик мог попроситься в любую избу, где его кормили, хоть чем то, и укладывали спать.
Не было у наших предков машин, телевизоров, компьютеров, сотовых телефонов и богатых шмоток. И делились они последним. И войну этот народ выиграл. И мощнейший СССР поднял.
А их сытые, сверх - образованные внуки разбазарили великую страну, ограбили старшее поколение, назначив им нищенские пенсии… а сегодня прогаживают остатки былого богатства, не задумываясь, что всем народом уехать из разваленной страны в более благополучные – не получится. Что старость не так далеко, как думается. И что о завтрашнем дне надо думать сегодня.
Вообще-то, теоретически, можно было бы воспитать нынешние поколения детей, чтобы они, подобно военным детям, ещё раз перевернули мир. Или, хотя бы, Россию.
Вон, Япония. Технологически отсталая страна… потерпевшая поражение в войне… перенёсшая атомную бомбардировку.
Но, японцы – гордая нация. После войны они усиленно взялись за воспитание детей.
В СССР 80 годов, в стране, победившей Японию… – мечта была купить японский магнитофон. А уж видик. А уж подержанную машину.
Вот что такое органичное развитие детей: Превратить отсталую, монархическую страну в высокотехнологичную державу всего за одно поколение! 20 – 30 лет.
Сейчас Япония, конечно, уже не та.
Поколение «шестидесятников» было во всех странах, участвовавших во Второй Мировой. Это поколение детей, переживших войну. Война включила у них эмоционально – образные разделы мозга и не позволила педагогике их выключить. В результате, сотворило это поколение много . Наука до сих пор на их открытиях держится. Спутники летают, АЭС и гидростанции ещё работают, мосты пока стоят.
А рухнут… нам их шведы или итальянцы построят. Если деньги будут. Сами не осилим.
Создать умного, талантливого, духовного человека – совсем нетрудно. Именно создать.
Три раздела коры, три системы мозга, три сигнала – образ, эмоция, слово. Развивай каждый сигнал и старайся, чтобы они совмещались друг с другом.
Занятия абсолютно любые – что вязать, что физику изучать.
На лично мой взгляд и опыт - самое подходящее - стихи, поэзия. Здесь чётко разграничиваются все три сигнала. Даже неопытный человек может различить – когда стихи читаются с глубоким пониманием (образы), с душой (тончайшие, правдивые эмоции), а когда формально (слова и показушная, внешняя эмоциональность). То, что в школе называется «читать с выражением».
Знание поэзии не будет лишним ни вязальщику, ни физику. А если ещё и физику подают с учётом органики мозга, получайте талантливых физиков.
Вы не поверите – какими глубокими и красивыми становятся глаза детей, которых научили грамотно, с душой, читать стихи. Глаза, как зеркало души, а не как тупые гляделки.
Детям, кстати, очень нравится поэзия, когда они её понимают. Сегодняшнее же общество лишает их этого.
Правда, опять же, лично моё мнение… или развивать духовность у всех детей, или ни у кого. Мыслящий и духовный человек в сегодняшнем, высокорассудочном обществе будет смотреться, как не совсем нормальный. Во всяком случае, ущербный. Карьеру точно не сделает. Если только в искусстве.
Вот и выбор – или сегодняшнее, ядовитое процветание и последующая гибель страны.
Или, зажав зубы, воспитывать детей, как поколение, способное поднять страну из пепла.
Но, это, разумеется, государственный уровень. А у этих, к сожалению, одна забота: ввели ЕГЭ, а теперь тратят миллионы, чтобы его не списывали. Совсем по пословице: «не было у бабы хлопот…».
Итак, образ.
1.
Первая и самая главная его форма – это наши непосредственные восприятия и ощущения. То, что называем реальной жизнью. Один это образ мира или миллионы образов и подобразиков – понимайте сами. Каждый день с этим живёте.
Я бы сказала, что это похоже на пазлы, но без цельной картинки. В детстве мы постоянно воспринимаем новые образы – пазлики и пристраиваем к уже имеющимся. Постепенно формируется картина мира - лично наше миропонимание, которое расширяется по мере познания других сторон действительности.
Идеал - адекватное создание всеохватного и всестороннего образа реальной действительности - недостижим. Непомерно огромные объёмы. Даже теоретически невозможно создать такие компьютеры, которые могли бы отразить реальность во всей её сложности. А это возложили на бедного бога.
Оглянитесь вокруг – какое количество образов – реальных вещей нас окружает. И это не просто картинки и ощущения. Для понимания каждого отдельного образа – нужно море информации – конкретных или абстрактных образов.
Предмет мы видим (образ). Понимаем, потому что знаем, для чего он служит… (ещё несколько образов). Видели много таких же предметов… (ещё сотня образов). Знаем, что он сделан из алюминия (образ алюминия и тысяча алюминиевых предметов - образов из памяти. А заодно образы мест, где мы их видели, в связи с чем, чья это была вещь...) ну, и так далее.
Чем больше мы знаем об объекте – тем больше образной информации обрабатывается. При размышлении о совсем простеньком жизненном объекте – мы задействуем половину коры, потому что он находится в системе мироощущения.
Т.е. не один объект из общей картины мира, а всё его окружение.
Какой практический вывод можно сделать из этого? Ребёнок должен не просто увидеть какую-то вещь. Он её должен изучить. Обязательно потрогать, понюхать.
(Мы, ведь, знаем предметы на ощупь, не трогая их. Изучили реальность тактильно – в детстве).
Желательно, чтобы ребёнок захотел посмотреть, что у предмета внутри. Сумел раскрутить машинку. Понял – как она ездит . Идеально, если взрослый поможет ему её собрать.
Дети инстинктивно развиваются правильно, в соответствии с природой. Они подробно изучают мир. Задавая бесчисленное множество вопросов.
Хотя, не знаю, как много вопросов у сегодняшних малышей. Они так быстро начинают вести себя, как взрослые, у которых есть знания и никаких вопросов. Хотя любой жизненный предмет – явление – процесс можно изучать всю жизнь… а количество вопросов будет только увеличиваться.
2. Второй, не менее важный момент, что мы не только воспринимаем образы мира, но и сохраняем какое – то время в оперативной памяти. Или записываем в долговременную .
Не будь этого, человека не было бы. И высокоразвитых животных . Да, и остальных тоже. Если бы не запоминали ежеминутную реальность, каждый раз видели бы мир заново, с нуля. А это только что рождённый младенец с чистой памятью.
Наши же памяти хранят очень многое. Практически, всю нашу жизнь. Детально. Подробно. События, лица, голоса. Можно проиграть в уме целые фрагменты жизни… Станиславский называл «Кинолента внутреннего видения».
Те образы, которые записаны в нейроны долговременной памяти – а это ассоциативные разделы сенсорной коры – это документальная запись вчерашнего дня.
Вчерашний день ушёл. Его нет. Но в нашей памяти он живой. Можно представить как события вчерашнего дня, так десятилетней давности. Материю вернуть в исходное состояние нельзя. А память о ней – можно.
Активируется эта информация двумя способами: Можно просто вспомнить – прочитав непосредственный «код нейрона». Это мы называем – мысли.
Или, можно перевести электромагнитный код нейрона в зрительную картинку. Это мы называем - вообразить, представить.
И, внимание! Вообразить, представить можно только то, что было записано в нейрон. Несуществующую запись прокрутить нельзя. «Не перезаписываемый диск – нейрон» перезаписать нельзя. На нём записан «документ» реальной жизни, адекватная её копия.
На основе этой информации сколько угодно можно фантазировать - играть или врать. Но правда остаётся неизменной.
Это различие между воображением и фантазией, о котором наука не догадывается.
А если догадывается, то, никому об этом не говорит.
Продолжение следует.
|