Оригинал Сергей ЛОЗУНЬКО , «Еженедельник 2000» – 2000.net.ua 21.03.2014
Как сообщил 19 марта секретарь СНБО г-н Парубий, на заседании Совета национальной безопасности и обороны было принято решение о начале процедуры выхода из Содружества независимых государств. «Было принято решение не только прекратить председательство в СНГ, а начать процесс выхода из СНГ», – заявил Парубий.
Впервые о том, что Украина может покинуть СНГ, объявил еще 12 марта глава МИД г-н Дещица. Тогда он обосновывал подобные намерения тем, что участники организации, в частности исполком СНГ, не реагируют на требования Украины срочно созвать экстренное заседание. Поэтому, мол, Украина намерена выйти из состава Содружества, т. к. «организация неспособна служить инструментом решения конфликтов между ее членами».
Не станем вдаваться в вопрос, насколько эффективным инструментом является СНГ для решения конфликтов между его членами. Отметим лишь, что причиной игнорирования требований Украины исполкомом СНГ были сомнения участников организации в легитимности нынешней украинской власти. Ведь откликнись они на указанное требование Киева – это означало бы признание легитимности властей Украины, а вместе с этим и легитимности способов, с помощью которых власть была получена. Но вряд ли что в Москве, что в Астане, что в Ереване или любой иной столице СНГ готовы признавать «украинский прецедент» и соглашаться, что нечто подобное может быть осуществлено и в их государствах. Поэтому прежде чем предъявлять претензии исполкому СНГ, нужно взглянуть на самих себя, оценить собственные поступки.
Однако в данном случае речь о другом. Желая во что бы то ни стало насолить России, официальный Киев действует явно необдуманно, не взвесив все «за» и «против», не просчитав последствия своих шагов как для Украины, так и для ее граждан. То экспромт относительно визового режима с Россией (который впоследствии приходится дезавуировать), а то новое решение из разряда «назло теще отморожу себе уши» – выход из СНГ.
Но ведь СНГ – это отнюдь не только «инструмент решения конфликтов между ее членами» (хотя и в качестве этого инструмента Украина могла бы впоследствии попытаться использовать площадку Содружества – после приведения власти в полностью легитимное состояние). Куда более важным для Украины являются два других измерения, имеющих самое непосредственное отношение к ее участию/неучастию в СНГ: экономическое и миграционное (включая трудовую миграцию).
Напомню, что замораживание прежними властями процесса подписания Соглашения об ассоциации с Евросоюзом, включавшее в себя создание ЗСТ Украина – ЕС, было в первую очередь связано с предупреждением Таможенного союза задействовать приложение №6 к Договору о создании ЗСТ СНГ. В данном приложении сказано, что если участник ЗСТ СНГ заключает договор о свободной торговле с другими странами и объединениями и это «ведет к росту импорта из такой стороны в таких объемах, которые наносят ущерб или угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства – участники Таможенного союза… оставляют за собой право ввести пошлины в отношении импорта соответствующих товаров из такой первой стороны в размере ставки режима наибольшего благоприятствования».
Тут был риск исключения из режима свободной торговли отдельных групп товаров из Украины. И это уже рассматривалось в качестве огромной угрозы. Но выход из СНГ автоматически означает и выход из Договора о ЗСТ СНГ. Т. е. Украине придется торговать со странами Содружества на общих основаниях, без каких-либо преференций – в режиме того самого наибольшего благоприятствования (т.е. на условиях, подписанных при вступлении в ВТО).
К слову. 18 марта г-н Яценюк, обращаясь к жителям юго-восточных областей Украины, заявил, что Киев решил отложить подписание экономической части соглашения с Евросоюзом – т. е. создания ЗСТ Украина – ЕС. Как раз чтобы не навредить промышленности юго-восточных регионов. «Мы отложили пока подписание экономического раздела этого документа, принимая во внимание переживания и опасения, не приведет ли зона свободной торговли к отрицательным последствиям для индустриальных регионов, а это в первую очередь восток», – подчеркивал он.
Но ведь чего боялись на юго-востоке – так это прекращения режима свободной торговли с Россией из-за создания ЗСТ с Евросоюзом. Но если Украина покидает СНГ, – то обнуляется и подпись Киева под договором о зоне свободной торговли СНГ. Со всеми вытекающими последствиями для украинского товаропроизводителя. Это и сокращение ВВП Украины, обречение высокотехнологичных производств на гибель, снижение доходов бюджета, наконец, потеря рабочих мест.
Для России такой шаг Украины угрозы практически не представляет. Из России на Украину преимущественно поставляется сырье, тогда как из Украины в Россию – товары с высокой добавочной стоимостью, которые к тому же легко заменить, либо производя в рамках ТС, либо импортируя из других стран, скажем, из Китая.
Выходом из СНГ Украина по сути сама себя облагает экономическими санкциями!
Выход Украины из СНГ – это и автоматическое создание колоссальных проблем для украинских трудовых мигрантов, прежде всего тех, которые ежегодно отправляются на заработки в Россию. Ведь вопросы трудовой миграции также регулируются в рамках СНГ.
Для миллионов украинских граждан Россия – единственное место, где они могут получить работу и достойный заработок. Если даже 10–20% ежегодного количества трудовых мигрантов не смогут трудоустроиться в России в связи с последними решениями властей Украины, – это сотни тысяч людей! Добавьте к ним членов их семей, которые останутся без средств существования. Да приплюсуем тех самых безработных, что появятся вследствие резкого сокращения торгово-экономических связей между Россией и Украиной ввиду прекращения действия договора о ЗСТ СНГ.
Сотни тысяч, если не миллионы новых недовольных! И прежде всего это жители юго-востока. Интересно, каких настроений, по мнению нынешней власти, следует ожидать от этих людей в связи с курсом, который заявлен к реализации официальным Киевом?.. И не надо потом упрекать этих людей в «нелояльности к украинскому государству» и записывать в «предатели».
|