"МИД России" – mid.ru , 19.11.2014
Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в рамках «правительственного часа» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Москва, 19 ноября 2014 года
2648-19-11-2014
Уважаемые депутаты Государственной Думы,
Рад возможности вновь выступить перед вами в рамках «правительственного часа». Мы в МИД России высоко ценим внимание депутатов к сотрудничеству между нашим Министерством и Федеральным Собранием Российской Федерации, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Федерации. Совместная работа является важным фактором эффективной реализации внешнеполитического курса России. Скажу откровенно, без лишней лести, мы повседневно ощущаем активный конструктивный вклад нынешнего созыва Государственной Думы в продвижение интересов России на мировой арене с творческим использованием методов парламентской дипломатии и всего арсенала, имеющегося в распоряжении парламентариев в мировой практике.
Оценки текущего международного момента изложены в развернутых выступлениях Президента Российской Федерации В.В.Путина, в том числе на заседании дискуссионного клуба «Валдай», в интервью представителям СМИ в ходе недавнего азиатского турне. Президент, говоря откровенно и прямо, предлагает партнерам совместно честно разобраться, что же на самом деле происходит в мире, почему он становится все менее безопасным и предсказуемым, а риски повсеместно возрастают.
Очевидно, что международные отношения переживают переходный период, связанный с объективным процессом формирования нового полицентричного мироустройства. На наших глазах возникает принципиально иная картина мира. Это непростой процесс – смена эпох, как правило, сопровождается если не глобальными столкновениями, то цепочкой интенсивных конфликтов локального характера. Усиливается конкуренция во всех сферах, включая модели социально-экономического развития и ценностные ориентиры.
В этих условиях перед нами стоят задачи поистине исторического масштаба, сложность которых нельзя недооценивать. В то же время очевидно, что Россия располагает всеми возможностями для консолидации своих позиций в качестве одного из центров новой многополярной системы, для активного воздействия на международную обстановку в интересах ее оздоровления, укрепления безопасности и стабильности, создания благоприятных внешних условий для внутреннего развития страны, обеспечения устойчивого экономического роста, и тем самым – повышения качества жизни наших граждан. Проводимая в соответствии с современными тенденциями и многовековыми традициями независимая политика России сегодня становится все более востребованной в мире, привлекает широкий круг партнеров в Азии, Африке, Латинской Америке и Европе.
Мы открыты к объединению усилий со всеми, кто проявляет встречную готовность сотрудничать на принципах равноправия, взаимного уважения и выгоды с опорой на принципы международного права и центральную роль ООН в мировых делах. Деятельность Совета Безопасности ООН, «Группы двадцати», БРИКС, ШОС наглядно подтверждает эффективность солидарных усилий. Последние примеры – осуществление химической демилитаризации Сирии, прогресс на переговорах по иранской ядерной программе, совместная борьба с вирусом Эбола. И наоборот, когда упор делается на односторонние действия, на попытки обеспечить свои интересы за счет интересов других, результаты, как правило, бывают печальные.
Россия последовательно выступает за интеграционную, позитивную повестку дня, направленную не на разъединение, а на развитие связей между государствами. К сожалению, этот конструктивный курс наталкивается на продолжающиеся попытки США и их союзников разделять и властвовать, продавливать односторонние подходы, перекраивать мир под свои конъюнктурные замыслы.
Украинский кризис стал следствием проводившейся западными государствами в течение последней четверти века политики укрепления собственной безопасности в ущерб безопасности других, расширения контролируемого ими геополитического пространства. Это проявилось в последовательных волнах расширения НАТО, вопреки дававшимся на высшем уровне заверениям и в нарушение торжественных деклараций о формировании системы равной и неделимой безопасности в Евро – Атлантике.
При поддержке США и ряда европейских государств на Украине был совершен антиконституционный вооруженный переворот. Национал-радикалы поставили страну на грань раскола и столкнули ее в гражданскую войну. При этом шансы на деэскалацию конфликта раз за разом торпедировались западными партнерами. Имею в виду соглашение об урегулировании кризиса, подписанное 21 февраля с.г. украинскими властями и министрами иностранных дел трех европейских государств, которое было предано забвению уже через несколько часов. До сих пор не реализуются ключевые положения Женевского заявления от 17 апреля с.г., где зафиксировано обязательство украинских властей срочно приступить к конституционной реформе с участием всех регионов и политических сил Украины.
Разумеется, Россия не могла и не может безучастно наблюдать за происходящим в соседней братской стране. Как отметил недавно в интервью немецкому еженедельнику «Шпигель» бывший госсекретарь США Г.Киссинджер, (цитирую) «Украина всегда имела особое значение для России, и не понять это было фатальной ошибкой» (конец цитаты).
На всем протяжении украинского кризиса наша страна последовательно стремилась помочь Украине преодолеть этот тяжелый период в ее истории, достичь прочного мира и национального согласия о будущем страны, о ее государственном устройстве, в котором все украинцы чувствовали бы себя комфортно, безопасно и достойно.
В качестве ближайшего шага призываем наладить устойчивые контакты между Киевом и представителями Донбасса в целях выхода на взаимоприемлемые договоренности. Запад должен стимулировать этот процесс, а не стремиться безоглядно поддерживать все, что делает «партия войны» в Киеве, закрывая глаза на вопиющие нарушения прав человека, откровенное беззаконие и военные преступления.
Попытки свалить вину за украинский кризис на Россию бесперспективны – правда о происходящем пробивает себе путь даже в ангажированных западных СМИ. Не получается спрятаться и за противоправными односторонними санкциями, которые лишь подрывают усилия по стабилизации мировой экономики и ни на йоту не приближают решение украинского кризиса. Данные оценки проявляются в ходе международных контактов Президента России В.В.Путина, в частности, в рамках недавних саммитов АТЭС и «Группы двадцати», в ходе которых состоялись подробные беседы российского лидера со многими представителями западного мира.
Нынешний негативный тренд в мировых делах – не наш выбор. Мы будем работать в сложившихся условиях и всегда готовы к диалогу. Реальной альтернативы взаимовыгодному равноправному сотрудничеству между Россией и ЕС не существует – слишком многое связывает нас в географическом, экономическом, историческом, человеческом планах. Евросоюз – наш естественный и торгово-экономический партнер. Мы обоюдно заинтересованы в дальнейшем расширении делового сотрудничества. Об этом, в частности, мне совсем недавно говорили представители ведущих немецких компаний, которые посетили Россию и провели встречи с представителями нашего руководства.
Снижение планки взаимодействия между Россией и западными партнерами, без сомнения, имеет многомерные последствия, которые не ограничиваются экономической сферой. Речь идет в том числе об ущербе, который наносится объективной потребности в совместных действиях перед лицом обостряющихся общих угроз. В этой связи вызывает удивление недальновидность решения США и Евросоюза о замораживании механизмов сотрудничества с России, включая те из них, которые позволяли консолидировать подходы в борьбе с общими для всех нас вызовами – терроризмом, наркотрафиком, организованной преступностю.
Мы не можем понять, что это – попытка какого-то нового самоутверждения, инерция имперского мышления, неспособность адекватно воспринимать современные реалии, которые уже не позволяют вертикально структурировать человечество под западные подходы. Мы, конечно же, признаем, что разногласия имеются, многие из них носят объективный характер, отражают реальные несовпадения законных интересов, но мы готовы сближать позиции, искать компромиссы исключительно на основе равноправия и реального учета интересов друг друга и отказа от попыток шантажа и диктата.
Убеждены, что стратегическим ориентиром в усилиях по созданию новой архитектуры на европейском континенте должно быть поэтапное продвижение к формированию единого экономического и гуманитарного пространства, опирающегося на принципы равной и неделимой безопасности. Будем исходить из этого на предстоящей в начале декабря в швейцарском Базеле встрече министров иностранных дел государств-участников ОБСЕ. Ведь эта Организация изначально создавалась именно для устранения в Евро – Атлантике любых разделительных линий.
Конкретный вклад в развитие широкого сотрудничества в этом регионе вносит реализация проекта формирования Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Рассчитываем, что с 2015 г. его полноправным членом станет Армения. Активно продвигается работа по присоединению к ЕАЭС Киргизии.
Возрастающую роль в поддержании безопасности в регионе своей ответственности играет Организация Договора о коллективной безопасности. Нацелены на дальнейшее повышение ее эффективности, совершенствование механизмов оперативного реагирования и миротворческого потенциала, включая противодействие разноплановым вызовам и угрозам, в том числе исходящим с территории Афганистана.
Приоритеты нашей внешнеполитической работы в предстоящем году связаны с председательством России в БРИКС и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Будем принимать саммиты этих организаций летом следующего года в Уфе. Заинтересованы в придании дополнительной динамики деятельности ШОС на всех направлениях, в повышении эффективности ее антитеррористического и антинаркотического потенциала, в решении вопросов о приеме новых членов.
Все более значимой становится роль БРИКС в мировых делах. Учреждение Нового банка развития с уставным капиталом 100 млрд. долл. и Пула условных валютных резервов в таком же объеме призваны способствовать поддержанию устойчивости международной валютно-финансовой системы. Возрастает значение координации позиции стран БРИКС на международной арене, что подтвердилось в ходе саммита «Группы двадцати» в Австралии, особенно при обсуждении вопросов реформы международной валютно-финансовой системы, а также проблем, касающихся политической обстановки на мировой арене.
В последнее время приняты прорывные решения по углублению сотрудничества и стратегического партнерства с Китаем. 9 ноября в Пекине состоялась уже пятая в этом году встреча глав наших государств. Развитие событий в мире наглядно демонстрирует, что связка Москва-Пекин является одним из ключевых факторов сохранения стабильности и безопасности на планете, становления устойчивого многополярного мироустройства, обеспечения верховенства права в мировых делах, демократизации международных отношений.
Углубляются многоплановые связи России с Индией, Вьетнамом, другими нашими партнерами в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). В ходе азиатского турне состоялась встреча Президента Российского Федерации В.В.Путина с Премьер-министром Японии С.Абэ. Динамичное развитие наших восточных территорий – национальный приоритет на весь XXI век. Отсюда наш интерес к более активному и результативному подключению к интеграционным процессам в АТР, использованию его потенциала для подъема Сибири и Дальнего Востока. Эти задачи лежали в основе российской позиции в ходе саммита АТЭС в Пекине. При этом восточный вектор нашей политики рассматривается не в качестве альтернативы связям с Западом, а как фактор реализации на практике принципа многовекторности нашей работы на международной арене. Это придает больше устойчивости позициям страны в мире.
Выступаем за создание в АТР надежных механизмов обеспечения безопасности, основанных на внеблоковых подходах. На достижение этой цели направлена российско-китайская инициатива о разработке рамочных принципов новой региональной архитектуры, которая сейчас предметно обсуждается в рамках экспертных консультаций стран-участниц Восточно-азиатских саммитов.
Россия продолжает активно способствовать мирному урегулированию конфликтных ситуаций. Одной из первоочередных задач является противодействие подъему волны экстремизма и терроризма в охваченном потрясениями регионе Ближнего Востока и Северной Африке (БВСА). Исходим из того, что международные усилия по сдерживанию угрозы со стороны террористических организаций, включая так называемое «Исламское государство», должны выстраиваться на прочной основе международного права, без двойных стандартов и скрытой повестки дня.
Со своей стороны продолжаем оказывать поддержку правительствам Ирака, Сирии, других государств региона в повышении их боеготовности по противостоянию экстремистам. Мы предложили провести под эгидой Совета Безопасности ООН комплексный анализ угроз на пространстве БВСА во всей их совокупности, включая арабо-израильский конфликт, с целью согласования коллективной стратегии предотвращения полной дестабилизации этого ключевого региона.
Широкое международное признание получили инициативы России по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы на основе принципов поэтапности и взаимности, которые легли в основу подходов, которые обсуждаются на переговорах «шестерки» с Ираном. Очевидно, что прогресс на этом направлении оказал бы благотворное влияние на ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке, способствовал бы успеху предпринимаемых сейчас усилий по созданию на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения.
В заключение хочу заверить, что российская дипломатия будет и далее энергично работать над реализацией утвержденного Президентом России внешнеполитического курса на последовательное отстаивание национальных интересов. Рассчитываем на самую тесную координацию с нашими парламентариями.
|