«КОБ (ИАЦ) — Карелия» – inance.ru 07.01.2017, 22:57
Как мы писали ранее, сложившаяся на Земле культура была создана во многом под воздействием Библии. Прежде всего это касается Западной цивилизации, но также и всех остальных цивилизаций, которые так или иначе попали под её воздействие в прошлом и настоящем. Это означает, что многие люди смотрят на жизнь «светофильтр» той традиции толкования Библии и жизни на её основе, которой они привержены. Смотреть же на жизнь иначе — заблуждение, грех, со всеми вытекающими из этого последствиями. Тем, кто вырос в той или иной традиции и кому она нравственно приемлема, при таком способе миропонимания живётся может и не комфортно, но беспроблемно в отношении осмысления происходящего: либо читай «отцов» и «Писание», либо «пути Господни неисповедимы» и «не дОлжно лезть в тайны Божии».
Тем не менее традиций очень много и любого думающего человека они заставляют задуматься: «А что же есть истина?». Ответ на этот вопрос должен быть получен непосредственно, т.е. помимо исторически сложившихся традиций, что-то подтверждая в них, а что-то отвергая.
По отношению ко всем связанным с Библией вопросам, такой подход исходит из того, что Библия в том виде, как она сложилась (как и любые другие писания, именуемые «священными»), не является книгой ниспосланной непосредственного от Бога в готовом к употреблению виде. То есть Библия не является неизменным свидетельством Бога, несмотря на все происки поколений цензоров и редакторов-извратителей.
Библия является плодом творчества множества поколений людей, который включает как повествование определённых событий, осмысленный диалог людей с Богом по жизни, отсебятину людей и разнородные наваждения. Любая прямая речь в Библии от имени Бога не является уникальной стенограммой.
С какой целью пришёл Иисус?
Разные ветви культуры человечества на вопросы о личности Христа и его судьбе дают взаимоисключающие ответы.
Иудейская традиция через своих разных раввинов даёт и разные ответы на эти вопросы. И спектр их ответов широк:
- от того, что Иисус был рождён в блуде и стал магом, обольщавшим народ чудесами в стремлении выдать себя за обетованного Мессию, чему часть народа поверила и пошла за ним;
- до того, что Иисус учил людей добру, но обетованным Мессией не был, и если бы не настаивал на этом своём статусе, то был бы уважаем и не был бы предан смерти.
Мнение синагоги по этому вопросу меняется в зависимости от того, кому оно адресовано и в каких обстоятельствах выражается: в условиях гарантированной безопасности — детально развивается первое; в условиях, не гарантирующих безопасности или требующих вкрадчивой деликатности, — второе.
Христианские церкви — при всех их разногласиях, — (а также и мессианские евреи) едины во мнении:
- Иисус — обетованный в Ветхом завете Мессия;
- Он — праведник и в таковом качестве избранная Богом жертва во искупление людских грехов, и потому во исполнение предопределения Божиего он пришёл в мир именно для того, чтобы быть безвинно осуждённым на смерть и жертвенным пролитием своей крови искупить грехи, если не всего человечества, то тех, кто уверует в это.
В Коране Иисус (Иса) — единственный из посланников Бога, который именуется Мессией, переданное через него вероучение признаётся истинным, но факт его распятия, смерти и воскресения категорически опровергается (во избежание распятия Бог вознёс Иисуса к себе — Бог всемогущ, милостив и мудр), а христианским церквям указывается на факт извращения ими вероучения, переданного через Мессию.
«Они не убили его (Иисуса) и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом (т.е. не согласные с кораническим свидетельством), — в сомнении о нём; нет у них об этом никакого знания, кроме следования за предположением (Саблуков: «они водятся только мнением»). Они не убили его (Христа), — наверное (Саблуков: «это верно известно»), нет, Бог вознёс его к Себе: ведь Бог могущественен (Крачковский: «велик»), мудр! И поистине, из людей писания нет никого, кто бы не уверовал в него прежде своей смерти, а в день воскресения он будет свидетелем против них!» (Коран в переводе И.Ю.Крачковского, сура 4:156, 157, все выделения сделаны нами).
Синагоге и иудеям в Коране точно также указывается на сокрытие и извращение ими того вероучения, что было дано им через Моисея для просвещения всех народов. Как можно понять из соотнесения этого коранического утверждения с жизнью, верность извращённому в прошлом вероучению и послужила причиной для того, чтобы отвергнуть Иисуса в качестве Мессии и посягнуть на предание его позорной смерти.
Некоторые буддисты признают Иисуса реинкарнацией Будды и принимают все библейские свидетельства о нём и даже переходят в христианство, сохраняя при таком миропонимании и верность буддизму.
О кораническом свидетельстве представители немусульманских культур в своём большинстве не знают, а те, кто и узнаёт, то как показывает практика, в своём большинстве не задумываются о его значении для прошлого и будущего человечества. Впрочем, и многие мусульмане не очень-то задумываются о смысле Корана, сведя свой ислам к ритуальному пятикратному на день поклонению молитвенному коврику — в противном случае регион мусульманской культуры жил бы иначе и не имел такого количества внутренних проблем и проблем взаимоотношений с немусульманскими культурами.
Для многих таких кораническое свидетельство о том, что Христос не мучился, умирая на кресте, — не благая весть потому, что они желают, чтобы истинным оказалось библейское свидетельство о казни Христа, поскольку вера в это, как они надеются, освобождает их от ответственности за свои грехи.
Первое письменно зафиксированное выражение такого рода желания принадлежит апостолу Павлу. В 1‑м послании Коринфянам, Павел пишет в гл. 15: «14. а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша. 15. Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают; 16. ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес. 17. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших».
А если Христос был вознесён во избежание распятия, как о том пророчествовал Соломон, не вдаваясь в подробности, и как о том сообщает Коран, разъясняя пророчество Соломона, то Иисус не умер на кресте, и потому воскрешать его не было причин, — соответственно вера в его крестную смерть и воскресение тщетна перед Богом. Но многим так хочется, не отвечать ни за что…
И эта казнь и мучения Христа в прошлом нужны им даже больше, чем Синедриону в его эпоху, поскольку, если признать, что казни не было, то они оказываются в единоличном ответе перед Богом за все свои грехи, которые никто не понёс и не унёс, и не предал забвению. В число которых автоматически попадает и их убеждённость в том, что Бог не избавил праведника Христа от несправедливой казни.
Но в результате получается: часть из тех, кто убеждён в том, что Бог есть, верят в то, что Он избрал Себе (либо всё же не Себе, а дьяволу?) в жертву Иисуса, а другая часть из тех, кто убеждён в том, что Бог есть, верят, что Он спас праведника от казни. Согласитесь, что Бог — один, и одно из двух взаимоисключающих друг друга мнений о судьбе Христа — напраслина, возводимая на Бога, богохульство. Но всякому человеку, узнавшему об этом разногласии о судьбе Христа, открыта возможность подумать о том, какое из двух мнений истинно. Однако, об истинности коранического либо библейского мнений о судьбе Христа, невозможно судить только на основании текстов — необходимо соотноситься с жизнью.
Следует заметить, что о себе, как об избранной Богом жертве за грехи людей, в текстах Новозаветных евангелий сам Христос однозначно и прямо в общем-то нигде не говорит: этот термин употребляют только другие люди по отношению к нему. Кроме того, если определять литературный жанр, к какому принадлежат канонические новозаветные евангелия, то это нечто среднее между биографическими справками и «сводами наружного наблюдения», но никак не внятное последовательное изложение того Учения, которое через Христа было открыто людям. То, что так называемые «евангелия» не содержат внятного изложения Учения Христа, по существу означает, что для заправил библейских культов, цензоров и редакторов Нового завета Учение Христа как таковое было помехой, и именно потому они подменили в христианстве Учение Христа модификацией бездумно привычного всем учения об искуплении грехов путём принесения жертвы: дескать в казни Христа выразился Божий промысел и тем, кто в это поверит, — нет причин беспокоиться о будущем своей души.
Однако биографические справки о жизни и деятельности Христа были бы непривлекательными для паствы церквей, если бы они так или иначе не передавали того, что в разных аудиториях говорил Иисус. Вследствие этого Учение Христа оказалось раздробленным на разрозненные и подчас искажённые части, которые фрагментарно рассыпаны по всему тексту канона Нового завета.
Поэтому наряду с приведёнными выше рассуждениями в духе доктрины искупления грехов жертвоприношениями в Новом завете содержатся и иные утверждения, которые библейские богословы пропускают без комментариев и не привлекают к ним внимания своей паствы.
«…если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных» (Матфей, 12:7). «…пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы. Ибо Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Матфей, 9:13).
Это — ещё одно наличествующее в Библии выражение отношения Бога к исторически сложившейся практике жертвоприношений, включая и человеческие.
И оно приводит к мысли о том, что:
Никто не в силах навязать Богу неугодную ему жертву.
Однако, для многих людей характерно возражение в том смысле, что апостолы, как и множество других людей, бывших в Иерусалиме в то время, видели казнь и засвидетельствовали и о ней, и о последующих событиях. Именно их свидетельства и лежат в основе христианской веры во всех её исторически сложившихся модификациях и в основе веры мессианских евреев.
С точки зрения библейцев кораническое свидетельство неосновательно, поскольку Мухаммад не был современником и очевидцем событий в Иерусалиме и кораническое вероучение во многом расходится с их верованиями. Поэтому для них библейские свидетельства истинны и представляются им неоспоримыми.
Однако истинность свидетельств, запечатлённых в новозаветных евангелиях, оспорима именно с позиций того Учения, которое нёс людям Христос.
Верующий должен чувствовать и понимать, что есть разница между молитвой и немолитвой, разница в последствиях молитвы и немолитвы. И перед молитвой в Гефсиманском саду Иисус, призывая апостолов к совместной молитве с ним, предупредил их, что в случае, если они не будут соучаствовать в молитве вместе с ним, они падут жертвой искушения. Но поскольку апостолы — в очередной раз — потеряли самообладание и впали в грёзы, то они и не молились, вследствие чего в этот момент они в религиозном аспекте отпали от Христа и психологически не отличались от всех прочих жителей Иерусалима.
Если бы апостолы молились вместе с Иисусом в Гефсиманском саду — у нас не было бы оснований оспаривать их свидетельства о последующем течении событий: молитва, — по обетованию Христа, — защитила бы их от последующих искушений.
Но поскольку они не молились, то ничто — ни в жизни, ни в Библии — не говорит о том, что кораническое свидетельство о вознесении Христа, упредившем посягательство на распятие, ложно. И при этом кораническое свидетельство (сура 4:156, 157) поясняет пророчество Соломона, которое христиане безо всяких к тому жизненных оснований не относят ко Христу:
«11. Сила наша будет законом правды, ибо бессилие оказывается бесполезным (Не в силе Бог, а в Правде!) 12. Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания; 13. объявляет себя имеющим познание о Боге и называет себя сыном Господа; 14. он перед нами — обличение помыслов наших. 15. Тяжело нам смотреть на него, ибо жизнь его не похожа на жизнь других, и отличны пути его: 16. он считает нас мерзостью и удаляется от путей наших, как от нечистот, ублажает кончину праведных и тщеславно называет отцом своим Бога. 17. Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; 18. ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. 19. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; 20. осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нём попечение будет”» (Премудрость Соломона, гл. 2).
После приведённых слов неправо умствующих злочестивцев Соломон сообщает о последствиях их посягательства на жизнь Христа:
«21. Так они умствовали и ошиблись; ибо злоба их ослепила их, 22. и они не познали таин Божиих, не ожидали воздаяния за святость и не считали достойными награды душ непорочных. 23. Бог создал человека не для тления и сделал его образом вечного бытия Своего; 24. но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают её принадлежащие к уделу его» (Премудрость Соломона, гл. 2).
Соответственно, если Христос был безгрешен, то, пребывая в русле Промысла, он был вне области попущения Божиего и Бог не попустительствовал тому, чтобы его смогли убить.
Последствия неучастия апостолов в молитве в Гефсиманском саду, к которой они были званы, состоят в том, что: они, — как и все прочие, — вследствие своей немолитвы не познали таин Божиих и искренне свидетельствовали о своих галлюцинациях, полностью соответствовавших «пророческим» наваждениям Исаии о предстоящей казни Мессии. И в силу того, что апостолы не молились вместе с Христом, «пророческие» наваждения Исаии в соотнесении со всеми прочими жизненными обстоятельствами не могут быть признаны в качестве истинных пророчеств, исходящих от Бога.
После посягательства на распятие Христа, Бог — Милостивый, Милосердный — предоставил иудеям срок — около сорока лет, в течение которых те имели возможность и могли бы переосмыслить свершившееся, покаяться в грехе отрицания Посланников Его и богоотступничестве; а покаявшись — вразумиться и войти в истинную веру Божию. Всё это время Бог знаменовал неугодность Ему жертвоприношений:
«Талмуд учит, что последние сорок лет перед разрушением Храма Бог не принимал жертвоприношений в День Искупления (Вавилонский Талмуд, Йома 39). Год за годом, на протяжении жизни целого поколения, Господь говорил: Нет» (“Иисус — кто он?”, издательство «Messianic Vision», 1992, пер. В.Брена, Еврейский Мессианский Центр, брошюра мессианских евреев, признающих Иисуса (Иешуа) Мессией).
Храм был разрушен в 70 г. н.э. Если посягательство на распятие Иисуса имело место в 33 г., а Талмуд, называя срок в сорок лет, точен, то уже за три года до посягательства на жизнь Христа Бог предостерегающе знаменовал неугодность Ему жертвенных убийств вообще. Но сорок лет иудеи древности не утруждали себя тем, чтобы подумать над ежегодным знамением Божьим и словами же писания, признаваемого ими священным:
«Жертвы и приношения за грех Ты не восхотел; Ты открыл мне уши; всесожжения и жертвы за грех ты не потребовал. Тогда я сказал: вот иду; в свитке книжном написано о мне: Я желаю исполнить волю Твою, Боже мой, и закон Твой у меня в сердце (выделено нами при цитировании)» (Псалм 39:7)
— Как можно понять без кривотолков, это и есть то, чего Бог ждёт от людей.
Так трагично с приходом Христа действительно началась другая эпоха — новая эпоха, в которую людям предстоит научиться быть милостивыми.
Источники:
https://dotu.ru/2006/01/24/20060124_want_grace_not_victim/
|