Американские астронавты уже через два года могут предпочесть российским «Союзам» коммерческие корабли, разрабатываемые в конструкторских бюро «Боинга» и «Спейс-Икс» Илона Маска. Для Роскосмоса это потеря части финансирования и снижение уровня международного сотрудничества. На сегодня наша страна отвоевала на этом рынке солидный сектор, но удерживать его придется с полным напряжением сил и возможностей.
Сергей Карпачев
Это только одна из проблем Роскосмоса – отдаленная. Есть совсем близкие. Как признал на научно-практической конференции «Основные задачи и перспективы развития Роскосмоса» глава корпорации Дмитрий Рогозин, руководителями отрасли были допущены непростительные ошибки. Уже перестали выглядеть сенсацией срывы пусков и аварии серийной, давно используемой космической техники. Предприятия-гиганты с богатой историей, например Центр Хруничева, не успели вовремя оптимизировать производство, перестроиться под сокращение заказов и как результат – финансовый провал. За огромные долги предстоит расплачиваться заводскими территориями, что ведет к ограничению сборки ракет на московской площадке в Филях.
На имидже Роскосмоса на международном рынке сильно отражаются переносы сроков осуществления проектов и увеличение их стоимости в процессе реализации, недостаточная надежность техники, особенно заметная в последние годы. Как полагают в руководстве компании, сказывается разобщенность управления – это хорошо видно на примере крупных космических программ. Сорваны сроки создания лабораторного, универсального и энергетического модулей для МКС. До сих пор идут споры вокруг того, на чем отправится на орбиту корабль «Федерация»: на перспективном носителе «Союз-5» или на «Ангаре». Разобщенность разработчиков по сути остановила развитие пилотируемой космонавтики. Имеют место и некорректное ценообразование, и несвоевременный контроль качества. В структуре Роскосмоса отсутствует функция технического заказчика. Департаменты корпорации, выступая заказчиками, не берут на себя ответственность за технические решения.
Как решать накопившиеся проблемы?
Десять принципов Рогозина
Основной задачей глава госкорпорации определил экспансию на коммерческие рынки, которые создаются услугами, вытекающими из использования российской орбитальной группировки, заметив, однако, что в отрасли пока не научились извлекать должную пользу и выгоду, осваивать результаты «нашей космической деятельности на земле и толком зарабатывать». И в связи с этим обозначил десять принципов, которые лягут в основу работы Роскосмоса.
Прежде всего высокая требовательность и особый контроль исполнения гособоронзаказа. Госкорпорация станет непосредственным участником всех заказов и разделит с предприятиями всю ответственность за реализацию контрактов полного жизненного цикла, а не только политическую, как было ранее. Появится Управление технического заказчика – для проведения единой отраслевой политики и воссоздания разумной производственной кооперации. | Фото: gazeta.ru |
Профессиональная карьера каждого руководителя теперь в полной мере зависит от успеха курируемых предприятий, подчеркнул Рогозин: «Не будет места бездельникам и интриганам, а также тем, кто путает свою шерсть с государственной».
Руководство корпорации намерено всячески поощрять новаторские решения, для научной организации труда и использования лучших практик будет создан совет рационализаторов. Сотрудникам, предлагающим решения по повышению производительности, улучшению технологии и управления, сокращению издержек, обещаны поощрение и активное продвижение по службе.
Госкорпорация намерена «решительно отказаться от долгостроя и тупиковых направлений развития». Программы будут скорректированы в пользу проектов, которые «дадут русскому космосу новые достижения и авторитет».
В области международного сотрудничества Роскосмос будет нацелен прежде всего на реальную коммерческую отдачу. «Мы готовы к взаимовыгодным сделкам и не готовы к псевдоблаготворительности в ущерб нашим бизнес-интересам», – заявил Рогозин, добавив, что анализ причин финансовых дыр на ведущих предприятиях, таких как РКК «Энергия» и Центр Хруничева, показывает: проблемы накопились в основном в результате внешнеэкономической деятельности. Здесь предстоит наводить порядок.
Трудовые коллективы, осваивающие новые направления диверсификации производства и эффективно использующие основные фонды для роста продаж, будут получать от государственной корпорации дополнительные финансово-экономические преференции. При этом большая часть заработанных средств «останется на предприятиях для их развития и дополнительного материального поощрения».
В корпорации создадут Управление перспективных исследований для обеспечения научно-технического прогресса в области военного, экономического и научного космоса. Особое внимание – тесной кооперации с Росатомом. «В своей деятельности и конкурентной борьбе мы обязаны в максимальной степени использовать достижения наших коллег-атомщиков в создании альтернативных источников энергии, специальных стратегических материалов, радиационно стойкой компонентной базы и суперкомпьютерных технологий», – пояснил Рогозин.
Весьма важно и это десятый принцип – Роскосмос открыт для частного инвестора. В компании готовы разделять риски новых проектов, «выращивать в России класс национально ориентированных предпринимателей, готовых вкладывать в обширный мир космических технологий».
УМ хорошо, а пять лучше
Говоря о проблемах отрасли, Рогозин отметил, что необходимо «переходить на ракету-носитель «Ангара», добиться ее серийного производства, чтобы начала стабильно летать, обеспечивая все наши нужды в полезных нагрузках в легком, среднем, тяжелом, а в перспективе – супертяжелом классе».
Генеральный конструктор РН «Ангара-А5» Сергей Кузнецов объясняет, почему поставили именно на эту ракету. Разработан перечень универсальных модулей. Один УМ – это «Ангара-1». «Присоединяем еще два точно таких же боковых блока – получаем ракету среднего класса «Ангара-А3». Пять разгонных блоков – это уже «Ангара-А5» сверхтяжелого класса. То есть проведя одну разработку, мы получили модельный ряд ракет-носителей, позволяющий закрыть диапазон полезных нагрузок, выводимых на низкую орбиту, от 2,5 до 34,5 тонны».
Фото: roscosmos.ru
«Мало кто знает и помнит, что отработка «Ангары» началась, как ни странно, на корейском проекте. Было осуществлено три успешных пуска, что позволило набрать большую и полезную статистику, которая дала возможность пустить полноразмерные машины с первого раза. В тяжелейших политических условиях мы показали всему миру, что у России есть независимый доступ в космос», – подчеркнул генеральный конструктор. По словам Кузнецова, крайне необходим более южный, нежели Плесецк, космодром, поскольку есть задачи, требующие выведения полезной нагрузки на экватор. С Восточного после строительства стартового стола для «Ангары» можно будет поднимать на низкую орбиту более 24 тонн, что почти на 900 килограммов превышает возможности «Протона».
Нужно готовить технический задел, сказал Дмитрий Рогозин, а не сдувать пыль со старых разработок. На космодроме Восточный следует срочно разворачивать пилотируемую инфраструктуру, строить вторую, а затем и третью очередь стартового комплекса. Там должны быть обустроены площадки для новейших и перспективных ракет всех классов и грузоподъемности. «Мы не имеем права зависеть в этом вопросе от кого бы то ни было. При этом у нас есть производственные мощности для создания космических аппаратов различных типов. Не существует в мире ничего такого, что бы не могло быть сделано талантом наших инженеров и конструкторов». На космодроме Восточный, полагает Рогозин, обязательно будет и техническая сборка, отрасль следует передвинуть ближе к новому космодрому.
Космические перспективы
После исполнения всех заказов на изготовление тяжелой ракеты-носителя «Протон-М» производство на московской площадке будет свернуто. На территории Центра в Омске – в ПО «Полет» начнется серийный выпуск «Ангары». Там, считает Рогозин, хороший современный завод. Нельзя иметь два предприятия, выпускающих почти однотипные ракеты, притом что на обоих загрузка мощностей не превышает 20 процентов. В столице останутся инженерный центр и конструкторский потенциал, все остальное переместится в Омск.
Проект РН «Союз-5» после проведения независимой экспертизы вернут на доработку, заявил глава Роскосмоса. Сегодня в корпорации рассматривают иные технические решения, не использующие заделов советского периода. Есть проекты двигателей на новом топливе, например на метане.
«Мы должны создать ракету-носитель совершенно иного качества. Простую, как автомат Калашникова, с минимизацией технически сложных решений. Это могут дать двигатели на СПГ, на метане, где не требуется даже газогенератор. То есть конструкция ракеты становится проще. Это удешевит пусковые услуги и сохранит наше место на рынке», – убежден глава Роскосмоса. Сейчас надо провести маркетинг, посчитать, какая полезная нагрузка должна быть для такого рода ракет, нужны ли позволяющие ее варьировать взаимозаменяемые модули второй и третьей ступеней. По этой теме в Самарском ракетном центре есть наработки высокой степени готовности, в том числе проект с метановым двигателем.
В приоритетах руководства госкорпорации – разработка средств выведения (прежде всего завершение испытаний ракеты «Союз-2») и окончание строительства первой очереди на Восточном. Это важно сделать в кратчайшие сроки, чтобы обеспечить запуски всех космических аппаратов именно отсюда.
Далее – «Ангара-А5», реализация проекта обеспечит гарантированный доступ в космос и выведение любых полезных нагрузок. Проект прошел летные испытания. В ближайшее время планируется по три пуска с Плесецка и Восточного для окончательной передачи «Ангары» в серийное производство.
Роскосмос намерен решить все застарелые проблемы отрасли. Посмотрим.
Сергей Карпачев
Опубликовано в выпуске № 26 (739) за 10 июля 2018 года
vpk-news.ru/articles/43658 10.07.2018
|