ruslanostashko.livejournal.com 05.07.2017 12:03
У нас многие до сих пор не могут привыкнуть, что новый созыв Госдумы старается радикально изменить ту роль, которую российский парламент играл в обществе до сих пор. Вместо бешенного принтера должен получиться полноценный экспертный форум, который будет решать острые общественные проблемы, а также создавать условия для прямого и продуктивного диалога общества и власти. Слишком часто получается так, что до условного министерства может достучаться только какая-то хорошо организованная группа влиятельных игроков, таких как силовики, банкиры и нефтяники. У таких групп есть свои лоббисты, свои отраслевые организации, свои рычаги давления и чёткое понимание того, как заставлять государственную машину повернуться к ним лицом.
Это очень хорошо, но что делать рядовым гражданам, которые страдают от какой-то системной проблемы? Если индивидуальную ошибку и несправедливость иногда можно исправить просто перепиской с органами власти, то что делать, когда требуются большие изменения и системные решения, в которых должны участвовать федеральные и региональные органы власти? Получается, что у рядовых граждан, у которых нет лоббистов и отраслевых организаций, есть только два пути – на митинг или на избирательный участок, где можно раз в несколько лет отвести душу с помощью протестного голосования. Это круто и демократично, но не очень продуктивно.
Именно в таких случаях депутаты должны выступать в качестве лоббистов интересов рядовых граждан, они должны брать на себя роль "адвокатов народа", а избирательный бюллетень должен восприниматься именно как контракт, по которому депутат обязан трясти министерства и ведомства в интересах своих избирателей. Такой подход не добавит любви к депутатам со стороны чиновников, но ведь депутатов не избирают для того чтобы их чиновники любили, правда?
А ещё полезно чтобы депутаты организовывали встречи чиновников и тех рядовых граждан, которых задевают действия или бездействия официальных лиц. Они ведь очень редко встречаются, так пусть хоть в Госдуме посмотрят друг другу в глаза и поговорят по душам, даже если и на повышенных тонах. В этом смысле появление в Госдуме Вячеслава Володина – это манна небесная, потому что именно его аппаратный вес позволяет приглашать в Госдуму не стрелочников из министерств и ведомств, а людей, которые действительно принимают решения. Собянин в Думе на слушаниях по реновации – это первая ласточка новой думской реальности. Второй ласточкой стали слушания по проблеме обманутых дольщиков, на которых 227 дольщиков смогли обстоятельно (в течении 6 часов!) пообщаться с профильными чиновниками из правительства и Центрального банка. Получилось хорошо, интересно и полезно. Местами даже очень горячо и откровенно.
Я понимаю, что многим дольщикам хотелось бы, чтобы им прямо в Госдуме выдали деньги, компенсировали убытки и потом отпустили на все четыре стороны, но это, во-первых, невозможно, а во-вторых, неправильно. Да, неправильно, потому что, во-первых, бюджет – не резиновый, а во-вторых — непонятно почему остальные налогоплательщики должны платить за чужие преступления или неправильную оценку рисков. Тут всё-таки нужно добиваться того, чтобы основную (не обязательно всю, но основную) тяжесть финансовых последствий всё-таки понесли не налогоплательщики, а застройщики, страховщики и, возможно, даже те, кто должен был приглядывать за застройщиками и страховщиками.
В этом смысле у Госдумы есть много-много вопросов к правительству, к ЦБ, к страховщикам, к застройщикам и особенно к саморегулируемым отраслевым организациям. Начну с последних. Я вот прекрасно помню, как представители строительного лобби проводили медийную кампанию, чтобы государство их перестало контролировать и кошмарить проверками. Аргумент заключался в том, что проверяющие ничего не проверяют, а занимаются коррупцией. Ну вот, проверяющих от государства не стало, отрасль должна себя регулировать сама, а на выходе вместо нормального рынка мы получаем десятки или даже сотни тысяч дольщиков, которые остались и без денег, и без жилья. В этой схеме есть что-то не то, а некоторые депутаты уже продвигают идею что государственное регулирование в отрасль надо бы вернуть, причем в более жесткой форме. Я уже сейчас могу сказать, что строительное лобби будет сопротивляться этому и рассказывать, что такого допустить нельзя. Нам же хочется, чтобы обманутых дольщиков становилось больше, правда?
Есть вопросы и к страховым компаниям, которые собрали многомиллиардные страховые взносы, но почему-то вообще ничего не слышно о страховых выплатах для пострадавших дольщиков. Как-то странно получается: страховые взносы есть, обманутые дольщики – тоже есть, а страховых случаев – нет. Тут или какие-то чудеса творятся, или кто-то слишком хитрый. И не надо думать, что у депутатов нет рычагов воздействия на страховую отрасль. Рычаги воздействия – есть. Гайки закрутить – не проблема, но пока депутаты просто требуют от ЦБ, чтобы ЦБ привел в чувство своих подопечных и гарантировал полное выполнение страховых обязательств. "Мы считаем, что ЦБ должен дать стопроцентные гарантии, что все обязательства страховых компаний перед дольщиками будут выполнены", — сказал глава комитета Госдумы по финрынку Анатолий Аксаков, выступая на слушаниях.
В общем, Госдума не создавала проблему дольщиков, но Дума может сильно помочь её решению. От Правительства требуется предложить Госдуме схему решения, вместе с соответствующим финансированием и мерами по предотвращению новых проблем такого рода. А вот качество этого решения будет проверять постоянная рабочая группа, в которую теперь входят представители и самих дольщиков. Чиновникам не позавидуешь, ведь им теперь придется иметь дело с дольщиками не только на думских слушаниях, но и вести с ними рутинную административную работу. А вообще мне эта идея очень нравится. Если к каждому министерству и ведомству приставить группы злых и компетентных депутатов и заинтересованных граждан, то качество работы органов власти может резко пойти вверх. И это называется не "фантастика", а "парламентский контроль". Этот важный термин подзабылся, но пора его вспомнить. Уже давно пора.
|