Выступая 12 октября на V форуме регионов Белоруссии и России, председатель верхней палаты российского парламента Валентина Матвиенко отметила[1], что "перспективным направлением взаимодействия регионов России и Белоруссии является развитие цифровой экономики и формирование единого информационного пространства". Зал аплодировал, участники форума обсуждали мудрость спикера и своевременность постановки вопроса, а СМИ тиражировали цитату.
Такое пространство уже существует, утверждала[2] в декабре 2016 года министр информации Белоруссии Лилия Ананич, обосновывая репрессии в отношении белорусских пророссийских публицистов. Ещё ранее, в мае 2016 года план создания общего информационного пространства Белоруссии и России на 2016-2020 годы выносился на рассмотрение Совмина Союзного государства и Ананич заявляла[3], что «единое информационное пространство благодаря новым информационным технологиям уже существует».
«Лилия Ананич пояснила, что под этим планом подразумеваются не только наработки СМИ, союзные проекты, но и сложившиеся отношения органов государственной власти, министерств информации, связи и массовых коммуникаций», – информировал Национальный центр правовой информации РБ.
Действительно, такой документ был подписан: 12 мая Совет министров Союзного государства Белоруссии и России принял постановление №21 «О Плане мероприятий по созданию общего информационного пространства Союзного государства на 2016–2020 годы». Подпись под документом поставил председатель Союзного Совмина Дмитрий Медведев.
В это же время, 11-14 мая 2016 года в Минске проходил ХI Белорусский международный медиафорум «Партнерство во имя будущего». Госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота, комментируя журналистам принятие плана, заявил[4], что общее информпространство в рамках белорусско-российского объединения уже создано. При этом он отметил: «Документ носит рамочный характер, стороны должны работать над тем, как насыщать это общее пространство».
Однако уже в июне 2016 года на III Форуме регионов Белоруссии и России в Минске
среди принципиально важных задач союзного строительства Александр Лукашенко указал[5] на создание единого информационного пространства. Иначе говоря, руководитель одной из частей Союзного государства не воспринял ту бюрократическую пыль, которую ему пыталась пустить в глаза министр информации Белоруссии.
На самом деле права была Матвиенко, и факты свидетельствуют в её пользу. За почти два десятилетия интеграции единого информационного пространства Союзного государства так и не было создано. Свидетельством тому стало позорное «дело пророссийских публицистов[6]» и откровенная ложь, которую Ананич распространяла как в отношении брошенных за решётку белорусских авторов российских изданий, так и российских изданий, и государственных органов РФ, в частности – Роскомнадзора, что вскрылось[7] в Мингорсуде во время уголовного процесса над публицистами.
К постановлению Совмина СГ №21 от 12 мая прилагался план мероприятий, который, как показала практика, не выполнялся. Он и не мог выполняться в ситуации, когда власти Белоруссии развернули настоящую войну против инакомыслия, подавляя любые критические мнения и лицемерно заявляя о том, что в республике нет политзаключённых и со свободой слова всё в порядке. Однако эти заявления ничего не стоили перед фактами, которыми оперировали СПЧ ООН, Европарламент и другие международные организации.
Пытаясь улучшить имидж официального Минска, 12 сентября на открытии XIII Белорусского международного медиафорума нынешний министр информации Белоруссии Александр Карлюкевич заявил[8], что журналистов хотя и обвиняют в попытках манипуляции общественным сознанием, но на самом деле они просто «ищут правду». До этого Карлюкевич, бывший замом у Ананич, не давал поводов заподозрить себя в столь либеральных взглядах.
Затем Европарламент в резолюции[9] от 3 октября отметил[10], что «власти Белоруссии должны прекратить преследование и задержание журналистов». В индексе свободы прессы, составленном организацией «Репортеры без границ», Белоруссия по итогам 2017 года заняла 155-е место из 180 стран, отметили европарламентарии. Реакция официального Минска была предсказуемой.
«Нынешняя резолюция – это очередной искусственный набор штампов, которые не учитывают ни объективной реальности, ни опыта принятия аналогичных опусов в прошлом, - заявил[11] 5 октября начальник пресс-службы МИД РБ Анатолий Глаз. - Рекомендуем евродепутатам сменить затертую пластинку, так как в диалоге Беларуси с евроинститутами уже давно присутствуют новые мелодии».
Мутным глазом ведомство Владимира Макея рассмотрело «новые мелодии» там, где их нет. Пресловутые евроинституты не изменили своих оценок состояния прав человека в Белоруссии. Взгляд авторитетных международных организаций на белорусские реалии остался по-прежнему критическим. В разгар очередного антижурналистского уголовного «дела БелТА» по этому поводу дипломатично, но вполне ясно высказались верховный представитель Евросоюза по внешней политике и безопасности Федерика Могерини, представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Гарлем Дезир, официальный представитель генсека Совета Европы Даниэль Хёльтген, руководитель отдела Восточной Европы и Центральной Азии международной организации «Репортёры без границ» Йоханн Бир и многие другие.
По факту в Белоруссии создано несколько информационных пространств, сосуществующих в параллельных реальностях. Давно и обоснованно поставлена цель создать общее, единое информационное пространство Союзного государства Белоруссии и России. Создать его в условиях жестоких политических репрессий невозможно. Поэтому базовым принципом должно стать соблюдение властями Белоруссии взятых ими на себя обязательств как перед согражданами в рамках Конституции, так и перед Россией в рамках двусторонних договорённостей и даже решений Совмина Союзного государства.
Ещё одним важным базовым условием создания общего информационного пространства Союзного государства должно стать снятие ограничений на свободный доступ к информации в Белоруссии. Власти союзной республики должны проделать большую домашнюю работу – начиная от процедуры обязательной аккредитации российских журналистов в МИД (с немотивированными отказами) и до монополии госСМИ на официоз (что вскрыло «дело БелТА»). Судя по изменениям и дополнениям в белорусский закон о СМИ, чиновники не заинтересованы убирать административные рогатки, скорее даже заинтересованы в обратном.
«Я призываю белорусские власти тщательно пересмотреть закон и привести его в соответствие с международными стандартами и обязательствами ОБСЕ в отношении свободы выражения мнений и свободы средств массовой информации», - призывал 18 июня представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Гарлем Дезир.
Создание общего информационного пространства Союзного государства невозможно без гармонизации законодательств Белоруссии и России. Договор о создании Союзного государства официальный Минск выполнять не желает, обвиняя в том же самом Москву. Действительно, от Кремля зависит, будет ли договор реализован и станет ли формально существующее СГ реальным государством. Пока договор не исполнен и не создан союзный парламент, способный принимать союзные законы, гармонизация законодательств выглядит логично.
На национальном уровне необходимо пересмотреть подходы к освещению событий в другой части Союзного государства. Если российские СМИ льют елей, сообщая о Белоруссии – и многие уже открыто говорят[12], почему так, то белорусские СМИ – наоборот, предпочитают информировать о российских реалиях в духе «или плохое, или ничего». Причём такой подход стал основополагающим не только для прозападной националистической прессы, доминирующей в информационном пространстве Белоруссии, но и для белорусской государственной прессы – от правительственных газет до Белтелерадиокомпании. С такими подходами не то что единое информационное пространство не построишь, но и самого себя не узнаешь в отражении СМИ другой части как бы союзного как бы государства.
Много и по делу говорится о качестве журналистики. Общим местом стало обсуждение посещаемости[13] и адекватности реалиям СМИ, финансируемых из бюджета Союзного государства. Тем не менее, за многолетнюю растрату бюджетных средств никто не ответил. Повышение ответственности в смысле спроса с чиновников, с реальными санкциями – ещё одно условие, без которого заявленная цель создания общего информационного пространства Союзного государства не будет достигнута.
Создание Союзного государства Белоруссии и России не должно сводиться только лишь к экономике. Однако даже в экономических отношениях между Минском и Москвой постоянно «искрит», как выражался бывший посол России в Белоруссии Александр Суриков, успешно заваливший информационную работу в союзной республике и оставивший президентскому спецпредставителю Михаилу Бабичу эдакое пепелище с евроремонтом. Свободная, без опаски репрессий артикуляция насущных проблем союзного строительства необходима, как воздух. Иначе попросту невозможно найти решения наших общих проблем. Для этого и необходимо создание общего информационного пространства.
regnum.ru/news/polit/2503932.html
Георгий Шкловский - Информационное пространство Союзного государства: пыль, оковы и перспективы - ИА REGNUM
Георгий Шкловский, 19 октября 2018, 14:48
Ссылки
[4] – | Минск и Москва одобрили план развития информпространства Союзного государства - Политика - ТАСС
13.05.2016, 12:32
tass.ru/politika/3278433
|
[11] – | Ответ начальника управления информации и цифровой дипломатии – пресс-секретаря МИД Беларуси А.Глаза на вопрос портала “TUT.BY” о резолюции Европарламента по Беларуси - Министерство иностранных дел Республики Беларусь
mfa.gov.by/press/news_mfa/adb3c11c885a94a4.html
|
|