alexandrlezhava.livejournal.com 05.09.2016 19:47
Конец лета и начало осени 2016 года было ознаменовано двумя крупными событиями, которые для российских средств массовой информации прошли незамеченными. По сравнению с началом нового учебного года и встречей «двадцатки» в Китае новости о южнокорейской компании, занимающейся морскими контейнерными грузоперевозками, и немецком банке выглядят как не заслуживающие особого внимания почтеннейшей публики. Представляется, что это крайне поверхностный взгляд. Проблемы, возникшие у этих двух структур, могут оказать самое серьезное воздействие на всю мировую экономику, поскольку первая из них называется Hanjin Shipping, а вторая – Deutsche Bank.
Южнокорейская Hanjin Shipping до момента своего банкротства в конце августа по объемам контейнерных грузоперевозок занимала седьмое место в мире и была одним из лидеров транстихоокеанских перевозок. В результате этого события, по оценкам азиатских брокеров, около 540 тысяч контейнеров могут попасть к их получателям с значительной задержкой. По оптимистичным оценкам, она может составить от нескольких дней до более чем одного месяца, по пессимистичным, они могут вообще никогда не попасть к ним. Когда в 2001 году обанкротился значительно меньший по размерам корейский грузоперевозчик, понадобилось полгода, чтобы доставить получателям всего лишь две сотни застрявших контейнеров. В случае с банкротством Hanjin последствия для и так испытывающей серьезные проблемы мировой торговли могут оказаться сравнимыми с катастрофой. Особенно в преддверии Нового года. Неслучайно американская розничная торговля немедленно стала требовать вмешательства своего правительства, чтобы то оказало им помощь. И правда, чем торговцы хуже банков? Если власти готовы спасать одних, то пусть спасают и всех остальных тоже.
Другими следствиями этого банкротства стало то, что резко подпрыгнули цены на фрахт, а местные власти под разными предлогами начали задерживать находящиеся в различных портах мира суда компании Hanjin, что приводит к дальнейшему нарастанию проблем в этой сфере.
Что касается Deutsche Bank-а, то у него и так хватало разнообразных неприятностей, к которым теперь прибавились новые сложности. На страницах этого журнала неоднократно говорилось, что различные финансовые инструменты, привязанные к золоту, вроде фьючерсов, паев биржевых фондов, обеспеченных золотом, и тому подобного либо имеют крайне отдаленную связь с физическим драгоценным металлом, либо не имеют ее вообще. Это чисто спекулятивные инструменты. Даже если в описании этих продуктов и говорится, что желающие могут по первому требованию или при каких-то определенных условиях получить физический металл, совсем не факт, что это произойдет в реальности.
Несколько лет назад крупнейший в Голландии банк ABN Amro объявил, что он прекращает поставку желтого металла своим клиентам. Теперь со схожей проблемой столкнулись и клиенты немецкого Deutsche Bank-а, покупавшие биржевой продукт под названием Xetra-Gold. В его проспекте также декларировалось, что каждая облигация Xetra-Gold обеспечена граммом золота, хранящимися в сейфах Франкфурта, а инвестор всегда имеет возможность потребовать поставку оплаченного им драгоценного металла. В прошедшие годы с начала действия программы в 2007 году такое имело место 900 раз, и инвесторы получили 4,5 тонны золота, но теперь, судя по всему, все изменилось. Когда один из держателей Xetra-Gold в конце августа потребовал поставки физического металла в своем подразделении Deutsche Bank-а, он узнал от сотрудника банка, что такая услуга больше не предлагается. Задействованная в операциях с Xetra-Gold Deutsche Boerse заявила, что владелец Xetra-Gold может в любой момент воспользоваться своим правом получить драгоценный металл, но делать это ему необходимо в своем банке. В общем, все просто. Теоретически за свои фантики получить физический металл можно, но в реальности нельзя.
О том, что такое рано или поздно, но неизбежно произойдет, говорилось не раз. Похоже, теперь это уже реализуется на практике. В случае с Deutsche Bank-ом интересно, как будут дальше развиваться события. Означает ли отказ банка то, что у него, как и у других немецких банков, участвующих в этой программе, больше нет физического золота, чтобы отгружать покупателям, и это означает фактический отказ банка от своих обязательств или дефолт, или немецкие как и другие западные банки готовятся к экономической ядерной зиме и поэтому готовы пойти на возможные судебные тяжбы, но принципиально не готовы больше расставаться с имеющимся у них драгоценным металлом. В любом случае это серьезное событие с возможными далеко идущими для рынка золота последствиями.
Банкротство корейского перевозчика и фактический отказ от своих обязательств немецкого банка наглядно свидетельствуют о том, что современная финансово-экономическая система, построенная на долге и необеспеченных бумажных валютах, переходит в стадию своего активного распада, когда даже столь значимые и важные компании оказываются неспособными противостоять происходящим процессам. Это лишний раз напоминает, что для минимизации возможного ущерба обычным людям в текущих условиях необходимо держаться как можно дальше от современной финансовой системы.
Банкротство Hanjin спровоцировало хаос в морских перевозках
expert.ru/2016/09/2/haos/
«Expert Online» 02 sep 2016
Банкротство Hanjin громким эхом отозвалось на грузовых перевозках по всей планете. Корейским сухогрузам, контейнеровозам и балкерам со среды запрещают разгружаться в портах или загружаться, потому что никто не может поручиться, что будут оплачены услуги лоцманов и буксиров.
Три огромных контейнеровоза длиной от 213 до 304 метров весь четверг дрейфовали поблизости от американских портов назначения, а четвертый, который должен был выйти в четверг утром из Лонг-Бича, так и не загрузился и продолжает стоят на якоре. Всего же, по состоянию на середину дня пятницы, 27 судам Hanjin было отказано в разрешении входить в порты или терминалы.
Hanjin, головной офис которого находится в Сеуле, сообщил, что один из его кораблей в Сингапуре был захвачен владельцем. По данным Корейской международной торговой ассоциации (KITA), такая же судьба угрожает еще как минимум 10 кораблям компании, находящимся сейчас в Китае.
В Министерстве земли, транспорта и морских дел Республики Корея считают, что неприятности Hanjin будут оказывать негативное воздействие на мировые морские перевозки в течение двух-трех наиболее оживленных месяцев, т.е. в сентябре и октябре. Более полумиллиона двадцатифутовых эквивалентов (TEU), условных единиц вместимости грузовых транспортных средств, основанных на объеме стандартного 6-метрового контейнера, которые уже находятся на кораблях Hanjin, клиенты корейских перевозчиков получат с большими задержками.
Аналитики не исключают, что банкротство южнокорейского судоходного гиганта может произвести эффект домино на глобальном рынке грузовых перевозок. По крайней мере, оно может нанести немалый урон США, потому что на долю этой компании приходится около 8% грузооборота тихоокеанского побережья Америки.
Ввиду очень сильной взаимосвязанности деятельность Hanjin Shipping очень сильно влияет на работу множества компаний, в основном, логистических, связанных с грузовыми перевозками. В первую очередь, речь идет о многочисленных и в том числе и американских транспортных компаниях, которые занимаются доставкой грузов автомобильным транспортом.
Как сейчас выясняется, проблемы в Hanjin возникли не вчера. Компания несет убытки уже не первый год. Она обратилась к южнокорейскому регулятору за защитой от кредиторов на следующий день после того, как инвесторы и кредиторы во главе с крупным государственным банком отказались и дальше помогать компании.
Конечно, говорить о глобальном кризисе в морских грузовых перевозках преждевременно. Хотя бы потому, что определенную часть грузооборота Hanjin могут взять на себя его конкуренты, но здесь следует иметь в виду, что для этого понадобятся большие расходы. Стоимость доставки контейнеров после банкротства Hanjin наверняка вырастет. Об этом можно судить хотя бы на основании последних данных: только за четверг, т.е. один день после объявления банкротства Hanjin, тариф на доставку 12-метрового контейнера из Китая в США выросла, по данным Нерижуса Поскуса, начальника отдела ценообразования компании Flexport из Сан-Франциско, на 50%! Если во вторник для транспортировки такого контейнера из КНР на западное побережье Америки нужно было заплатить 1100 долларов, то уже в четверг стоимость транспортировки выросла до 1700 долларов. Стоимость доставки контейнера из Поднебесной на Восточное побережье США увеличилась с 1700 до 2400 долларов.
Глобальный спрос и торговля сильно пострадали от кризиса и рецессии 2008 года. Несмотря на это судоходные компании продолжали строить все более и более крупные корабли, которые до кризиса считались наиболее эффективными для грузоперевозок.
Однако ситуация на транспортном рынке в последние годы сильно изменилась. Несколько месяцев назад тарифы на доставку грузов упали до рекордно низкого уровня: за доставку контейнера из Шанхая в Лос-Анджелес нужно было заплатить лишь 600 долларов. Судить о том, насколько это мало, можно хотя бы по тому, что эти деньги не покрывают даже стоимость топлива, необходимого для рейса. Более-менее приемлемыми сами судовладельцы считают 1000 долларов за контейнер.
Несмотря на все это, по мнению многих специалистов, подчеркивает агентство AP, скачок цен, вызванный банкротством Hanjin, будет недолгим и продлится всего лишь один или максимум два месяца. Учитывая, что примерно 5% тоннажа мирового грузового флота сейчас простаивает, «закрыть» прорехи, вызванные банкротством Hanjin, будет нетрудно.
Несмотря на то, что флот Hanjin состоит только из сухогрузов, контейнеровозов и балкеров, банкротство южнокорейского морского перевозчика скорее всего затронет, хотя и менее сильно, и танкеры. Прямой связи между транспортировкой контейнеров и сухих грузов и нефти с газом, возможно, и нет, но учитывая очень сложные и многочисленные связи разных секторов грузовых морских перевозок, банкротство Hanjin, приведет скорее всего к некоторому росту цент на доставку и нефти.
Дойче Банк пытается объяснить отказ поставить физическое золото, терпит неудачу
finview.ru/2016/09/03/zerohedge-com-2-88/
03.09.2016
Беспрецедентное обострение ситуации, связанной с отказом Deutsche Bank отдать физическое золото, подлежащее поставке по требованию, продолжается.
Как мы писали два дня назад, клиент биржевого индексного товарного фонда в Германии Xetra-Gold попытался получить физическое золото, на которое он имел право согласно проспекту этого фонда. Однако его попытки окончились ничем, поскольку ему было отказано в поставке. Между тем, осталось непонятным, кто стоит за срывом этой поставки: Xetra или его назначенный спонсор и одновременно главный банк клиента: Deutsche Bank.
Затем, прошлым вечером, мы представили странный ответ компании Deutsche Boerse, на площадке которой торгуется этот биржевой товарный инструмент (ETC). И этот ответ был составлен таким образом, что создавалось впечатление, что Deutsche Boerse попыталась перенаправить стрелки на Deutsche Bank. Вот как он звучал:
„The Deutsche Boerse Commodities GmbH указывает на то, что держатели облигаций Xetra-Gold могут в любое время воспользоваться правом физической поставки секьюритизированного золота. Поставки осуществляются через отделение банка, указанного инвестором. Необходимым условием является предоставление отделением банка этого сервиса, поскольку поставка осуществляется только через депозитарный банк инвестора.“
Как мы уже говорили, этот ответ породил еще больше вопросов и вызвал еще большее недоумение у немецкой публики. Вероятно, поэтому минуты назад никто другой, как депозитарный банк, сам Deutsche Bank, вмешался в ситуацию, сделав то, чего не делал никогда раньше: рационализировал причины, по которым он не обеспечил передачу физического золота, подлежащего поставке по требованию. Или, по крайней мере, попытался.
Ответ банка:
Будучи одним из финансовых институтов – спонсоров, Deutsche Bank выполняет обязательства, прописанные в проспекте Xetra-Gold, как само собой разумеющееся. К этим обязательствам относится выполнение поставок физического золота по облигациям Xetra-Gold. Поставки должны осуществляться через главный банк инвестора, в котором располагается его счет депо.
Deutsche Bank принимает приказы на поставку от своих клиентов. Инвестор несет затраты, указанные в проспекте, такие, как например, формирование заказа, упаковка и расходы на страхование транспортировки до места назначения.
По этой причине мы рекомендуем в каждом конкретном случае рассматривать экономическую эффективность физической поставки. Если запрос инвестора на поставку физического золота не был согласован немедленно в отдельных случаях, то эти случаи будут рассмотрены, и для каждого клиента будет найдено индивидуальное решение.
Таким образом, у нас на руках еще один „не-ответ“, потому что в своем пресс-релизе Deutsche Bank одновременно подтверждает свое обязательство поставлять физическое золото, как „само собой разумеющееся“, и в то же время неявно признает за собой неисполнение этих обязательств, вначале сказав, что он оценивает „экономическую эффективность физических поставок“, на что он не имеет никакого права, так как проспект Xetra недвусмысленно поручает ему поставить золото по требованию, а затем добавив, что „если запрос инвестора на поставку физического золота не был согласован немедленно в отдельных случаях, то эти случаи будут рассмотрены, и для каждого клиента будет найдено индивидуальное решение“.
Как мы уже знаем, состоялся, как минимум, один задокументированный срыв физической поставки, и, хотя нас устраивает тот факт, что Deutche Bank отслеживает ситуацию и заявляет о том, что „для каждого клиента будет найдено индивидуальное решение“, тем не менее, все это никоим образом не объясняет, почему вообще возникла такая ситуация.
Самое примечательное в произошедшем – то, как быстро каждое учреждение, вовлеченное в невыполнении поставки, от Xetra-Gold, до Deutsche Börse, а в конечном счете и Deutsche Bank, ответили по существу дела в попытке успокоить беспокойство публики относительно наличия физического золота, что, напротив, только обострило эти беспокойства.
Остается лишь наблюдать, не приведет ли этот индивидуальный случай к еще большему количеству требований поставки физического золота, вначале у Xetra-Gold, а затем и у всех других „обеспеченных золотом“ ETF-ов. Мы будем пристально следить за этой увлекательной эскалацией темы, которая так дорога золотым жукам уже так много лет.
Опубликовано 02.09.2016 г.
|