Иван Абакумов , Деловая газета «Взгляд» – vz.ru 09.05.2020, 16:00
Фото: German Federal Archive Текст: Иван Абакумов
«Мы более бесшабашные – для нас лучше быть в гробу, чем быть рабу. Именно поэтому мы непобедимы», – сказала газете ВЗГЛЯД историк Наталия Нарочницкая. Так она ответила французской коллеге д’Анкосс, заявившей, что именно «обостренное чувство истории и смерти» отличает россиян от западных европейцев.
В канун 75-летия Победы французский историк[1] российского происхождения, постоянный секретарь Французской академии Элен Каррер д'Анкосс дала большое интервью парижской Le Figaro[2]. Признанный специалист по истории нашей страны, свободно владеющая русским языком Д'Анкосс назвала два параметра, по которым – с ее точки зрения – русские заметно отличаются от европейцев.
Один из этих параметров – «чувство истории», которое у жителей России развито сильнее из-за пережитых ими трагедий ХХ века. Вторым отличительным свойством исторк называет «обостренное чувство смерти». «Православное христианство, которое явно ставит воскрешение, то есть смерть, в основу веры», уточняет д'Анкосс.
Рассуждения французского мыслителя вызвали дискуссию в отечественных интеллектуальных кругах. Так, телеведущий Владимир Познер, не раз беседовавший с мадам Д'Анкосс, считает[3] во многом верным замечание о важности для россиян памяти о прошлом. В этом свете понятно, говорит он, почему «забвение» европейцев по поводу вклада СССР в победу над нацизмом вызывает возмущение. «Недооценивать роль, которую сыграл в этой победе Советский Союз, – неслыханное безобразие[3] », – сказал ранее Познер газете ВЗГЛЯД.
О том, какими глазами нынешние европейцы смотрят на россиян и о том, как русский характер помог одолеть «коричневую чуму», газета ВЗГЛЯД поговорила с историком и политологом Наталией Нарочницкой, главой Европейского Института демократии и сотрудничества (Париж).
ВЗГЛЯД: Наталия Алексеевна, согласны ли вы с характеристикой, которую дала русским Элен Каррер д'Анкосс?
Наталия Нарочницкая
(фото: Виталий Белоусов/РИА Новости) |
Наталия Нарочницкая: Я уважаю госпожу Каррер д'Анкосс. Можно сказать, что мы с ней близки по духу. Что же касается обостренного исторического чувства – конечно, наложили отпечаток и трагедии, пережитые российским народом. Но нельзя забывать и про высокий уровень преподавания истории в наших школах. Нация, которая не имеет прошлого, не имеет и будущего.
ВЗГЛЯД: А как бы вы оценили тезис о нашем «особом отношении к смерти»?
Н.Н.: Мы – люди крайностей, конечно. Сербский святой Николай (Велимирович) сказал, что в душе любого человека идет борьба между адом и раем. Но у русского человека самый тяжелый ад и самый чарующий рай.
С одной стороны, у нас близкие отношения в семье, мы очень переживаем смерть наших близких, некоторые годами не могут с этим смириться. Но с другой стороны, в трудную минуту, мы думаем, как наши родные сказочные персонажи Иван Крестьянский сын или Иван-царевич, «двум смертям не бывать, а одной не миновать». Мы ничего не боимся, верим, что Господь нас сбережет. Мы более бесшабашные – для нас лучше быть в гробу, чем быть рабу. Именно поэтому мы непобедимы. Нас могут превосходить в тысячу раз – и пушками, и танками, и уровнем ВВП. Но если нация на 90 процентов так мыслит, ее нельзя победить. Могут быть временные отступления. Так что врагам лучше нас не трогать.
ВЗГЛЯД: Поэтому российский народ взял верх в поединке с гитлеровской военной машиной, на которую работала почти вся Европа?
Н.Н.: Наш народ отложил в сторону идеологию, которая очень пленила поначалу русское сознание – «до основанья, а затем». Люди защищали Отечество – а не только и не столько государство как политический институт.
Советские люди поняли, что если не восстать против фашизма то все предыдущие подвиги будут обесценены – и победы Александра Невского, и Куликовская битва, и изгнание Наполеона и так далее. И, как поется в песне, «ярость благородная вскипела, как волна». Сознание людей вышло из пут идеологи на экзистенциальный уровень.
ВЗГЛЯД: Сейчас европейские партнеры решили отпраздновать День Победы без участия[4] России. Почему о решающем вкладе СССР в разгром гитлеризма решили забыть?
Н.Н.: Я считаю, что это оскорбление, но к этому все и шло. Мы самодостаточны, мы свою победу отпразднуем. В западной прессе уже, к сожалению, доминирует отношение ко Второй мировой войне как к борьбе двух тоталитарных монстров. Только многие европейцы забывают, что им самим Гитлером была уготована участь вообще исчезнуть из истории, превратиться в свинопасов и горничных для Третьего рейха. В людей без языка и культуры.
А даже находясь в сфере влияния Советского Союза, европейцы становились генералами, профессорами, строителями,
скрипачами, кинематографистами с мировым именем. То есть сохранялись как нация и как личности.
Молодежь на Западе перестала осознавать, что именно их народам нес гитлеровский режим, его доктрина природного неравенства людей. На второй план уходит главное зло фашизма – попытка уничтожить другие нации, превратить их в строительный материал. А главным преступлением нацизма в западном мышлении, помимо, Холокоста, считается тоталитаризм, то есть отсутствие демократии. Мы должны объяснять ошибочность такой позиции.
ВЗГЛЯД: Знают ли во Франции о сносе памятника маршалу Коневу[5] – освободителю Праги?
Н.Н.: Очень многие французы были этим возмущены. А вот слова генсека НАТО Йенса Столтенберга[6] в поддержку властей Праги, устроивших этот вопиющий акт вандализма, не удивили. Что еще может сказать такой чиновник в адрес страны НАТО?
Отвратительность этого поступка даже не в том, что чехам перестал нравиться Конев. В мире и в Европе стоят сотни, если не тысячи памятников личностям, чей след в истории гораздо более сомнителен. Совершенно очевидно, что памятник никому не мешал. Власти Праги сделали это лишь затем, чтобы нанести нам оскорбление, ранить нас в сердце. А это уже само по себе омерзительное побуждение.
ВЗГЛЯД: Есть ли надежда на то, что трактовка событий Второй мировой во Франции и Евросоюзе в целом когда-нибудь сблизится с нашей? Н.Н.: Позиция Франции – чуть более сдержанная, чем в остальной Европе. Французы вообще-то обязаны помнить, что статусом державы-победительницы они обязаны исключительно Советскому Союзу, его настоятельному требованию. То же касается и места в Совбезе ООН. Ни от США, ни от Великобритании они бы этого никогда не получили. Позиция Франции диаметрально отличается от позиции Польши или стран Прибалтики. Но я далека от упаднических настроений. Верю, что время само излечит эти изъяны.
ВЗГЛЯД: Какие еще качества национального характера, если вернуться к терминологии д'Анкосс, у русских обострены из-за Великой Отечественной – помимо «чувства истории» и чувства смерти»?
Н.Н.: Основное, что я бы назвала – готовность к самопожертвованию за высшие идеалы, веру и Отечество. Подвиг совершается не по расчету и не за какую-то цену, иначе это не подвиг. Героизм только там, где есть готовность к самопожертвованию. Победа над фашизмом – это был подвиг. И люди его помнят. А пока мы помним, история России продолжается. Если когда-нибудь посмеем забыть – превратимся в безликую массу, просто перестанем существовать, как нация.
Источник vz.ru/society/2020/5/9/1038428.html 09.05.2020, 16:00
Ссылки
|