Видео В.Ю. Катасонов: Какой Дивный новый мир для нас приготовлен
Новая книга Валентина Катасонова «Антиутопии. Литературные фантазии или проектирование будущего?»
Валентин Катасонов
„Сегодня работают конвейеры по расчеловечиванию детей, по производству дураков“.
„Последние годы моей работы в вузе заметил, что те, кто приходит в институт на первом курсе, они уже фактически полуфабрикаты, [для них] не должно быть брука, не должно быть семьи, не должно быть понятия родителей и детей, – [это результат] проектирования будущего“.
„В молодости не очень любил антиутопии, да и утопии также, [считая что их изучение] это потерянное время, но вот, когда даже в толстых журналах стали печатать Джорджа Оруэлла, Олдоса Хаксли, не мог это дочитать, потому что мне казалось, что это какая-то галиматья. Но вот, пожив в этом Дивном Новом Мире, я вернулся к этим романам, и неожиданно понял, что авторы смотрели далеко вперёд.
Утопия – слово родилось у Томаса Мора, потому что его произведение так и называется, это некая идеальная Земля, которой нет, – так дословно можно перевести с греческого слово Утопия. Антиутопия – это обратное, это некое ужасное будущее, и считается, что автор, который пишет антиутопию, он как бы предупреждает людей, человечество, о том, чтобы не допустить этого будущего“.
Наше Завтра , Газета "Завтра" – zavtra.ru 02.11.2021, 10:29
Катасонов Валентин. Антиутопии. Литературные фантазии или проектирование будущего? — М. : Наше Завтра, 2021. — 666 с.
Жанр антиутопии парадоксален уже самим названием. «Утопия» — сокращённое название вышедшей ещё в 1516 году книги английского политика и писателя Томаса Мора, на латыни означающее «место, которого нет». Следовательно, слово «антиутопия» содержит в себе двойное отрицание и, по законам формальной логики, должно бы означать «место, которое есть». Но не тут-то было: ведь Мор описывал совершенное, наилучшее из всех возможных, по его мнению, общество. В этом значении, то есть общества, которое должно быть, слово «утопия» и закрепилось в языках всего мира. Соответственно, описания обществ, которых, по мнению авторов, быть не должно, получили название «антиутопии». Часто они представляют собой весьма жёсткие политические программы «от противного». По сути, не менее, а на долгой временной дистанции даже более эффективные, чем партийные программы и штурмовые отряды на улицах.
С этой точки зрения интерес Валентина Юрьевича Катасонова, видного отечественного экономиста, специалиста в сфере мировых финансов, к теме антиутопий оказывается не просто понятным, но и более чем своевременным. Ведь сегодня не только наша страна, но и всё мировое сообщество оказалось в «точке катастрофы», когда само право на жизнь и вытекающие из него человеческие права ставятся в зависимость от целого ряда факторов: климатических, ресурсных, эпидемиологических и т.д., когда миллионы и даже миллиарды людей рассматриваются как балласт, подлежащий ограничению и последующему «списанию».
Насколько предвидели и насколько готовили такое будущее авторы самых известных антиутопий прошлого? В поисках ответа на этот вопрос Валентин Катасонов обращается к творчеству Достоевского ("Легенда о Великом Инквизиторе"), Евгения Замятина ("Мы"), Олдоса Хаксли ("О, дивный новый мир") и Джорджа Оруэлла ("1984"), а также Герберта Уэллса, Карела Чапека, Эдварда Беллами, Рэя Брэдбери, Эдварда Фостера и Джерома К. Джерома. Упоминается и Джек Лондон с его "Железной пятой", и целый ряд других, менее популярных, отечественных и зарубежных авторов. Плюс подробный разбор далеко не художественных, вполне политических конструкций Римского клуба, Жака Аттали и главы Давосского форума Клауса Шваба с выводом автора о том, что «ножницы» между технологическим прогрессом и духовной деградацией современного человечества находятся в руках тех сил, которые ранее идентифицировались как «бесовские».
Наше Завтра
|