В передовой киноиндустрии мира, американской, — скандал нового типа. В чем-то этот скандал творчески развивает тему домогательств и хештега «МеняТоже», но берет куда глубже.
Как сообщают информационные агентства, взрыв возмущения вызвал слишком сексуальный вид амазонок, снятых в грядущем кинофильме режиссера Зака Снайдера «Лига Справедливости».
Напомним для тех, кто не следит за темой или запутался в ней. «Лига Справедливости» — это фильм, в котором должны сойтись герои картин «Бэтмен против Супермена» и «Чудо-Женщина». Они создадут лигу суперлюдей для борьбы с суперзлом, поднимут гору средств, потом разойдутся по своим сольным сериям, потом опять сойдутся для Лиги-2 и так далее до тех пор, пока не настанет время перезапускать франшизу где-нибудь в 2025-м.
Ну так вот. В этом фильме, где плечистые атлеты в броне и без станут дубасить друг друга небоскребами, будут присутствовать также амазонки — спортивные женщины с волшебного острова.
И, как обнаружили чуткие борцы за равенство, в «Лиге Справедливости» они будут одеты сексуальнее, чем в «Чудо-Женщине».
В «Чудо-Женщине» на амазонках были, так сказать, цельные бронекупальники. А в «Лиге Справедливости» они будут раздельными, демонстрируя отличные кубики пресса[1].
В связи с этим борцы за равенство выступили фронтом против «сексуализации актрис» — фронтом, возможно, и не очень широким, но зато громким и прокатившимся по всем медиа.
Ситуацию усугубляет до непримиримости то, что режиссером «Чудо-Женщины» была Патти Дженкинс. И поэтому, как рассуждают комментаторы, логично, хотя и грустно, что „Дженкинс реализовала фантазию девочек, а Снайдер — тоже фантазию, но мужчин“. Данные рассуждения перемежаются другими — о том, что вообще-то раздельный бронекупальник просто нелеп, практической ценности у него нет, так как живот остается открытым, не держит ли режиссер женщин за дур и так далее.
Ситуацию делает еще более неисправимой тот факт, что времени совсем нет. Премьера должна состояться на неделе, и по-быстрому переодеть амазонок так, чтобы они не выглядели сексуально, уже никто не успеет. Картина пойдет в прокат уже порченая — под обвинения в сексизме и констатации, что вот так вот, собственно, из маленьких мальчиков и вырастают будущие Вайнштейны.
И Зак Снайдер, видимо, будет вынужден оправдываться, и говорить, что вообще-то никаких женщин-солдат в древнем мире не было, то есть все это чистая фантазия. И что в его «Спартанцах» тоже воевали мужики в одних только кожаных трусах и красных плащах. И что вообще-то у амазонки в его фильме есть еще огненное лассо и нарукавники, отражающие бластеры, это ведь реализм не оскорбляет? И так далее.
…В общем, будет весело. И вот что тут стоит отметить отдельно.
Во-первых. Хотя все это можно назвать «феминизмом в атаке», на деле скандал первым поднял зритель-мужчина[2]. Просто правильно идеологически сориентированный по жизни (самопредставление: фрилансер-критик, гик, косплеер, оптимист, феминист и социалист из Турку, Финляндия). Феминистки подтянулись позже.
Во-вторых. Да, теперь кинокомиксам точно придется туго. Потому что сам этот жанр — что печатный, что киношный — есть изначально сервис по обслуживанию подростковых грез. Как романтико-героических (где могучие рыцари и прекрасные дамы), так и более фрейдистских (где властная мускулистая женщина прыгает на нескладного подростка с ветки, берет в плен своим лассо и посвящает в мужчины). И вот теперь этому жанру заявлено, что женщину нельзя изображать ни слабой (которую можно было бы спасти и защитить), ни соблазнительной (которая пленяет вас сама). Комиксам в будущем, возможно, предстоит стать пристойными как велосипедистки в Иордании[3].
И, наконец, в-третьих. Если кому-то кажется, что перед нами просто отдельный случай борьбы против угнетения, дошедший до легкого абсурда, то это не так. Это новый, еще только открывающий свои возможности тип мироощущения. Его можно назвать «жертвенно-боевым».
Боевые жертвы по мироощущению — это, на всякий случай, на сегодня уже квалифицированное большинство передовой страны западного мира. Согласно недавнему исследованию[4], дискриминацию в США чувствуют:
92% чернокожих граждан;
90% всех представителей ЛГБТ;
78% латиноамериканцев;
75% индейцев;
61% азиатов;
55% белых американцев (да!)
Вместе это, если я что-нибудь понимаю, около 65-70% американского населения. То есть квалифицированное большинство.
И все это большинство, ощущающее себя кучей ущемляемых меньшинств, не сидит сложа руки и готово бороться за свои права с ущемляющим большинством (поэтому мы и употребляем выражение «боевые жертвы»). Между ними, чувствующими себя дискриминируемыми, могут возникать альянсы, то есть толстые феминисты могут уличать киношников в сексизме, а гетеросексуальная певица Леди Гага будет рвать глотки за права геев, а в отместку белые американцы станут голосовать за Трампа. И продолжат валиться памятники несовременно мыслящим покойникам, и будет в очередной раз переписываться и освобождаться от неактуальных героев история, и проч.
Мы просто скромно отметим две вещи.
Первая: заметим, что это их всеобщее ощущение дискриминации — итог десятилетий борьбы против нее.
И вторая: у нас, конечно, кино куда хуже американского. Но если это плата за то, чтобы у нас не было «идеологии боевых жертв», — так, может, и ладно, переживем без хорошего кино. Фильмы мы и диснеевские смотреть можем.
Виктор Мараховский
ria.ru/analytics/20171116/1508908107.html 16.11.2017, 08:00
Ссылки
|