periskop.livejournal.com 20.12.2017 14:07
В районе крупнейшей генерации грузопотоков мировой экономики Шанхай – Нинбо открылся (что логично) самый большой автоматизированный контейнерный терминал мира. Это произошло буквально на днях[3], 10 декабря:
10 декабря 2017 года в глубоководном порту Яншань (КНР) открылся самый большой в мире автоматизированный контейнерный терминал. Объект, который занимает территорию в два с лишним миллиона квадратных метров, пока работает в тестовом режиме.
Объект протянулся на 2.350 м вдоль береговой линии и способен принимать даже крупные контейнеровозы. На терминале работают 10 мостовых кранов, 40 рельсовых кранов и 50 автоматически управляемых транспортных средств. На начальной стадии работы терминал сможет обрабатывать до 4 млн TEU грузов в год, позже его пропускная способность увеличится до 6 млн TEU ежегодно обрабатываемых грузов. Автоматизация процессов обработки грузов позволит повысить эффективность работы порта и сократить объем выбросов углекислого газа в атмосферу на 10%.
Терминал в Яншане, расположенном в заливе Ханчжоу к югу от Шанхая, запустили в рамках четвертого этапа проекта развития порта. Все оборудование было разработано и изготовлено в Китае компанией Shanghai Zhenhua Heavy Industries Company. Инвестиции в строительство и оснащение терминала оцениваются примерно в $2,1 млрд. Полностью реализовать проект реконструкции и развития порта в Яншане планируется к 2020 году. К этому времени терминал будет оснащен 26-ю мостовыми кранами, 130-ю автоматически управляемыми транспортными средствами и 120-ю рельсовыми кранами.
2. Вот этот район, где расположены первый и восьмой по величине порты мира (Шанхай и Нинбо), и суммарный грузооборот их составляет около 1,1 млрд.т. Это примерно как девять Новороссийсков, одиннадцать Усть-Луг или Бременов, и шесть Антверпенов. Стрелкой помечен этот самый порт Яншань.
Сам порт Яншань тоже имеет оригинальное происхождение, как это хорошо видно по карте.
Это искусственный остров, он был построен на месте архипелага и к нему проведены глубоководные фарватеры.
Китайцы решили вынести контейнерные операции на этот вынесенный далеко в залив архипелаг, объединить мелкие острова в один и сделать там гигантские терминалы. Для доставки контейнеров на перевалку применяются как суда "река-море" из Янцзы – из внутреннего Китая, так и автомобильный метод. Для фур построили сверхдлинный трансокеанский мост Дунхай[4] с северной стороны залива, протяженностью 32,5 км (примерно полтора Крымских моста по длине).
3. Вот что было на этом месте.
4. А так – стало. Прямоугольники на месте засыпанного моря – это и есть контейнерные терминалы.
5. Масштаб терминалов поражает.
6. Перевалка в Яншане пока планируется на уровне 4 млн. TEU, а через 2 года – 6 млн. TEU. Это масштаб портов Нью-Йорк или Бремен, по этому показателю. Но всего Шанхай перерабатывает аж 35 млн. TEU, так что Яншань обеспечит прирост примерно на 20%.
7. Ну и до кучи, упоминаемый мною выше 32-км мост Дунхай, который и соединяет материк Китая с новым портом.
Для понимания масштабов грузообработки можно посмотреть рейтинг мировых портов 2014 года.
periskop.livejournal.com 31.03.2016 09:07
Крупнейшие порты мира (2014)
Недавно я делал обзор крупнейших портов России[1] по итогам 2015-го.
И меня несколько раз спрашивали, какая картина в целом по миру.
Так вот, на сейчас можно посмотреть ситуацию по итогам 2014-го (по рейтингу AAPA World Port Rankings[2]). В нём учитывается 100 крупнейших портов планеты по двум показателям – грузообороту и контейнерообороту. Поскольку рейтинг ведётся уже много лет, то весьма любопытно сравнить порты-рекордсмены в сопоставимых показателях с расстоянием примерно в 10 лет: такой подход хорошо показывает глобальный сдвиг мировой торговли и активности в Восточную Азию, которая теперь генерирует основную часть тоннажа.
Кроме того, видна относительно скромная роль ЕС и Соединённых Штатов в морском торговом обороте. Главным содержанием десятилетия 2003-2014 было возвышение Китая: теперь порты этой страны – "мастерской мира" начала XXI века – занимают большую часть Топ-25. Их рост за десятилетие – наиболее быстрый, если не сказать взрывной.
Давайте посмотрим для начала рейтинг по грузообороту.
Рейтинг I – порты по грузообороту
(здесь приведены первые 25)
Как видите, общий оборот 25-ти крупнейших портов за десятилетие вырос на 82% - с 4,2 млрд. до 7,7 млрд. тонн и отражает общий рост интенсивности мировой торговли. Средняя величина порта также существенно выросла – если в 2003-м в Топ-25 попали даже порты с грузооборотом менее 100 млн. тонн, то сейчас порог входа в "высшую лигу" – 150 млн. тонн. Но это только самая общая картина, многое изменилось и внутри.
А в структуре изменений самое существенное – бурный рост Китая (на таблице выделен жёлтым).
Если в 2003-м в десятке лидеров – 2 китайских порта: Шанхай и Гуанчжоу, плюс Гонконг (исторически унаследовавший это положение ещё с момента британского протектората и только 6 лет назад вошедший в КНР на правах специального административного района), то в 2014-м – 6 (!), то есть больше половины верхней десятки! Причём Шанхай вышел на безоговорочное первое место.
Продолжается падение роли Японии, которая неуклонно сокращает свою роль в мировом судоходном трафике уже полтора десятилетия. В 2003-м два японских порта (Тиба, Нагоя) были в десятке и на 21-м месте находилась Иокогама, то спустя десятилетие их осталось два и они упали на 16-е и 23-е места. Некоторое снижение доли произошло и у Южной Кореи, при абсолютном росте грузооборота (2003 – 4 порта в Топ-25, 2014 – 3 и позициями ниже). Выбыл из Топ-25 Тайвань (Гаосюн).
Евросоюз в 2003-м был представлен четырьмя портами в Топ-25 – Роттердам (главный европейский хаб), Антверпен, Гамбург и Марсель. К середине "десятых" их осталось только два, причём они существенно опустились в рейтинге – скажем, Роттердам со второго места в мире на седьмое. Германские и французские порты выбыли из Топ-25 вообще, и сейчас они занимают 26-е (Гамбург) и 47-е (Марсель) места. Далее идут Амстердам (39-е место), испанский Альхесирас (43-е) и Бремен (48-е). Итальянские и английские порты (эти страны ранее – крупные морские державы) находятся в арьергарде списка. Так, английский Гримсби занимает 68-ю позицию, а итальянский Триест – 71-ю. Лондон – когда-то ворота "мастерской мира" – и вовсе на 96-м месте.
Соединённые Штаты также потеряли относительные позиции: в 2003-м – 3 порта в Топ-25, в том числе 5-е и 6-е места; в 2014-м – только 2 и ниже, а Нью-Йорк опустился с 18-го на 34-е место. Выросла доля Австралии: если десятилетие назад она была представлена единственным портом на 25-й позиции, то сейчас их три, в том числе и пятая позиция в мире. Однако австралийский грузооборот очень специфичен и представляет собой вывоз ресурсов полезных ископаемых.
Вообще, в таблице можно выделить два принципиально разных вида портов: специализированные и универсальные. Первые обрабатывают преимущественно определенный вид груза, который занимает подавляющую долю в их погрузке (австралийский Порт-Хедленд, например). Вторые работают с широкой номенклатурой грузов – обслуживая, как правило, крупный экономически активный регион (Шанхай, Роттердам).
Рейтинг II – порты по контейнерообороту
(первые 25)
Здесь тоже можно выделить два вида: порты, находящиеся непосредственно в местах генерации грузопотоков (скажем, Шанхай) и те, которые специализируются на перевалочных операциях в удобной точке Мирового океана с пересечением маршрутов, т.н. трансшипменте (Сингапур).
Надо также отметить, что оборот контейнеров в мире рос заметно быстрее общего грузооборота (по портам ТОП-25 – 113% прироста против 66%).
Когда-то крупнейшим контейнерным портом планеты был Роттердам (1987). Это время давно минуло – в 2003-м он опустился на 8-е место, а теперь находится всего лишь на 11-м месте, непрерывно теряя позиции. В начале "нулевых" безоговорочное лидерство держали Гонконг и Сингапур, преимущественно за счёт операций трансшимпента. Однако сейчас лидерство и тут захватил "основной" (материковый) Китай: даже если вычленить Гонконг с его статусом специального района, то в первой десятке 6 (!) китайских портов – Шанхай, Шэньчжэнь, Гонконг, Нинбо, Циндао, Гуанчжоу, Тяньцзинь. Настоящая "мастерская мира"!
Закономерности с падением роли ЕС и Соединённых Штатов с Японией действуют и тут: их доля падает, несмотря на то, что они специализируются на продукции с более высокой добавленной стоимостью (2014: ЕС – 4 порта в Топ-25, США – 3). Японских портов по этому показателю в Топ-25 теперь нет, зато появились вьетнамцы (Сайгон).
В качестве хаба для ближневосточного региона выступает Дубай, выросший втрое. Пусан в Южной Корее сохранил свои позиции, а вот Индонезия и Филиппины выбыли из Топ-25. Тайваньские порты "похудели" в табели о рангах – так, Гаосюн спустился с 6-го на 13-е место.
Российские порты занимают в обоих рейтингах скромное место: доля нашей страны в мировой торговле невелика, а транспортный трафик в весьма немалой степени – континентальный, а не морской. Крупнейший порт России - Новороссийск (127 млн.т., 2015), которого сейчас стремительно догоняет Усть-Луга, приближающаяся к стомиллионному рубежу (87,9 млн. т.). Крупнейший контейнерный порт России - Санкт-Петербург (ок. 2,5 млн. TEU). Кстати, в таблицах AAPA грузооборот российских портов приведён в существенно заниженном размере – возможно, различается методика учёта.
Примечания*
1) Ссылка на статистику AAPA[2]
2) Показатели грузооборота: MT – метрическая тонна, FT – фрахтовая тонна, RT – таможенная тонна. Два последних показателя учитывают не только вес, но и объем, учитывая случаи "груз тяжелый, но компактный" и "легкий груз с большим объёмом" и задавая строго определенное соотношение веса и объёма. Порты разных стран исчисляют свои показатели в эти незначительно отличающихся единицах измерения.
3) Трансшипмент – режим перевозки, при котором перевозчик вправе в любое время перегрузить груз на другое судно, не снимая с себя ответственности за его доставку перед владельцем.
Ссылки
|