Р. Дервиш
Есть у меня старый приятель, со звучным именем Джеффри Фитцджеральд. Он мне когда-то показывал могилу своего отца на Арлингтонском кладбище. На ней написано, что там похоронен лучший разведчик всех времён и народов. Поэтому я иногда верю тому, что рассказывает Джефф. А рассказывает он разное. Биография у него богатая. Был брокером, актёром в Голливуде, бизнесменом. Сейчас он неанонимный алкоголик. А начинал, естественно, в церковном хоре. Поэтому я бывал в его церкви. Это замечательный собор имени Св. Патрика в самом центре Нью-Йорка. За собором небольшое здание церковной школы, где и учился Джеффри.
Так вот, там в палисаднике около школы, где мы пили пиво в бумажных пакетах, он и рассказал мне эту историю. По его словам, каждый год в день Святого Патрика, в зоопарках города не закрывают клетки и ворота. Те животные, которые захотели креститься, торжественной колонной тянутся к Собору по Пятой авеню. Чинно стоят в очереди, подходят по одному к алтарю, преклоняют колена и проходят процедуру крещения. Сложнее всего носорогам, они не привыкли вставать на колена, и жирафам – мешает рост.
Такая история. Не знаю, верить или нет. Но сын известного шпиона, да ещё и сам – известный городской алкоголик, вряд ли может так врать. К тому же мне просто хочется верить, что собор, храм, церковь, вера могут даже животных очеловечить, наделить высокими чувствами, не свойственными скотам. Я не религиозный и даже не воцерковлённый человек. Но отдаю себе отчёт в том, чем сильна любая правоверная конфессия, церковь, религия.
Церковь, в отличии от науки, учит не ЗНАТЬ, а ПОНИМАТЬ. В философии разделяют учёных мужей на «учителей» и «герменевтиков». Последние как раз ближе к пониманию, чем знанию, и поэтому крайне редки и ценны. Я лично встречал только двух светских герменевтиков – немецкого Хайдеггера и нашего гения Александра Зиновьева, чьим учеником я и имею честь быть.
Обладая видимо такой силой, церковь и животное может возвысить почти до человека. Но тогда возникает и возможность обратного процесса. Без высоких чувств, без веры, без храма, без стремления к пониманию человек обречён на оскотинивание. Не хочу сейчас, в святые дни, говорить о запредельных, в моём понимании, случаях. Мог бы, конечно, вспомнить в подробностях, как моего знакомого священника и просто святого во всех отношениях человека зарубили топорами 2 мая в Одессе. Рубили уже лежащего, сквозь иконы на груди, которые он выносил из горящего здания. Я думаю, что это уже даже не скотство, а что-то такое, что не имеет определения, и находится за гранью мира всего живого, за гранью зла и добра. А мы не будем выходить за грани.
Итак, гипотеза – животное, уважающее храм (и всё то, что он олицетворяет), очеловечивается. А человек, глумящийся над храмом (и всем, что он олицетворяет) оскотинивается. Тогда возникает вопрос: что означают и какими сакральными рисками чреваты танцы-манцы-зажиманцы, которые на праздники изображала Ксюша Собчак перед православным храмом[1], да ещё и с бутылкой? Не боится ли эта замечательная леди подойти к президентским выборам в, мягко говоря, не совсем человеческом состоянии? Мне говорят: фигня, не драматизируй, философ. Это безобидная ирония, чисто юмор, лёгкий алкоголь, милые шалости запоздавшего в своем развитии мажорного ребенка. Я и готов согласиться, но всё же тревожно за Ксюшу. Чувство юмора у неё, честно говоря, не очень, даже под рюмочку, чтобы на него списать такое.
Меня как-то в её гримёрке на ТВ, после третьего бокала кизлярского коньячка, просто пробило на смех. Буквально давясь хохотом, я ей говорил: «Прикинь, Ксюш, тебя называют духовной аристократкой, а у тебя щиколотки и икры как у кухарки. Ха-ха-ха...». Но Ксения никак не реагировала на мой, каюсь, идиотский смех и была холодна как рождественская ночная улица. Может не в тему? Может её не смешат свои щиколотки и икры, а колбасит только от иной веры и чужих храмов? Но тогда это ведь опасно! Процесс расчеловечивания, получается, запущен. Не дай Бог! Был бы верующий, помолился бы за неё, всё же пока богоподобный, лик.
Не будем рисковать. Давайте на Рождественские праздники как герменевтики тихонько улыбаться друг другу, а не громогласно, как хамы, хохотать в храмах, к каким бы конфессиям они не принадлежали!
Р. Дервиш, специально для alternatio.org
alternatio.org/articles/item/55512- 07.01.2018
[1] – | Ксюша «Шапокляк»
04.01.2018, 13:31
www.kp.ru/daily/26777.1/3811624/
Эпицентром очередной бури стала претендент в кандидаты на должность президента России Ксения Собчак, выложившая 1-го января ролик, в котором она вместе со своим мужем Максимом Виторганом и, как принято говорить, «человеком, чрезвычайно похожим» на одного из участников коллектива «Квартет И» Ростислава Хаита, держащим в руке бутылку то ли коньяка, то ли шампанского, танцуют под музычку перед входом в православный храм. Виторган, кстати, судя по ролику, старается держаться от супруги, отплясывающей с Хаитом, на расстоянии и первым уходит из кадра. Но как уходит! Выдвигаясь на первый план и ритмично виляя бедрами. Эту запись Ксения Анатольевна выложила на своей странице в сети Инстаграмм, сопроводив ее издевательской, на взгляд многих, подписью: «Пусси Райот уже не те». Вскоре ролик был удален, но интернет, как мы знаем, помнит все.
|
Стихи про Рождество
«… из пламя и света рожденное Cлово»
Михаил Лермонтов
Сегодня будет Рождество,
весь город в ожиданьи тайны,
он дремлет в инее хрустальном
и ждет: свершится волшебство.
Метели завладели им,
похожие на сновиденье.
В соборах трепет свеч и пенье,
и ладана сребристый дым.
Под перезвон колоколов
забьётся колоколом сердце.
И от судьбы своей не деться –
от рождества волшебных слов.
Родник небес – тех слов исток,
они из пламени и света.
И в мире, и в душе поэта,
и в слове возродится Бог.
Колдуй же, вьюга-чародей,
твоя волшебная стихия
преобразит в миры иные
всю землю, город, и людей.
Встречаться будут чудеса,
так запросто, в толпе прохожих,
и вдруг на музыку похожи
людские станут голоса.
|