Эффект бабочки: как горе-эксперты помогли Украине отмазаться за рейс MH17
29.09.2016, 18:46
Дмитрий Пятов
Итоги расследования крушения малайзийского лайнера Boeing-777 рейса MH17, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, опубликованные комиссией международных экспертов, получились бездоказательными. Виновными сделали Россию и ополченцев, а ниточки, ведущие к Украине, попытались обрубить. Правда, весьма топорно. Федеральное агентство новостей разбиралось в выводах горе-экспертов.
Главная вещь в любом расследовании — доказательства. Именно доказательная база служит фундаментом, на который наслаиваются потом различные версии. Но расследование крушения Boeing стоит на этом фоне особняком: за основу взяты показания украинской стороны, телефонные разговоры неизвестных людей (которые якобы обсуждают перемещение «Бука» по территории Донецкой области), неоднозначные материалы группы Bellingcat (где нет военных и технических специалистов) и засекреченные данные американской разведки. Но главное, практически все российские данные были проигнорированы. Международная группа не рассматривала ни результаты натурного эксперимента, проведенного специалистами корпорации «Алмаз-Антей», ни данные первичного радиолокатора, обнародованные Москвой 26 сентября. Странная избирательность для всестороннего изучения катастрофы.
Ну то есть вы понимаете, да? Вся доказательная база строится на диванном расследовании Bellingcat, чьи «эксперты» вроде как нашли подтверждения своей теории в открытом доступе. Большинство их доказательств легко поддались фальсификациям и размещались анонимными источниками в Интернете спустя длительное время после крушения Boeing. Хороший пример такой фальсификации — видео, которое было снято 5 июля, почти за две недели до трагедии, потом без разрешения автора скопировано и размещено под вымышленными именами, а дата съемки была изменена на 18 июля — следующий день после катастрофы Boeing.
Эпизод первый: "Бук" в Зугрэсе – YouTube – 30 июн. 2016 г.
youtu.be/w0lmr_fqcxc
«Как и два года назад, Россия оказалась виновата бездоказательно. Все это время не было никаких съемок, а тут начали опять лепить фотографии. Один вопрос только: зачем России малайзийский Boeing? Никому проблемы были не нужны. А вот то, что украинцы ловили там другой самолет, ни для кого не секрет. И отношения с Бараком Обамой, который дал на этот выстрел добро, сразу испортились. Наши ведь все доказали: взяли макет, взорвали ракету, показали, с какой стороны долетели обломки, продемонстрировали радионавигационную обстановку. Но ничего это следователям не надо. У них уже априори есть виновник: ополченцы из ДНР и ЛНР, действовавшие при помощи России», — комментирует заслуженный пилот России, бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.
Всему этому расследованию придается дикая секретность. Около 147 документов (а это примерно четверть) остаются под грифом «Секретно». Почему-то остались вне поля зрения международных экспертов украинские усилия по заметанию следов. Так, ВСУ Украины подсунули следствию шрапнель в виде «бабочки», которой вооружены более поздние версии ЗРК «Бук». Вот только эта «бабочка» была меньше по весу чем те, что содержатся в современных российских боеприпасах к «Буку». Получается, что огонь по лайнеру велся ракетами комплекса старого образца.
«В этом плане удивительно поведение малайзийской стороны. Всю документацию берут себе, внимательно изучают и делают свои независимые выводы. Они-то заинтересованы в выяснении истинных причин трагедии! А Нидерланды просто пляшут под дудочку Западу. Когда вскроется истина, окажется, что переговоры велись в Харькове или Киеве. Наша сторона показала радиолокационную обстановку в 13.20, на момент гибели самолета. Американцы же данные своих спутников не публикуют, потому что потом там не поменять полярность на 180 градусов. Что делать России сейчас? Просто потребовать доказательств. Притягивание фактов за уши будет длиться не один год — три или пять лет. Эксперты забывают о двух украинских самолетах Су-25, которые там летали. Что они делали в районе катастрофы? Никто не задает этого вопроса. Где опубликованные фрагменты радиосвязи? Почему украинские диспетчеры изменили маршрут и подвели самолет под удар? Какие советники стояли на диспетчерских пунктах? Многие участники этих событий уже скоропостижно скончались, что тоже наводит на некоторые мысли», — добавляет эксперт ФАН.
Что надо знать о докладе по крушению MH17: российское опровержение голландской лжи
29.09.2016, 11:38
Михаил Большаков
28 сентября Совместная следственная группа (ССГ) под председательством прокуратуры Нидерландов обнародовала свой доклад о расследовании гибели самолета Boeing 777 в небе Донбасса.
По данным экспертов ССГ, рейс МН17 не мог погибнуть вследствие теракта, аварии или атаки со стороны другого воздушного судна. Наиболее вероятной версией катастрофы в докладе назван пуск зенитной ракеты из зенитно-ракетного комплекс «Бук» из района донецкого города Снежное. Фамилии подозреваемых группа назвать отказалась.
Примечательно, что в своей работе следователи опирались на данные, полученные, в частности, из социальных сетей.
Мнение профессионалов
Одними из первых отчет ССГ прокомментировали в российском концерне «Алмаз-Антей», который является производителем ЗРК «Бук». Предприятие подвергло критике выводы следственной группы, отметив, что голландские специалисты не располагают техническим обоснованием своей версии и вообще не презентовали технические детали на своей пресс-конференции. Представители концерна подчеркнули, что «Алмаз-Антей» провел три натурных эксперимента, и их результаты опровергают выводы комиссии.
По мнению российской компании, ракета запускалась не из-под Снежного (эта территория на тот момент контролировалась ополченцами), а из района поселения Зарощенское (которое по состоянию на 17 июля 2014 года находилось под контролем украинских силовиков).
Второй комментарий последовал от производителей трассового радиолокационного комплекса «Утес-Т» — Лианозовского механического завода. Данные этого комплекса, установленного возле Ростова-на-Дону и предоставленные в распоряжение следствия Россией по отдельному запросу, были использованы голландской стороной, чтобы опровергнуть версию об атаке «Боинга» рейса МН17 со стороны украинских ВВС.
Заместитель главного конструктора Лианозовского механического завода Виктор Мещеряков, комментируя доклад ССГ, подчеркнул очевидное: радиолокатор, расположенный в Ростовской области, не зафиксировал пуска ракеты из подконтрольных ополченцам Донбасса Снежного и Первомайского, но «видел» сам полет Boeing и обстановку вокруг него — а это значит, что ракета не могла быть запущена из района Снежного или Первомайского, которые расположены ближе к радару, чем место катастрофы лайнера. Из этого, в свою очередь, следует, что ракета, сбившая лайнер, была пущена с другой стороны, отстоящей дальше от радара, расположенного возле Ростова-на-Дону.
«Если локатор не увидел эту ракету, пущенную со стороны Снежного в направлении самолета, ее и не было. Ракета была пущена с другого направления», — заявил Мещеряков на пресс-конференции в среду. Он отметил, что в отношении Первомайского ситуация аналогична.
Кроме того, в концерне «Алмаз-Антей» допустили, что упавший самолет мог оказаться сбитым из-за ошибки оператора неустановленного комплекса «Бук». Согласно комментарию Михаила Малышевского, советника главного конструктора «Алмаз-Антея», это вполне реально. «Вероятность этого исключить, естественно, нельзя. Причин для этого может быть много разных: недостаточная подготовка экипажа или неправильные исходные данные. Это возможно только при стечении обстоятельств: плохого обслуживания техники и неправильных действий экипажа», — пояснил он, подчеркнув, что оценка вероятности такой ошибки персонала «Бука» в компетенцию концерна не входит.
С другой стороны, Малышевский опять-таки подверг критике объективную часть голландского расследования, заявив, что голландская сторона весьма вольно подошла к трактовке технических деталей. Так, в отчете ССГ утверждается, что пуск был осуществлен из района в шести километрах к югу от села Снежное, на расстоянии около 10 километров от Тореза, наиболее близкого к точке падения лайнера, и указана скорость ракеты в момент столкновения около 730 м/c. Однако, как подчеркнул Малышевский, если бы ракету действительно выпустили оттуда, ее скорость в момент подрыва составляла бы лишь около 600 метров в секунду — на таком небольшом расстоянии до цели ракета «Бука» просто не успевает разогнаться до указанной в отчете скорости.
Ранее он также отметил, что повреждения упавшего самолета, указанные в отчете ССГ, не соответствуют реальным. «Модель реальных повреждений, привязанных в финальной реконструкции, с учетом тех фрагментов, которые не присутствуют на финальной выкладке, существенно отличается от модели реальных повреждений», — заявил Малышевский.
Кроме того, представитель концерна обратил внимание на то, что голландские эксперты при моделировании крушения лайнера пользовались данными о схожей американской зенитной ракете, которая, однако, конструктивно отличается от ракет комплекса «Бук».
Ну и, наконец, последний комментарий представителя «Алмаз-Антея» касался типа ракеты, который был однозначно установлен, исходя из натурных экспериментов «Алмаз-Антея», а также анализа обломков сбитого Boeing. Это была уже снятая с вооружения в Российской Федерации модель 9М38, которая, однако, до сих пор состоит на вооружении украинских ПВО. По словам Малышевского, в их новом докладе по Boeing был уточнен тип ракеты, но это, опять-таки оказалось проигнорировано голландской следственной группой:
«Это именно ракета 9М38 с боевой частью без двутавра, о чем говорит полное отсутствие пробоин-бабочек в доступных нам для изучения фрагментах малайзийского Boeing», — сказал Малышевский.
Кроме того, как отметил ряд авиаэкспертов, в отчете голландцев игнорируется еще один момент объективного контроля ситуации — данные спутниковых снимков, предоставленных в распоряжение следственной группы со стороны России.
В итоге — большая часть озвученных в новом голландском докладе версий и предположений опиралась не на объективные данные радаров, технических экспертиз или спутниковых снимков, а на некие «сообщения из социальных сетей», которые, к тому же, были отцензурированы в итоговом тексте.
«Вещдоки», скачанные из соцсетей
Так что же не так с доказательствами голландцев?
Фактически, большая часть «доказательного» материала их нового доклада представляет собой анимированный ролик, на котором показано движение некоей трехмерной компьютерной модели ЗРК «Бук» по маршруту из Донецка через Макеевку, Торез и Снежное и обратно до Луганска, где ЗРК «Бук» был якобы зафиксирован в последний раз на территории, подконтрольной ополченцам ДНР и ЛНР. Все эти материалы уже были показаны в Сети и не раз подвергались обоснованному сомнению — в частности, то видео, на котором запечатлена колонна с тягачом, везущим установку, схожую с ЗРК «Бук», в городах Зугрэс, Снежное и Луганск.
Но кроме того, доклад содержал три дополнительных материала из социальных сетей, которые были предоставлены общественности впервые.
Во-первых, впервые была дана полная запись видео, из которого в свое время были сохранены и опубликованы во французском издании «Пари Матч» два стоп-кадра с ЗРК «Бук», который стоял на тягаче МАЗ на обочине дороги в Донецке.
Во-вторых, в докладе появился еще один весьма нечеткий снимок инверсионного следа, якобы снятый 17 июля 2014 года возле города Снежное.
Ну и в-третьих, были опубликованы несколько снимков, показывающих тягач и машины сопровождения, которые схожи с запечатленными на видео из городов Зугрэс, Снежное и Луганск и с донецким видео за авторством «Пари-матч».
К сожалению, последние фотоматериалы были отцензурированы самими голландскими следователями, которые это сделали якобы «по соображениям безопасности».
В целом, судя по подаче итогового доклада, официальная следственная группа скорее решила пойти по пути спекулятивных утверждений о «доказанности» запуска ракеты комплекса «Бук» из района Снежного, нежели сосредоточиться на анализе всех возможных вариантов использования зенитно-ракетных комплексов (пусть и по ошибке) со стороны всех участников конфликта. И в первую очередь, вооруженных сил Украины, на применение комплекса которыми косвенно указывает масса объективных данных, проигнорированных в тексте «итогового» доклада ССГ.
В качестве «оправдания» отсутствия интереса к версии о селе Зарощенском или территории возле него голландское следствие привело невнятную запись разговора двух неустановленных людей, которые летом 2015 (!) года обсуждают свои воспоминания о том, было ли Зарощенское под контролем ВСУ на момент 17 июля 2014 года.
Вот и все доказательства из социальных сетей.
Таким образом, весьма логично заключить, что «итоговый доклад» ССГ имеет прежде всего политическое значение и направлен на извлечение политических же дивидендов, нежели привносит какие-то новые факты в весьма сложное и запутанное дело о катастрофе малайзийского Boeing 777 рейса МН17.
Источник ИА «ФАН №1» – riafan.ru 29.09.2016, 11:38
|