Дурной традицией для украинского руководства стало подписание соглашений с зарубежными организациями, не подвергая их анализу на последствия для экономики страны, да и вообще для жизни в государстве. Так было с соглашением о вступлении в ВТО, которое до момента ратификации парламентом не видел никто, кроме руководителя переговорной группы Валерия Пятницкого. Так было с соглашением об ассоциации Украины с ЕС, которое, не читая, парафировали члены украинского правительства и не случись его английскому тексту попасть в руки журналиста Александра Горохова, не обсуждалось бы в обществе. Так случилось с требованиями МВФ к руководству Украины, согласно которым очередной транш кредита выделяется лишь при условии их выполнения, но эти требования «не афишируются».
Доброй же традицией стало то, что все эти суперсекретные документы всплывают во Всемирной паутине. Как было с упомянутым соглашением об ассоциации и с отчётом украинского руководства Международному валютному фонду, подготовленному для голосования в Фонде о выделении стране очередного транша.
* * *
Ни для кого не секрет, что кредиты Украине из-за ужасающих экономических показателей этой страны выделяются исключительно под давлением Вашингтона.
В 2015 году Украина возглавляла список из пяти государств мира, продемонстрировавших не рост, а падение ВВП в сравнении с 1991 годом. Причём это падение превысило треть от показателей 24-летней давности. Ради продолжения её кредитования МВФ даже принял изменения в свои правила, запрещавшие предоставлять деньги странам, объявившим об отказе возвращать суверенный дог.
Но когда нельзя, но очень хочется Вашингтону, то международные кредиторы готовы пойти на нарушения своих же правил. И в сентябре было объявлено о выделении официальному Киеву очередного транша, даже несмотря на то что из 11 контрольных показателей Украина не выполнила 5, в чём открыто признаются украинские руководители в пакете документов, предоставленных для этого.
Разумеется, оправдания для этого неисполнения – «железные». Главное – продолжающиеся боевые действия на востоке страны. Правда, подписанты совершенно «забыли» рассказать про то, что боевые действия были начаты именно теми людьми, которые сейчас и находятся у власти на Украине, а не заканчиваются исключительно из-за того, что эти самые люди не желают исполнять план мирного урегулирования, именуемый «минскими соглашениями».
Любопытно, что в документе нет ни единого выражения, используемого Порошенко и его окружением либо внутри страны, либо когда нужно показать американским кураторам, что они строго придерживаются обозначенного Госдепартаментом курса.
Никакой «российской агрессии», никаких «российско-террористических оккупантов». Видимо, не очень-то верят порошенковским россказням в главной международной валютной организации, поэтому Киев и не рискует нести этот бред в официальном документе. О приверженности к урегулированию конфликта на основе минских соглашений тоже пару раз упоминается, но, я бы сказал, вынужденно и сквозь зубы.
В целом же ощущение от документа складывается позитивное.
А разве может оно быть иным в красивой сказочке о том, как прекрасно, великолепно идут дела на Украине, которая и без кредита вот-вот начнёт процветать и благоденствовать благодаря реформам? Инфляция резко замедлилась. Правда, чуть-чуть привирают подписанты, говоря, например, что в прошлом году она была не 43%, а 38%. Гривна так застабилизировалась, что теперь её и трактором не сдвинешь до конца 2017 года. Правда, сразу же после принятия решения о выделении транша она тут же резко рухнула. Экономика растёт. Честное слово, растёт! Хотя и падает, а прогнозы размера ВВП даже в гривневом выражении приходится корректировать, не говоря уже о долларовом. Но самое главное – наконец-то заработала борьба с коррупцией и антикоррупционным борцам за год удалось пополнить бюджет аж на 4.000 (четыре тысячи) долларов.
Формированию антикоррупционных ведомств в отчёте МВФ уделено непомерно большое внимание. Создаётся впечатление, что Порошенко, Гройсман и Гонтарева, подписавшие отчёт, пытались либо замазать глаза проверяющим, расхваливая Национальное антикоррупционное бюро и поминая его через страницу, либо, как говорят журналисты, набивали знаки в материале, оплачиваемом по количеству букв. Документ буквально пестрит словами «создающееся НАБУ», «антикоррупционная реформа», «формирование антикоррупционных структур», «НАБУ обеспечит», «НАБУ будет способствовать возврату доверия».
* * *
Огромное внимание уделено и реформе государственного сектора экономики. Причём если от производственных мощностей, создающих или способных создавать материальные ценности, реформаторы обещают избавляться всеми силами, то в качестве санации банковского сектора предусматривается процедура национализации финансовых учреждений. В том числе предусматривается разработка процедур защиты кредитных учреждений от их бывших собственников. При этом в качестве крупного достижения правительства говорится о резком, примерно на треть, сокращении числа банков и дальнейшем курсе на уменьшение их численности. А помощь проблемным банкам будет оказываться очень избирательно: лишь тем, которые входят в первую двадцатку по объёму привлечённых капиталов.
То есть речь идёт о стремлении монополизировать рынок финансовых услуг в интересах крупнейших игроков. Какие последствия повлечёт такая монополизация, не нужно объяснять. Учитывая же продолжающийся отток вкладов и законодательные ограничения по снятию депозитов, всё идёт к тому, что выживут лишь единицы украинских банков и проблемы, что возникнут у вкладчиков в связи с банкротствами небольших банков, ни власти, ни МВФ не волнуют. Любопытно, что для рефинансирования тех самых крупнейших, наиболее устойчивых банков будет использована часть средств Фонда гарантирования вкладов физических лиц, предназначение которого – обеспечение выплат частным вкладчикам ограниченных определённым размером вкладов в случае банкротства банка. То есть правительство собирается не только массово банкротить небольшие банки, но и оставлять их вкладчиков без гарантированного возврата средств.
Что же касается реального сектора экономики, то никакой поддержки ему не ожидается. Да, собственно, это и запрещено подписанными ранее обязательствами украинской власти. В частности, соглашением об ассоциации Украины с ЕС. Так, с 2016 года лишено части льгот по оплате НДС украинское сельское хозяйство, а со следующего года аграрии полностью лишаются всех льгот.
То же самое касается малого бизнеса: по настоянию МВФ резко ужесточаются критерии по применению упрощённого налогообложения, что приведёт к резкому увеличению фискальной нагрузки на малые предприятия и частных предпринимателей. Учитывая же придуманное ещё Юлией Тимошенко «ноу-хау» авансовых налоговых платежей за месяц или даже квартал вперёд, после отмены льгот малому бизнесу у него вообще не останется оборотных средств. Либо малый бизнес (и не только малый) окончательно уйдёт «в тень».
В первой части рассмотрения отчёта руководства Украины перед МВФ мы оценили общий смысл документа, а также разделы, касающиеся реформирования банковской системы, антикоррупционных реформ и влияния на некоторые виды бизнеса. Но этим обещания подписантов не заканчиваются.
* * *
О том, что у правительства Владимира Гройсмана грандиозные планы по продаже государственной собственности, известно из уже обнародованной программы приватизации на 2016-17 годы. Причём распродавать правительство собирается всё, что только возможно: от крупных уникальных производственных комплексов до полуживых крошечных предприятий. Но, судя по предоставленным МВФ документам, особо волнует Фонд судьба двух предприятий, по приватизации которых Украине выдвигались отдельные требования. Это Одесский припортовый завод, о котором в тексте отчёта упоминается несколько раз, и электрогенерирующая компания «Центрэнерго». И украинские власти бодро рапортуют, что, как и было обещано Фонду, ОПЗ будет продан в октябре текущего года, а в конкурсе по продаже, как и требовал МВФ, будет участвовать не менее двух потенциальных покупателей, один из которых обязательно иностранный. То же самое обещано и по «Центрэнерго».
Среди кандидатов на продажу – два крупнейших банка, принадлежащих государству. В ближайшее время планируется продажа 20% акций «Ощадбанка» и «Укрэксимбанка». При этом с депозитов, хранящихся в них, снимается полная государственная гарантия.
На оставшихся в госсобственности предприятиях в обязательном порядке будут созданы наблюдательные советы с привлечением иностранных специалистов. Членам советов нужно будет платить отнюдь не украинскую зарплату. Но это если руководство МФВ, с которым в каждом конкретном случае украинские власти будут обсуждать возможность оставить предприятие в госсобственности, согласится сохранить ему статус государственного. Из числа предприятий, не подлежащих приватизации, исключены порты и сельхозпредприятия.
Один из «маяков», назначенных МВФ для Украины, но всё ещё не достигнутых, является снятие моратория на продажу земли. Порошенко и компания клянутся в своём отчёте, что, несмотря на противодействие парламента, в ближайшее время выполнят требование Фонда и продавят в Верховной раде эту продажу. В том числе продажу иностранцам. Собственно, чего и добивается Запад, где у многих транснациональных сельхозкорпораций давно вынашиваются мечты скупить украинские чернозёмы. Куда после этого денутся украинские крестьяне, представителей властей Украины не интересует.
* * *
О том, что населению страны после выполнения обещаний Международному валютному фонду, данных Порошенко, Гройсманом, Гонтаревой и Данилюком, придётся несладко, понятно всем.
Самое болезненное – это коммунальные тарифы, сумма оплаты которых уже подчас превышает размер средней пенсии и минимальной зарплаты. Подписанты бодро рапортуют о том, что только в июле повысили тарифы на центральное отопление на 110%, а всего же их рост составил 250%. На 425% выросли тарифы на газ. На 50% подняли акцизы на этиловый спирт, на 100% на вино и пиво, на 40% на табачные изделия, на 13% на бензин и дизтопливо. До 18% поднят подоходный налог, который теперь распространяется и на пенсии. А одним из обязательств украинских властей является обеспечение того, чтобы цены на газ для населения стали не ниже импортных. Кроме того, платить гражданам придётся и за технические потери тепла при прокачке отопительной воды к их домам.
Но и это не всё. Порошенко и компания обещают, что действующие тарифы не останутся неизменными. Они будут корректироваться, исходя из роста цен на энергоносители и инфляции, ежеквартально. Первая корректировка произойдёт 1 января 2017, а окончательная «либерализация цен» на 70%, как и было обещано после подписания кредитного договора с МВФ, случится с мая следующего года. После чего – текущие ежеквартальные «уточнения».
При этом по требованию МВФ урезана социальная сфера. В условиях, когда каждая справка для получения льгот добывается жителями Украины либо многомесячным хождением по кабинетам, либо через взятку, слова о том, что социальные льготы отныне будут предоставляться индивидуально и адресно, де-факто извещают о полной отмене всех социальных льгот.
Под нож отправляются дешёвые лекарства и финансирование здравоохранения. На треть, почти с 90 до 60, уменьшается число койкомест на 10.000 населения в украинских больницах. При этом сокращается численность медицинского персонала и финансирование медицинских учреждений. То же самое будет сделано в учреждениях образования: часть школ, которые признают малокомплектными (прежде всего в сельской местности), будет закрыта. Стипендии для студентов вузов подписанты отчёта обещают выплачивать лишь тем, кто пройдёт соответствующее тестирование. Будет сокращено число бесплатных государственных вузов, а вместо них расширена сеть частных учебных заведений. Ради экономии финансирование учебных учреждений передаётся из госбюджета в местные бюджеты.
С октября 2016 года сокращаются расходы на культуру и общественный транспорт. Учитывая низкие украинские зарплаты, многим людям, особенно в крупных городах, просто не по карману будет ездить на работу.
Не менее болезненны для жителей Украины вопросы пенсионной реформы. Среди обязательств перед МВФ числится, во-первых, «ужесточение требований для получения минимальной пенсии». Проще говоря – увеличение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для получения хоть какого-то пенсионного пособия. То есть те, кто не смог из-за отсутствия рабочих мест трудоустроиться, останутся вообще без пенсии. Но даже тем, кто сумел заработать необходимый стаж, трудно добиться достойного пособия. Подписанты обязуются минимум на 40% сократить списки профессий, дающих право на досрочную пенсию и различные льготы. Лишены любых пенсионных надбавок и льгот госслужащие. Те же, кто много трудился, выплачивая государству крупные суммы налогов, будут на пенсии продолжать платить подоходный налог. Уменьшится размер пенсии и для работающих пенсионеров.
Все эти реформы и новшества имеют единственную цель – снизить количество средств, которое потратит на пенсионеров государство, с упорством самоубийцы лезущего в петлю долговой кабалы. Для этого оно низводит пожилых граждан до уровня нищих и вгоняет их в голод. Ведь достаточно взять любую газету объявлений, чтобы убедиться в том, что среди предложений рабочих мест фактически нет вакансий для тех, кому больше 40 лет, и вообще невозможно найти работу тем, кому за 50.
* * *
В первой части этой статьи мы упоминали о предыдущих колониальных соглашениях украинских властей. Обязательства перед МВФ ничем не лучше, а кое в чём являются и куда более откровенным признанием колониальной зависимости Украины. Хотя бы потому, что власти «независимой» страны добровольно отказываются от многих своих суверенных прав. Выше уже упомянуто обязательство согласовывать с руководством Фонда перечень предприятий, которые останутся в государственной собственности.
Порошенко, Гройсман, Гонтарева и Данилюк приняли обязательства признать МВФ контролирующим органом над финансовой сферой и экономикой Украины.
Как иначе можно трактовать то, что Госстат ежеквартально будет отчитываться о показателях ВВП, а Минэкономики предоставлять финансовые данные о деятельности 50 крупнейших госпредприятий? Отчитываться перед Фондом необходимо также о текущих коммунальных тарифах, суммах уплаченных налогов, налоговых апелляциях, бюджетных тратах и даже численности бюджетников. То же Министерство экономики обязано ежемесячно докладывать руководству МВФ об объёмах потребляемого страной газа, а также о финансовых операциях «Нафтогаза». «Нафтогаз», в свою очередь, будет отчитываться о своих платежах, кредитах и денежных поступлениях. Но под самый плотный контроль попадает Национальный банк Украины, который, согласно обязательствам подписантов, будет предоставлять МВФ не только ежегодные, ежеквартальные, ежемесячные и еженедельные, но и ежедневные отчёты. Причём перечень показателей, что должны предоставляться ежедневно, составляет далеко не одну страницу документа.
* * *
Чтобы с текстом соглашения о вступлении Украины в ВТО не мог ознакомиться даже его непосредственный руководитель – министр экономики, руководитель переговорной группы Валерий Пятницкий «отмазывался» тем, что документ составлен на английском языке и имеет объём 1200 страниц. Обязательства перед МВФ тоже подготовлены на английском, хотя и существенно меньше по объёму. Но читали ли его перед подписанием Пётр Порошенко, Владимир Гройсман, Валерия Гонтарева и Александр Данилюк? В связи с содержимым этого документа – маловероятно.
|