Виктор ПИРОЖЕНКО , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 31.10.2021
В политике США на китайском направлении оформились две противоречивые на первый взгляд тенденции: смягчение в одних областях (например, в торгово-экономической) и обострение в других (военной, идеологической).
26 октября состоялись телефонные переговоры по торговым вопросам вице-премьера Китая Лю Хэ с министром финансов США Джанет Йеллен. Был отмечен впечатляющий рост товарооборота между США и КНР на фоне обострения вокруг Тайваня. Ожидается, что Министерство торговли США примет некоторые меры по отмене дополнительных тарифов на китайские товары.
Статистика показывает[1], что американо-китайские торговые отношения постепенно возвращаются к нормальному состоянию. Объём двусторонней торговли с января по сентябрь вырос на 35,4 % в долларовом выражении по сравнению с прошлым годом и достиг 543 млрд. долл. В 2021 г. двусторонний товарооборот может превысить 630 миллиардов долларов (уровень 2018 года до начала тарифного противостояния).
Смягчение в двусторонних отношениях наметилось после телефонного разговора Дж. Байдена и Си Цзиньпина в начале сентября. Затем последовало освобождение финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу, пребывавшей около трёх лет под домашним арестом в Канаде. В начале октября министр торговли США Джина Раймондо и торговый представитель США Кэтрин Тай почти одновременно выступили с примирительными заявлениями о необходимости «откровенного разговора» для улучшения деловых связей между странами.
Отдельно стоит упомянуть о встрече на высоком уровне 6 октября в Цюрихе (Швейцария) между директором Управления Комиссии по иностранным делам ЦК КПК Ян Цзечи и советником по национальной безопасности США Джейком Салливаном. Несмотря на расхождение по вопросам Тайваня, Гонконга и Синьцзяна, стороны положительно оценили состоявшийся диалог. Была достигнута принципиальная договорённость о виртуальной встрече лидеров двух стран до конца 2021 г. В ходе встречи Салливан подтвердил приверженность США политике «одного Китая».
Эта линия кажущимся образом входит в противоречие с тенденцией обострения отношений в иных областях.
В начале октября стало известно, что ЦРУ США создаёт в своём составе специальное подразделение "Центр миссий по Китаю". Директор ЦРУ Уильям Бёрнс, излагая задачи Центра, заявил, что он нацелен на «дальнейшее укрепление работы в отношении самой серьёзной геополитической угрозы», с которой США сталкиваются в XXI веке – «всё более враждебным китайским правительством». Сотрудники нового подразделения ЦРУ будут заниматься сбором разведданных о Китае и «борьбой со шпионажем КНР против США».
Предыдущими шагами в этом направлении стала активизация военного сотрудничества с администрацией Тайваня, создание военного партнёрства АУКУС, очная встреча в верхах «четвёрки» США, Австралии, Японии и Индии в сентябре, интенсификация информационной войны против КНР вокруг тем Синьцзяна, Гонконга и Тайваня.
Особенно показательно нагнетание администрацией Байдена напряжённости вокруг Тайваня и наращивание военного присутствия в морских водах вокруг КНР. К берегам Китая направляются военные корабли, оснащённые передовым вооружением; участились провокационные проходы кораблей ВМС США и Великобритании через Тайваньский пролив.
Глава администрации Тайваня Цай Инь-вэнь в интервью[2]CNN 28 октября подтвердила более ранние утечки в СМИ о том, что на острове находятся американские военные инструкторы, которые обучают тайваньских военнослужащих. Одновременно США накачивают Тайвань военной техникой и вооружением.
Фактические нарушения американцами принципа «одного Китая» стали в президентство Байдена систематическими и всё более открытыми. Эксперты в КНР считают[3], что США «увидели твёрдую решимость материкового Китая решить тайваньский вопрос и таким образом пытаются интернационализировать его», чтобы «создать препятствия для процесса воссоединения Китая».
В целях сдерживания КНР Вашингтон может официально отказаться от политики «одного Китая», пойти на признание в той или иной форме независимости Тайваня и ввести остров в региональную расстановку сил.
Две линии политики США в отношении КНР взаимосвязаны. США всячески подчёркивают конкурентный характер отношений с КНР, обращая внимание на важность управления такой конкуренцией. По мнению Байдена, Трамп делал это плохо, лишь ослабляя США в торговой войне с Китаем. Поэтому, сохраняя линию Трампа на сдерживание КНР, администрация Байдена сместила центр своей политики с выравнивания торговых дисбалансов с Китаем в сторону более широкого фронтального сдерживания Китая по иным направлениям и с привлечением союзников. А это поднимает планку конкуренции между двумя странами.
Как следствие, в Вашингтоне надеются управлять этой конкуренцией так, чтобы снизить экономические возможности и обороноспособность Китая, не доводя конкуренцию до откровенной враждебности с риском прямого столкновения.
Отсюда кажущееся противоречие: с одной стороны, нормализация торговли и решение проблем экономики США за счёт восстановления цепочек поставок из КНР, с другой – попытка истощить ресурсы Китая, навязывая ему гонку вооружений и устраивая военные провокации.
Как считают[4] некоторые китайские эксперты, «дальнейшее восстановление китайской и американской экономик нуждается в новых движущих силах... США не смогут решить проблемы своей экономической структуры без сотрудничества с китайским рынком и китайской промышленностью».
Неудача Трампа в сдерживании экономического развития Китая методами торговых ограничений показала, что КНР обладает достаточной экономической силой, чтобы самой выбирать область и формат взаимодействия с Соединёнными Штатами, исходя не из американских, а из собственных интересов. Поэтому надежды администрации Байдена на то, что Китай ухватится за любой формат сотрудничества, который предложат США в рамках «управления конкуренцией с Китаем» и при этом будет терпеть «сдерживание», вряд ли сбудутся.
Как говорит[5] заместитель директора Института американских исследований Академии общественных наук КНР Юань Чжэн, демарши США по Тайваню, «скорее всего, похоронят надежду на восстановление китайско-американских отношений, ещё больше обострив существующую напряженность; США не смогут добиться сотрудничества с Китаем в тех областях, где они отчаянно нуждаются в китайской помощи».
Фото: REUTERS/Tingshu Wang
Виктор ПИРОЖЕНКО
Ссылки
|