«Военное обозрение» – topwar.ru 02.11.2021, 05:29
Если это не попытка капитуляции, то даже и не знаю, как это еще назвать. Глава Роскосмоса Рогозин, который буквально несколько лет назад так своеобразно вещал относительно запуска астронавтов на МКС с помощью батута, сделал очень интересное заявление.
Он сказал, что корабли Илона Маска достаточно надежны для отправки на них российских космонавтов и предложил американцам вместе обсудить новую орбитальную станцию.
Само по себе все это похоже на капитуляцию. Российские космонавты на кораблях Маска, Россия и США вместе строят новую МКС…
Весь вопрос – оно очень нужно NASA? Доставку на орбиту теперь выполняют корабли Маска. С этим явно полный порядок. Новая орбитальная станция если и будет, то строить ее планируют без участия России, впрочем, как и окололунную и лунную станции.
«Когда я встречусь с коллегой из NASA, будем … обсуждать предметно космонавтов, которые полетят на «Crew Dragon» и готовы обсуждать астронавтов, которые полетят на «Союзе».
А вот директор NASA оказался не готов к такому обсуждению. Причем, настолько, что не поехал на аэрокосмический форум в Эмираты. У директора NASA очень много неотложных дел…
Вообще столь резкая смена вектора Рогозина удивляет. Сперва батут, потом обвинения Маска в «выдавливании» с рынка запуска в космос, демпинге и цинизме. Более того, буквально месяц назад Рогозин в очередной раз сказал, что «Роскосмос» и NASA не могут иметь ничего общего, поскольку являются прямыми конкурентами.
И вот – капитуляция.
В принципе, это неудивительно. Сегодня можно и нужно признать, что Маск победил Роскосмос. И здесь дело не в демпинге, хотя само по себе то, что запуски новых кораблей Илона Маска внезапно оказались дешевле, чем старты «Союзов», разработанных еще Сергеем Павловичем Королевым.
Конечно, «Союзы» модернизировались время от времени, но это все те же корабли, что и 60 лет назад. С цифровыми системами управления, но королёвские «Союзы». Давным-давно освоенные и с налаженным циклом производства.
И вот сегодня они вдруг становятся дороже, чем новые корабли Маска. Здесь вопрос несложный, либо Маск строит реально дешевые корабли, либо Роскосмос «немного жадничает».
Если копнуть немного ранее, то стоит вспомнить, как в свое время NASA скрипя зубами оплачивало полеты к МКС на «Союзах», когда рухнула программа «Спейс Шаттл». И как в 2019 году все тот же Рогозин уверенно заявлял о том, что «Полет одного космонавта или астронавта на российском корабле "Союз МС" будет стоить в два раза дешевле, чем на новых американских кораблях Crew Dragon».
Вообще космические пути США и России расходятся все дальше и дальше. К сожалению, США идет к Луне и Марсу, а Россия…
Россия украшает ракеты национальными узорами и рекламой Сбербанка. Это, конечно, очень большой шаг вперед в освоении космического пространства, но Илон Маск сделал шаг более значительный.
И теперь последний проект, который связывает США и Россию, похоже, заканчивается. Астронавты будут летать на американских ракетах, россияне – на своих. Если будет куда летать.
Роскосмос устами Рогозина время от времени вещает о строительстве новой российской станции на околоземной орбите, начиная с 2025 года. Идут разговоры о лунной программе, но у многих сегодня есть сомнения в том, что в одиночку Роскосмос сможет реализовать эти программы.
Но союзников у Роскосмоса в этом направлении нет, да и сама компания в них не особенно нуждается. Деградация российской космонавтики щедро оплачивается их бюджета страны, а значит, все будет идти прежним путем: Рогозин будет делать различные заявления, рассказывать о фантастических планах и потом спокойно забывать о них.
Действительно, кто вспомнит в 2035 году о том, что там рассказывал Рогозин в 2020-м? Никто.
Но арена международных проектов будет закрываться для России и дальше. Сомнительно, что Китай захочет участвовать в совместных проектах на условиях Роскосмоса.
Ведь что является одним из главных в таком сотрудничестве? Правильно, абсолютная прозрачность бюджетов и отсутствие коррупции. Четкое соответствие стандартам и ответственность. Сроки исполнения в рамках проекта.
То есть все то, чем наш Роскосмос и его руководитель совершенно не славятся.
Учитывая недавнее появление документов за авторством ФСБ, которые фактически запрещают сбор информации о деятельности Роскосмоса и ее распространение, становится понятно, что Рогозин и компания совершенно не заинтересованы в прозрачности деятельности Роскосмоса.
Не для того ягодку растили, не так ли?
Бюджет «осваивать» лучше за закрытыми дверями, лишь изредка радуя ура-патриотичные СМИ очередными сказками о яблонях на Марсе и лунных городах. А этот процесс у Роскосмоса уже отлажен. Остальным лучше держать свое мнение при себе.
Видимо, во всем космическом мире уже поняли, что представляет собой Рогозин и ведомый им Роскосмос. Отсюда и полное отсутствие желающих сотрудничать.
Ну а демонстрация директором NASA Джимом Брайденстайном своего отношения к Рогозину и его планам – только лишнее тому подтверждение. Брайденстайну не о чем говорить с Рогозиным, у NASA свои планы, в котором Роскосмос агентству не помощник.
(Брайденстайн не является директором НАСА с начала этого года. Директором НАСА в настоящий момент является Билл Нельсон.)
Возможно, кому-то это покажется печальной новостью, но это всего лишь существующее положение дел, не более того.
Автор: Роман Скоморохов
Комментарии
— Как этот жирный журналист попал в космонавтику мне не понятно.
– Задай ему десяток штатных вопросов, например, что такое удельный импульс или спросить про орбиту Гомана (он на Марс belay же собрался), либо про топливную пару амил-гептил, да много чего, что для спеца в ракетно-космической отрасли будет элементарным!
– Журналист с вами категорически не согласен. "Единственный, кто может быть без профильного образования в ракетно-космической отрасли, – это генеральный директор Роскосмоса", – сказал он на заседании Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского. Зачем ему все эти Гоманы. Жизнь удалась и ладушки.
– Он по профессии менеджер(университет Корнелла) так что нет, не ответит. Билл Нельсон – вообще политолог (Йель) и юрист (Виргинский Университет). И тот и другой – на своих местах администратора НАСА ввиду назначения президентами – соответственно Трампом и Байденом.
– У нас ведь до Рогозина возглавляли Роскосмос одни спецы, и что? Сколько было аварийных пусков?! а сейчас? Надо оперировать отраслевыми фактами, а не наездами вроде – "жирный журналист". После Рогозина, я уверен, придет спец, но Рогозин, кроме того что не имеет специального образования – хороший управленец, который слушает специалистов. Да что вам говорить, вы только ядом все забрызгаете...
Wedmak (Денис)
Брайденстайну не о чем говорить с Рогозиным
И слава богу. Американцы хотели нас привлечь как дешевую рабочую силу в своей программе Артемида... Типа все делать по их стандартам, с минимальным участием и получением от этого плюшек. Наши отказались, теперь мучайтесь сами.
У нас своя программа, свои аппараты, свой путь развития. То, что делает Маск сейчас, мы прошли 50 лет назад.
Давайте не забывать что есть и готовится у нас: новая линейка РН "Ангара" – это наши носители на следующие лет 50-60, ядерный буксир "Зевс" и программа "Нуклон" – это наши межпланетные КА, Союз-5, программа возвращаемых ступеней для легких РН, программа "Луна", космодром "Восточный" еще не завершен, большая программа исследования поведения организма человека в невесомости, ПТК "Орел", на горизонте появилось строительство собственной орбитальной станции. Это большие проекты, большие деньги(которых к сожалению не хватает), технологии (на импорт которых из-за рубежа наложены санкции).
Так что не зачем принижать наши достижения и работу Роскосмоса. Только не очень умные люди смотрят все с одной стороны и восторгаются только тем, что активно пиарят не вдаваясь в подробности.
Wedmak (Денис)
Давайте не забывать что есть и готовится у нас: новая линейка РН "Ангара" – это наши носители на следующие лет 50-60
А почему нет. Пока кроме химических ракет на орбиту груз поднять больше нечем. Вообще. Поэтому модульная Ангара будет служить долго и не раз модернизироваться.
Ангара собирается из одинаковых модулей УРМ. Из за чего можно собрать РН нужной грузоподъемности на данный момент.
www.roscosmos.ru/473/
Многоразовость это палка о двух концах. Но тем не менее реализуется проект возврата первых ступеней на крыльях. Правда это касается ракет легкого класса.
www.roscosmos.ru/33117/
ont65 (Олег)
Модульность хруничевцы не долго маясь позаимствовали у Боинг и сделали фишкой, когда первоначальная Ангара не пошла из-за отсутствия в наличии РД-0120. У Боинг она в довольно ограниченных рамках использовалась. Вроде бы оно ничего, но у неё как оказалось, есть пределы по эффективности в стоимости. Маск отталкивался от среднего носителя, который сумел довести до тяжелого, а на ограничение по стоимости вышел уже в рамках пакета из трех штук. Дальше, для сохранения эффективности схема меняется качественно. Не стоит напоминать, что в основе Ангары легкий носитель и при этом основным пойдет комплект из пяти штук под тяжелый модульный вариант. то есть его эффективность уже под вопросом. Это при том, что история с 90-х тянется и вытянула денег немерено. Пока цена за единицу уходит за сотню миллионов $. Гонять то-ли Орел, то-ли Орленок неважно чем (Ангара для тяжелого или Иртыш для легкого) на орбиту в двое – трое дороже, чем Союз МС. В общем строили-строили, но пока ничего разумного, вечного не выстроили. Дурдом пока рулит.
CruorVult (Евгений)
Скоморохов в своём репертуаре – тут вижу, тут не вижу, а тут рыбу заворачиваю.
А что у нас с прозрачностью самого Спейс-Х? Ой, стоимость запуска – коммерческая тайна, а дотации с Пентагона и НАСА больше чем весь бюджет Роскосмоса. США тратят на космос 2/3 от всего мира, чего удивляться!?
Роман не хочет рассказать, что для запуска следующих "туристов" отказались от Crew Dragon в польщу "Союза", или про то, как Маск обещал закидывать один килограмм за 1000 зелёных, а на деле
"SPHEREx (Спектрофотометр исследования истории Вселенной, эпохи реионизации и льдов) — планируемый космический телескоп, работающий в ближнем инфракрасном диапазоне, который будет проводить панорамное исследование неба.
Масса спутника составляет невероятные, астрономические, неподъемные 69 кГ!
НАСА объявило о выборе SpaceX в качестве подрядчика по выводу SPHEREx на орбиту.
Стоимость запуска составит 98,8 млн долларов.
Всего каких то жалких $98.8, что составляет 1 431 884 доллара за килограмм."
Платить и каяться.
donavi49
1) Ну вы описали ULA. Именно ULA живет за госзаказ и имеет около 0 коммерческих пусков за год. Еще бы, с таким оверпрайсом даже Ариан5 от французов выглядит интереснее, чем какая Дельта. Однако военным норм платить по 430 млн долларов за ракету. Только вот в 20-ом Маску разрешили сертификацию на поле этого пирога, сертификация еще идет. ULA через лоббистов всячески воюет, работает через конгрессменов/сенаторов от штатов, где производства, типа защитите наших рабочих-ваших выборщиков.
2) Вы опять все перепутали. Сейчас есть 2 АМЕРИКАНСКИЕ компании которые занимаются турами в реальный космос (Вирджин и Безос это все же не реальный космос). Первая – СпейсАдвенчуре, работает с Роскосмосом в основном. В ноябре летят два японца.
В 22 году запланирована уникальная миссия с ВКД – где турист впервые будет в открытом космосе, под страховкой профессионального космонавта. Если это пойдет – то такие миссии будут даже парными 2 туриста и гид.
Они же планировали полет на 700 км без МКС. Роскосмос им не помог, а Маск сказал – платите-полетим. Вот в конце октября кончилась броня, СпейсАдвенчуре не смог продать 3 места и не внес предоплату. Об этом и была новость.
Ну и я порву вам шаблон. Японец который летит на Союзе, предоплатил Аксиуму тур вокруг Луны . Он купил место первого туриста который пролетит вокруг Луны. И полетит он не на Союзе как вы понимаете
Злейшим и богатейшим конкурентом СА является Аксиум. Они работают с Маском. Вот скоро летят деды на МКС.
Продан второй корабль – Пегги и гонщик-экстремал миллиардер + 2 места канал Дискавери.
Третий корабль в процессе продажи сейчас.
Однако планы Аксиум циклопичны. Талес уже точит модули. Планируется 3 туристических модуля к МКС, с гигантским стеклянным аквариумом.
Дальше они будут выводить свой космический отель к 27 году, отдельно от МКС. И тут СпейсАдвенчуре уже крыть нечем.
4) Вы еще скромно умолчали – Запуск SPHEREx запланирован на июнь 2024 года. И что этот спутник полетит не один, а связка, просто окончательная нагрузка к тому времени будет сформирована, а не за 4 года вперед.
Также вы забыли, что с государства все дерут. Там и дельты по 440 млн в смету заходят и Атласы5 по 165 млн. Так что Маск тут действительно самое выгодное предложение с ценником меньше 100 млн
CruorVult (Евгений)
Ого, разрыватель "шаблонов".
"Дальше они будут выводить свой космический отель к 27 году, отдельно от МКС. И тут СпейсАдвенчуре уже крыть нечем." – ага, а там или ишак умрет, или эмир умрет, или я.
Помнится Маск в 2018 был первой датой, когда людей на Марс отправить хотел, но что-то не срослось. Особенно весело на фоне проблем с CrewDragon.
"Из-за сломанного туалета на корабле Crew Dragon астронавтам придётся во время полёта к Земле использовать свои скафандры. Об этом предупредили в SpaceX и NASA. В компании уверяют, что это не доставит много неприятностей, поскольку полёт длится недолго, а в костюмы вшиты специальные подкладки, сообщает RT."
"Будем посмотреть", кто и что запустит и как оно будет в действительности, а не во влажных мечтах, тем более на фоне энергокризиса.
donavi49
Ну, а Роскосмос обещал Гелий 3 к 2015 году качать из Луны. А на деле даже несчастную Луну-25 все никак запустить не могут, выкинув треть научного оборудования (нагрузка с 34 до 20,8 кг упала).
Орел-Федерация как там по плану летят?
Это же космос, тут задержки норма. Вон Джеймс Вебб уже втрое почти смету повысил (10 млрд за Миссию на сейчас), а запустить вообще когда первые два миллиарда пробивали обещали в 2014 году. Телескоп все еще на земле если что.
Старлайнер от Великого Боинга – который по задумке должен был стать аппаратом, который вернет Америку в пилотируемый космос вон уже уехал куда. И стоит как 1,5 Дракона с перспективой роста цен в 23 году – после демопилот миссии.
Насчет туалета – вот великая проблема. У Боинга в Старлайнере клапаны запали и корабль перебирают, с повторными испытаниями клапанов – это проблема. На Крю3 уже исправили протечку туалета, просто переделав бачок. Крю3 летит завтра – если не протечет, то проблему можно уже в архив сдавать.
У Аксиума есть деньги и модули физически строятся. Туда туристов из СпейсАдвенчуре пускать не будут разумеется. У СпейсАдвенчуре денег особо нет . В целом, если Аксиум выдавит СА – то будет хуже для туристического космоса. Ибо хоть какая-то конкуренция лучше, чем монополист.
CruorVult (Евгений)
Абсолютно верно, проблемы есть у всех, проблемы есть везде. насколько помню, про гелий3 речь была о 2017 годе и далеко не Рогозин "обещал".
Показывать надо обе стороны медали, а полуправда она хуже лжи, как говорится.
"Это же космос, тут задержки норма" – ага, что там с гиперлупом и тягачами на батарейках, которые уже вот-вот заказали десятки штук, что там с волшебной батарейкой, которая деньги зарабатывает, что там с гигофарбиркой, которая закроет 25% рынка. Времена сейчас "хайповые".
|