Владимир ПРОХВАТИЛОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 22.05.2023
О кризисе американской боевой авиации
Боевая авиация США в кризисе. «Большинство самолетов боевого авиапарка – F-15C/D, F-15E, F-16 C/D и A-10C – были разработаны в конце 1960-х – начале 70-х годов и приобретены в 1980-х годах.... Сегодня они конструктивно и технологически устарели по сравнению с передовыми китайскими и российскими средствами ПВО и истребителями нового поколения. Тем не менее страна не выделила необходимых средств для замены стареющих истребителей более мощными самолетами…» – пишет декан Института аэрокосмических исследований имени Митчелла генерал-лейтенант ВВС в отставке Дэвид Дептула.
Дептула обращает внимание на то, что в военном конфликте с равным противником неизбежны большие потери боевых самолетов, восполнить которые будет нечем. «Сегодняшние истребительные силы возглавляют малозаметные F-35A пятого поколения, но основную часть боевого авиапарка составляют самолеты четвертого поколения, включая F-16, F-15 и A-10. Эти самолеты очень уязвимы для современных китайских и российских средств ПВО».
Дептула подчёркивает, что составляющие основу ВВС самолеты предельно изношены. «Эти устаревшие самолеты подвергаются экстремальным нагрузкам каждый раз, когда они летают. Износ накапливается и берет свое. В конце концов, побеждает физика. Уже сейчас парку F-15C запрещено летать на максимальной воздушной скорости и с перегрузкой из-за усталости планера».
А президент Национальной оборонной промышленной ассоциации (NDIA) генерал ВВС в отставке Хоук Карлайл назвал[1] самой большой проблемой ВВС США «старое железо»: «У самолётов ВВС сейчас средний возраст 29 лет... Некоторые самолеты, такие как B-52 Stratofortress, T-38 Talon и KC-135 Stratotanker, служат уже пятый или шестой десяток лет. Попытки заменить дряхлеющий флот новыми технологиями продвигаются медленно».
Генерал выражается очень осторожно: на самом деле создание и серийный выпуск перспективных боевых самолетов в Америке, по сути, провалилось. Самый дорогой американский истребитель пятого поколения F-22 Raptor в 2022 году начал[2] выводиться из эксплуатации из-за неудовлетворительных эксплуатационных характеристик. В мае 2012 года тогдашний глава Пентагона Леон Панетта ограничил[3] полёты F-22 из-за сбоев бортовой системы генерации кислорода, вызывавших удушье у пилотов. Самолету было запрещено совершать длительные перелеты и подниматься выше 7,6 тысячи метров. Для F-22 требуется месячный комплексный план технического обслуживания на каждые 300 летных часов. В июле 2009 года производство F-22, который получил говорящее прозвище[4]Technological Nightmare (Технологический Кошмар), было прекращено.
«Командование ВВС пришло[5] к выводу, что, помимо прочего, Lockheed Martin F-22 Raptor не обладает необходимой глубиной и дальностью полета, чтобы в следующем десятилетии[6] он оставался предпочтительным истребителем для завоевания превосходства в воздухе», – сообщил[5] в мае 2021 года военный портал DefenceNews. В том же году истребитель начали выводить из эксплуатации.
С самого начала выпуска еще одного истребителя пятого поколения F-35 «страдали от, казалось бы, бесконечного количества ошибок», пишет[7]Business Insider. В 2021 году в конструкции F-35 насчитали[8] 857 технических дефектов, ряд которых оказывали «критическое влияние на готовность к миссии» и ставили под угрозу жизнь пилота. Корпорация Lockheed Martin эти дефекты не устранила, а продолжала, как мы писали, «изготавливать бракованные истребители».
В середине декабря 2022 года в Техасе потерпел[9] аварию истребитель F-35B. Во время посадки самолет накренился на нос, у него подломилось шасси, он выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, крутанувшись вокруг собственной оси и зацепив крылом землю. Пилот едва успел катапультироваться. Причиной аварии стало[10]«редкое системное явление», связанное с вибрацией двигателя. Весь парк американских истребителей F-35 должен быть модернизирован в течение 90 дней с внесением доработки, заявили[10] 2 марта 2023 года в Пентагоне.
Один из главных конструкторов истребителя F-16 Пьер Спрей назвал[11] F-35 «индюком». В Америке индюк – один из символов гибрида глупости и сытости. «Возьмите, например, F-35 вертикального взлета... Массивная двигательная установка «съедает» значительную часть грузоподъемности самолета, а относительно небольшие крылья не обеспечивают его необходимой маневренностью ни для воздушного боя, ни для непосредственной поддержки наземных сил. Тем же недостатком маневренности отличаются варианты, разработанные для ВВС и ВМС. Максимальная скорость F-35 в 1,6 Маха тоже вряд ли может поразить воображение, так как этот показатель у современных истребителей России, Европы и США либо достигает, либо превышает 2 Маха».
Широко рекламируемая «невидимость» F-35 достигается[12] только в случае, если он несет все свои бомбы и ракеты внутри фюзеляжа. Если же вооружение находится на внешних подвесках, истребитель становится заметен. Но даже при минимальной нагрузке F-35 «на самом деле не является малозаметным для российских и китайских радаров», пишет[13]The Daily Beast.
На протяжении последних десятилетий в США шла разработка истребителя шестого поколения, которая в итоге была, как мы писали, провалена. В августе 2022 года года ВВС отказались от разрабатывавшегося 15 лет компаниями General Electric Aviation и Pratt & Whitney двигателя шестого поколения. Портал Defense One выступил[14] с разгромной статьей, возмущаясь ложью военных, уверявших, что истребитель шестого поколения уже летал и побил много рекордов. Выяснилось, как заявил весной прошлого года министр ВВС США Фрэнк Кендалл, что «самолет все еще разрабатывается и не готов к массовому производству».
Пентагон сейчас отложил все проекты к созданию истребителя шестого поколения в долгий ящик.
У США нет и полностью боеспособного истребителя пятого поколения, а огромный парк истребителей четвертого поколения представляет собой старое железо. Истребители пятого поколения оказались в эксплуатации запредельно дорогими, а их возможности – сильно преувеличенными.
Основная причина нынешнего кризиса американской боевой авиации состоит в том, что гигантам американского ВПК выгодно выпускать «навороченные» суперсамолеты. Многолетняя гонка за сверхприбылями и завела американские ВВС в технологический тупик.
Владимир ПРОХВАТИЛОВ
Ссылки
[1] – | US Air Force fleet’s mission-capable rates are stagnating. Here’s the plan to change that.
14.02.2022, 20:22 (19.08.2022, 17:00)
airforcetimes.com
|
[3] – | F-22A Раптор Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок / Военные самолеты / Авиация / Вооружение / Арсенал-Инфо.рф
arsenal-info.ru
|
[5] – | The F-22 will go away, eventually. But not before the Air Force gets comfortable with its successor.
14.05.2021, 05:17 (18.08.2022, 21:06)
defensenews.com
|
[6] – | A US Air Force war game shows what the service needs to hold off — or win against — China in 2030
12.04.2021, 16:18 (18.08.2022, 18:33)
defensenews.com
|
[8] – | The number of major F-35 flaws is shrinking, but the Pentagon is keeping details of the problems under wraps
16.07.2021, 18:37 (19.08.2022, 19:30)
defensenews.com
|
[9] – | VIDEO: F-35 jet crashes during test flight in Fort Worth
15.12.2022, 20:39
fox4news.com
|
[10] – | Pentagon orders engine vibration fix for entire F-35 fleet worldwide
02.03.2023, 23:50
defensenews.com
|
[11] – | The designer of the F-16 explains why the F-35 is such a crappy plane : technology
reddit.com
|
[12] – | U.S. Navy to Lockheed Martin's F-35 Stealth Fighter: "We're Just Not That Into You" | Fox Business
07.01.2016, 08:36
foxbusiness.com
|
[13] – | New U.S. Stealth Jet Can’t Hide From Russian Radar
28.04.2014, 13:45 (12.07.2017, 21:39)
thedailybeast.com
|
[14] – | Engine Deals Reveal US Wants to Maintain Three Warplane Makers - Defense One
22.08.2022, 19:06
defenseone.com
|
|