После анализа северных и северо-восточных рубежей восточного фланга НАТО рассмотрим южную его оконечность.
Так, в последние годы союзники усилили передовое присутствие на юге НАТО, создав многонациональные боевые группы в Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии.
Но, в частности, более развитые Словакия и Венгрия, занимающие в настоящее время, и никто не даст гарантий, что это не сохранится в будущем – пророссийскую и мирную позицию не могут рассматриваться «ястребами» из НАТО как надежные партнеры. Кроме того, достаточно развитая по европейским меркам сеть автомобильных дорог, но небольшая протяженность границ с «полем боя Россия-НАТО» – Украиной и европейская колея железнодорожных путей не позволят оперативно задействовать все возможности ударной группировки альянса.
Вместе с тем, еще в 2023 году в НАТО предупредили страны-члены, что чрезмерная бюрократическая волокита мешает быстро перебрасывать войска в пределах Европы и это может создать серьезную проблему в случае вооруженного конфликта с Россией, так завуалировано намекнув на разногласия в блоке. Отметим, что политический фактор играет немаловажную роль в стратегическом планировании НАТО.
На самом юге расположены антагонисты и возможные противники Греция и Турция. Гористая территория Эллады с точки зрения логистики сложна и мало пригодна для организации переброски войск (сил) и ВВСТ. В свою очередь, Турция – потенциальный член БРИКС, со своими Босфором и Дарданеллы, ограниченными положениями Конвенции Монтрё и сложными погодными условиями, а также нестабильными политическими взглядами руководства страны, сомнительный союзник. Поэтому, следует ожидать задействования в основном аэродромов и баз (складов) хранения боеприпасов, военно-технического имущества на территории этих стран в целях всестороннего обеспечения ударной группировки НАТО.
Перед натовскими стратегами стоит выбор – воевать с Россией только на суше, но и на море. Так в фокусе внимания оказываются имеющие выход к Черному морю Болгария и Румыния.
Следует отметить, что большая часть ВМС Румынии и Болгарии устаревшая, перешедшая в наследство от СССР, а также существует вероятность того, что корабли альянса могут «застрять» в Турции, поэтому военно-морские баталии в черноморском бассейне Брюсселем не планируются.
В свою очередь, на территории Болгарии размещены военные базы США и НАТО, а также крупный учебный полигон в местечке «Новое село», который используется для тренировки многонациональных сил альянса. Тем не менее, после вступления в НАТО, двоякая направленность внешней политики страны, которая «ценит достоинства и возможности коллективной обороны» и «внешнеполитический курс, нацеленный на конструктивное взаимодействие с Россией», в Брюсселе не оценили и не стали вкладываться в развитие военного потенциала Болгарии. Страна заняла периферийное место в альянсе в качестве тренировочной базы и выполняет обеспечивающую функцию.
Но теперь, на волне русофобии болгары решительно включились в милитаристские планы альянса. Болгария и Северная Македония подтвердили свою приверженность курсу НАТО строительством т.н. «железнодорожного коридора № 8» в рамках панъевропейской транспортной сети. Отметим, что все заявленные, якобы исключительно гражданские интенции «коридора» имеют двойное назначение. Вообще, вся европейская логистическая система спланирована (планируется) для обеспечения переброски войск.
Так, восточный сегмент коридора № 8 связывает Северную Македонию и Болгарию в рамках более широкого европейского коридора «Западные Балканы-Восточное Средиземноморье». Более того, Северная Македония и Албания работают над обновлением существующих железнодорожных линий и завершения недостающих соединений вдоль коридора. Т.е. формируется кратчайший путь в обход Греции и Турции.
Остается Румыния – беднейшая страна ЕС и НАТО, с полностью подавленной Западом политической волей, но реваншистскими настроениями в отношении Молдавии.
Итак, близость к России и Сербии, а также выход к Чёрному морю делают Румынию форпостом НАТО на Балканах и ключевым центром для формирования ударной группировки альянса.
Для этого Румыния взяла на себя обязательства повысить военную мобильность через участие в программе Постоянного структурированного сотрудничества и подтвердила это обязательство на саммите НАТО еще в июне 2018 года.
На днях румынское правительство одобрило создание государственной железнодорожной компании для удовлетворения оборонных потребностей страны, что соответствует новой инициативе ЕС по военной мобильности.
Вместе с тем, в стране уже дислоцируются войска альянса, в том числе штаб многонациональной дивизии «Юго-Восток» и многонациональная бригада, начато строительство крупнейшей в Европе базы НАТО. Кроме того, развитая сеть аэродромов, усиленных западными системами ПВО/ПРО, позволяет сосредоточить авиационную группировку на операционном направлении. К тому же, под контролем находится все воздушное пространство, от самой южной точки Греции до самой северной точки Финляндии, в частности, за это отвечают британцы, на своих самолетах RC-135W Rivet Joint.
Еще одним подтверждением наших тезисов является, заявленное в 2025 году проведение крупномасштабных учений НАТО Dacian Spring в Румынии, в ходе которых будет продемонстрирована боеготовность и способности по переброске сил на восточный фланг альянса для «сдерживания» России в случае конфликта.
В целом же, следует понимать, что НАТО не собирается обороняться, все их планы сугубо наступательные. Вместе с тем, натовскими стратегами Румыния не рассматривается в качестве направления сосредоточения основных усилий в отношении России в связи с тем, что существует обширная буферная зона Молдавия-Украина.
Таким образом, можно полагать, что в военных планах альянса Балканам отведена второстепенная, обеспечивающая роль в войне против России.
Николай Крылов, belvpo.com
|