Дмитрий НЕФЁДОВ , «Фонд Стратегической Культуры» – fondsk.ru 05.01.2025
Процесс формирования трансграничной транспортной инфраструктуры должен быть подкреплён гарантиями безопасности

21 декабря 2024 г. Азербайджан и Россия подписали соглашение о сотрудничестве по развитию транзитных грузоперевозок по транспортному коридору «Север – Юг», сообщил[1] министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев:
«В рамках визита в Москву мы встретились с заместителем председателя правительства РФ Виталием Савельевым и министром транспорта Романом Старовойтом. В ходе встречи мы обсудили развитие международного транспортного коридора "Север-Юг", в том числе реализацию автомобильных перевозок».
По итогам переговоров было подписано межправительственное соглашение о сотрудничестве по развитию транзитных грузоперевозок по МТК "Север – Юг", призванное повысить эффективность логистических связей и увеличить потенциал западной прикаспийской ветки маршрута. Соглашение «определяет условия сотрудничества двух стран по развитию железнодорожной инфраструктуры и транзитных перевозок», пояснил[2] посол Азербайджана в Москве Рахман Мустафаев, добавив, что при заинтересованном подходе всех сторон объем перевозок грузов можно довести до 15 млн тонн и даже до 30 млн тонн.
А уже через несколько дней, 25 декабря, по итогам визита в Тегеран вице-премьеров правительства РФ Виталия Савельева и Алексея Оверчука стало известно[3] о важных стратегических решениях с целью ускорения строительства 162-километрового железнодорожного участка Решт – Астара (1) на территории Ирана, являющегося частью МТК «Север – Юг» (соответствующее соглашение было подписано[4] в мае 2023 года при участии президентов В. Путина и Э. Раиси). Одновременно парламент Исламской Республики ратифицировал соглашение о свободной торговле между Ираном и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС), подписанное[5] в декабре 2023 года (оставшиеся технические процедуры займут ещё некоторое время). «Мы обсудили участие Иранской Республики Иран в ЕАЭС в статусе наблюдателя и те преимущества, которые получит Иран в этом качестве», – сказал А. Оверчук. Кроме того, в середине января 2025 года президенты Российской Федерации и Исламской Республики Иран подпишут в Москве долго готовившийся Договор о всеобъемлющем партнёрстве.

Москва и Тегеран планируют вскоре завершить переговоры о строительстве[6] железной дороги с российской шириной колеи (1520 мм) от приграничного Парсабада на границе с Азербайджаном до порта Бендер-Аббас на стыке Персидского залива и Индийского океана (примерно 2300 км), о чём рассказал в конце ноября посол Ирана в РФ Казем Джалали. Проект всецело поддерживается президентом Ирана Масудом Пезешкианом: по его мнению, «расширение железных дорог с севера на юг идет на пользу народу и экономике нашей страны и может удовлетворить экономические потребности России и Ирана».
![МТК `Север – Юг. Карта РАО РЖД [7] МТК `Север – Юг. Карта РАО РЖД [7]](http://fondsk.ru/sites/default/files/inline-images/img_6569f136db971.jpg)
МТК "Север – Юг. Карта РАО РЖД[7]
Речь идет о новых ж. д. связках на этом маршруте и реконструкции действующих путей. Выбор же порта Бендер-Аббас обусловлен провоцируемой США и Израилем военно-политической напряженностью в бассейне Персидского залива и Ормузского пролива, соединяющего этот залив с Индийским океаном. Указанный порт расположен у побережья Индийского океана, находясь в относительном соседстве с портами заинтересованных в стабильном функционировании МТК Пакистана и Индии. Другие подробности пока не сообщаются официально, однако в случае серьёзного подхода к реализации данного инфраструктурного проекта он может стать одной из крупнейших зарубежных строек за всю историю постсоветской России.
Всё более тесное партнерство с Ираном в логистической сфере проявилось и в достижении на недавнем[8] 81-м заседании Совета по железнодорожному транспорту стран СНГ в Ташкенте ряда договорённостей по сотрудничеству в эксплуатации перевозочных средств.

Речь идёт о соглашении о поставках в 2024-25 гг. 200 иранских грузовых вагонов в страны Содружества. По имеющейся информации, они будут использоваться в Азербайджане, Туркменистане и Узбекистане, что обусловлено высоким ростом спроса на перевозочные средства в этих странах ввиду развития по их железнодорожной сети международных грузовых транзитных перевозок, особенно между Китаем и его партнёрами в Европе, Иране и сопредельных странах. По словам президента железных дорог Ирана Джаббара Али Закери, «мы также достигли соглашения по разрешению иранским грузовым вагонам перемещаться по Узбекистану и Таджикистану: подписан протокол с этими странами». В ближайшей перспективе возможно использование иранских вагонов в рамках транзитного коридора РФ – Азербайджан – Иран. При этом в Тегеране не забывают и о бездействующем с начала 1990-х годов кавказском транзитном коридоре, соединяющем порты Грузии с Арменией, Азербайджаном и Ираном через Джульфу на территории Нахичеванской автономии Азербайджана. Здесь, правда, иранцы сталкиваются с мощной конкуренцией в виде турецко-азербайджанского проекта т. н. «Кавказского железнодорожного кольца», в рамках которого Анкара и Баку планируют добиться открытия железнодорожного и автомобильного сообщения через Сюникскую область Армении на выгодных для тюркского тандема условиях, что вызывает определённое беспокойство в Тегеране. Известные договоренности Москвы, Баку и Еревана 2020-21 гг. о разблокировании транзитных артерий в Закавказье не получили практической реализации, да и текущая динамика армяно-российских и азербайджано-российских отношений не исключает новых осложнений. С 30 декабря, в соответствии с ранее достигнутыми договорённостями, КПП «Агарак» на реке Аракс перешёл под контроль армянских пограничников, а 19 декабря премьер-министр Армении Н. Пашинян сообщил[9] об отправленном в Баку приемлемом, по его мнению, для обеих сторон предложении о возобновлении железнодорожного сообщения.

За реализацией проекта МТК «Север – Юг» также внимательно следят в Индии и Пакистане. Так, в ноябре через Иран в Махачкалу прибыл[10] первый пилотный контейнер с 20 тоннами свежих индийских бананов, что стало результатом работы по расширению структуры и объемов товарооборота, перемещаемого по транскаспийскому маршруту МТК «Север – Юг». Таможенные операции были выполнены в приоритетном порядке для оценки перспектив дальнейшего развития регулярного ввоза плодоовощной продукции от индийских производителей. Надо всё же надеяться, что разовыми поставками фруктов для конечного получателя в Москве дело не ограничится…

Не менее интересной видится информация о запланированном уже на март 2025 года пилотном запуске грузового поезда между Россией и Пакистаном через Азербайджан и Иран, что укрепит логистическую связь между Центральной и Южной Азией. Министр энергетики Пакистана Авайс Ахмад Хан Легари подчеркнул стратегическое значение проекта, отметив, что двустороннее сотрудничество направлено исключительно на взаимную выгоду. Отвергая абсурдные домыслы Запада, министр подчеркнул[11] неизбежность партнёрства между развивающимися странами и мировыми державами, особенно в рамках БРИКС. По-видимому, в условиях незавершённого строительства участка Решт – Астара пока речь идёт о мультимодальных перевозках, являющихся важным звеном в укреплении торгово-экономических связей.

Окончательное формирование трансграничного маршрута и его максимально «бесшовное» функционирование способствует повышению конкурентоспособности МТК «Север – Юг» в сравнении с кружным путём через Суэцкий канал. Кроме того, он впервые соединит по кратчайшему маршруту Россию и страны Евразийского экономического союза с макрорегионом Южной Азии. Помимо трёх железнодорожных связок между Пакистаном и Индией, альтернативой которым может служить иранский порт Чабахар, не следует забывать о «китайско-пакистанском транспортном коридоре», соединяющем порты Гвадар, Карачи, Пасни с железнодорожной сетью Поднебесной. «В подключении Пакистана к коридору Север – Юг заинтересована и Россия, – отмечает[12] начальник отдела международного взаимодействия и логистики российского АНО «Дирекция международных транспортных коридоров» Наталья Задонская. – Мы давно говорим о необходимости масштабирования МТК Север – Юг и привлечения всех заинтересованных стран к участию в МТК».


Таким образом, речь идёт о формировании евразийской транспортно-логистической системы (включающей в том числе порты прикаспийских стран, Ирана, Пакистана и Индии), эффективно обеспечивать безопасность которой, а также вести переговоры по урегулированию имеющихся конфликтов можно было бы в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Иначе проблемы неизбежно будут возникать и множиться, будучи обусловлены как наследием западного колониализма, так и объективными противоречиями между соседними странами. К примеру, полномасштабные боевые действия на афгано-пакистанской границе (не признаваемая в Кабуле «линия Дюранда») хотя вроде бы и не затрагивают МТК «Север – Юг», но едва ли позитивно скажутся на реализации проектов, предполагающих связь государств Центральной Азии с Пакистаном через территорию Афганистана (TAPI и Трансафганская железная дорога). Неуёмное стремление США и Израиля втянуть Иран в большую войну также, мягко говоря, не добавляет определённости. Напомним, межправительственное соглашение о создании международного транспортного коридора «Север – Юг» было подписано Россией, Индией и Ираном ещё в 2000 году, то есть без малого четверть века назад.
Примечание
(1) «Иран пока готов предоставить менее 20% участка пути Решт – Астара в рамках международного транспортного коридора (МТК) "Север – Юг" для предпроектных работ с целью совместного строительства железнодорожного участка, – рассказывал[13] летом в Совете Федерации директор департамента международного сотрудничества Министерства транспорта РФ Алексей Сапетко. – А до окончания предпроектных исследовательских работ нельзя в конечном виде подписать контракт на стройку, потому что контракт должен включать массу параметров технических». По словам советника генерального директора «РК-Инвестиции» Дмитрия Орлова, «Россия в этом транспортном коридоре очень заинтересована. В том числе с точки зрения угольного экспорта. Как известно, в [2024] году отечественная угольная отрасль демонстрирует убытки, в том числе из-за отсутствия возможностей вывезти значительные объёмы кузбасского угля в Китай. Не хватает транспортных мощностей. Между тем, у Индии есть значительные неудовлетворённые потребности в угле. Да и у самого Ирана тоже. Нам нужен этот коридор, чтобы их закрыть. Но очень нужен он и Ирану. Однако на строительство влияют объективные факторы. Участок, о котором идёт речь, находится в [приморской – Прим. ред.] густонаселённой местности, и там самая дорогая по иранским меркам земля – по миллиону долларов за гектар». Кроме того, предполагается прокладка здесь колеи шириной как 1435, так и 1520 мм.
Дмитрий НЕФЁДОВ
Ссылки
[1] – | В Баку сообщили о подписании с Москвой соглашения о транзитных грузоперевозках по коридору "Север-Юг"
21.12.2024, 20:56
Москва. 21 декабря. INTERFAX.RU - Азербайджан и Россия подписали соглашение о сотрудничестве по развитию транзитных грузоперевозок по транспортному коридору "Север-Юг", сообщил в субботу в соцсетях министр цифрового развития и транспорта Азербайджана Рашад Набиев.
interfax.ru
|
[2] – | Sputnik Азербайджан / Грузопоток через Азербайджан по МТК Север-Юг может достичь 30 млн тонн – посол АР в России
Рахман Мустафаев назвал историческим соглашение о сотрудничестве в целях развития транзитных грузовых перевозок по МТК Север-Юг, недавно подписанное с российской стороной.
t.me/AzeSputnik/74011
|
[3] – | Приняты решения по ускорению строительства железнодорожного участка Решт — Астара для развития МТК «Север — Юг»
25.12.2024, 09:14
portnews.ru
|
[4] – | Россия и Иран подписали межправсоглашение о создании железной дороги Решт — Астара
17.05.2023, 12:09
portnews.ru
|
[5] – | Между ЕАЭС и Ираном подписано соглашение о свободной торговле
25.12.2023, 17:26
portnews.ru
|
[6] – | Иран и РФ обсуждают строительство ж/д от Азербайджана до Персидского залива - Новости логистики от 18.11.2024 | Альта-Софт
alta.ru
|
[7] – | Формирование и перспективы развития МТК «Север-Юг» | Научно-исследовательский журнал
edrj.ru
|
[8] – | Подписано базовое соглашение между Ираном и странами СНГ о поставке 200 грузовых вагонов
techzd.ru
|
[9] – | Независимая газета
19.12.2024, 18:50
ng.ru
|
[10] – | Миацум | Միացում / Первый пилотный контейнер из Индии прибыл в Махачкалу по коридору «Север-Юг»
20 тонн свежих бананов доставлены из Индии. Товар прибыл на судне в морской торговый порт Махачкала, сообщает портал «Лезги Газет».
t.me/m1acum/29927
|
[11] – | Россия и Пакистан готовятся к запуску грузового поезда через Иран | Sea Freight Logistics
sf-logist.ru
|
[13] – | МТК ждать века… Проект международного транспортного коридора «Север — Юг» ждёт реализации 20 лет | Vgudok
19.12.2024, 13:05 (27.12.2024, 21:26)
vgudok.com
|
|