Сдан девятый катер "Раптор"
25 декабря 2015 года ОАО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" сообщил в пресс-релизе что государственная приемная комиссия произвела приемку в состав ВМФ России построенного этим предприятием года "патрульного катера" проекта 03160 (шифр "Раптор") со строительным номером 708. Катер отправлен к месту базирования и вскоре войдет в состав Черноморского флота России.
В течении 2015 года завод "Пелла" сдал Министерству обороны России восемь катеров проекта 03160 - четыре предполагавшихся по программе 2014 года, и четыре по программе 2015 года. Из этих катеров семь (строительные номера с 701 по 705 и с 707 по 708) официально числятся в составе ВМФ России противо-диверсионными катерами. Фактически, по известным данным, эти катера используются на флотах в составе морских разведывательных пунктов специального назначения. Из них два катера (П-280 и П-281, строительные номера 705 и 704) находятся в составе Балтийского флота, базируясь на Кронштадт, а остальные пять (включая только что сданный катер со строительным номером 708) - числятся в составе Черноморского флота, базируясь на Новороссийск и Севастополь.
На Черном море базируются также пять катеров проекта 21980 «Грачонок». Они обладают большими возможностями в области водолазных работ и существенно лучше вооружены, но они в три раза крупнее и в два раза медленнее «Рапторов».
Еще один катер проекта 03160 П-344 со строительным номером 706, сданный в августе 2015 года, был построен в варианте катера связи - фактически в качестве разъездного катера для перевозки VIP. Формально числясь в составе Балтийского флота, катер П-344 постоянно находится ошвартованным у причального комплекса-дебаркадера ДБР-481 проекта 02590 Национального центра управления обороной Российской Федерации на Фрунзенской набережной Москвы-реки, и, по всей видимости, используется как персональный разъездной катер Министра обороны России.
Таким образом, теперь в строю находятся суммарно девять катеров проекта 03160. Головной катер (прототип) РМ-15 проекта 03160 “Раптор”, спроектированный и построенный ОАО “Пелла” "по заданию ВМФ РФ", был спущен на предприятии 15 августа 2013 года и сдан ВМФ в конце 2013 года.
Высокие ходовые качества катера в прошлом году проверял лично министр обороны Сергей Шойгу. Тогда ему демонстрировали второй по счету катер в серии.
Морской «хищник» спецназа: скоростной катер «Раптор» настигнет любую жертву
tvzvezda.ru – Телеканал «Звезда»
(7 июня 2015, 08:40)
Патрульные катера для государств, имеющих выходы к морям - настоящее сокровище. Они быстры, легки, и могут в считанные часы доставить спецназ к месту проведения боевой операции. Однако, большинство патрульных катеров имеют крупные габариты и тяжелое вооружение, в то время как задачи, которые им приходится выполнять, требуют внезапного и молниеносного появления в заданной точке. В Минобороны России к патрулированию прибрежной зоны морей всегда подходили ответственно - перехватить любую угрозу безопаснее всего на максимальном удалении от береговой линии. Именно для таких целей и предназначены скоростные катера проекта 03160, которые носят название «Раптор», или в переводе с английского – «Хищник».
Судостроительный завод «Пелла» поставит для нужд ВМФ России до 15 таких катеров до конца 2015 года. «Рапторы» станут своеобразными гоночными болидами для спецназа ВМФ России и будут способны в кратчайшее время перебрасывать группу из 20 человек на удаление до ста морских миль в режиме максимального хода.
Превосходство «Раптора»
Скоростные патрульные катера, ловко маневрирующие в устьях рек, или вылетающие из десантного отделения большого десантного корабля - настоящая находка для флота. Однако долгое время считалось, что строить быстроходные десантные плавсредства могут лишь на Западе. С этим утверждением соглашалось абсолютное большинство экспертов, потому что о малых десантных катерах отечественного, советского и российского производства широкой публике не было известно практически ничего.
Лишь с начала двухтысячных годов, когда в России начали кардинально обновлять армию, спецназ ВМФ и другие силы быстрого реагирования стали нуждаться в небольшом, но в то же время быстроходном катере, способном перевозить большую боевую группу. «Раптор» - самое скоростное морское судно, стоящее в данный момент на вооружении ВМФ России. К тому же, морской хищник вооружен до зубов!
Броня, пушка и отряд спецназа
Доставлять бойцов подразделения специального назначения до места, теоретически, можно на любом пригодном для этого судне. Однако, всякая военная операция, будь то подготовка плацдарма, штурм вражеской военно-морской базы или освобождение захваченного террористами корабля, имеет свои сроки. Чтобы их максимально сократить, на «Раптор» установили два дизельных двигателя суммарной мощностью в 2300 лошадиных сил. Такого запаса «лошадей» хватит, чтобы разогнать катер со спецназом на борту до скорости в 48 узлов - почти 90 километров в час. Большинство экспертов в признаются, что «катер настолько быстр, что дух захватывает». Именно так охарактеризовал новый катер для морского спецназа капитан третьего ранга в отставке Сергей Чемезов, некогда командовавший десантным кораблем на воздушной подушке проекта 12322 «ЗУБР»: «На славу потрудились, ничего не скажешь. Катер вышел хорош как по характеристикам - скорости хода и вместительности - так и по номенклатуре размещаемого на нем вооружения».
О вооружении катера стоит упомянуть отдельно. Чтобы эффективно остановить небольшое морское судна или поддержать группу спецназа огнём на катере установлен дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд» разработки ОАО «НПО «Карат». Боеприпасы калибра 14,5 мм позволяют оператору вооружения, не покидая удобного места внутри катера, подавить огнем практически любую огневую точку и превратить легкобронированную технику противника в решето. Вопросов по «пулемету с джойстиком» при ближайшем рассмотрении возникает немало, но эксперты успокаивают - схема надёжна и работает как часы. Эксперт в области стрелкового оружия и инженер по эксплуатации спецсредств, подполковник запаса Андрей Фёдоров в интервью телеканалу «Звезда» пояснил, что комплекс БДМ «Управа-Корд» настолько прост для оператора, что им можно управлять «одной левой»:
«Такого количества программ для стрелкового вооружения катера я не припомню уже давно. На кораблях побольше и посерьёзнее - да, но чтобы на катере - такое впервые. Начиная от поиска и обнаружения целей на фоне помех, до просчета траектории движения плавсредств. То есть комплекс, захватив цель, дает очередь и сам корректирует огонь в случае промаха. Отдельного упоминания заслуживает и система предупредительного огня - выбираешь нужный режим, комплекс вычисляет безопасное расстояние от судна-нарушителя или противника, и производит залп перед самым носом корабля или вдоль борта», - не скрывает восторга Федоров.
В систему боевого дистанционного модуля даже встроен специальный гироскоп, который стабилизирует прицеливание в том случае, если волнение на море начинает возрастать. К тому же, словно по волшебству, система может сама очистить наружные зрачки оптико-электронных систем от грязи. В случае же, если требуется еще более плотное огневое прикрытие, на катере смонтированы два пулемета «Печенег» калибром 7,62 мм. Суммарной огневой мощи вполне хватит, чтобы успокоить самого буйного террориста.
Защита для экипажа
Гоночный болид, на котором вместо широких шин и огромного «спойлера» установлено три пулемета и полный набор электроники, способен впечатлить даже бывалых военных моряков. Бронирование катера тоже весьма неплохое - 5 и 5А класс защиты и специальное остекление позволяет катеру выдержать обстрел из автоматов АКМ калибром 7,62. Броня держит патроны 7,62 Б3 с бронебойно-зажигательной пулей. Такая защита позволяет экипажу катера и десанту не получать повреждений и немедленно открывать по противнику ответный огонь.
В интервью программе «Военная приемка» командир одного из «Рапторов» Максим Панин рассказал, что у катера есть свои секреты: «Оба борта капитанской рубки тоже защищены броней, иллюминатор тоже бронированный. Водо- и газонепроницаемая дверь позволяет при затоплении одного из отсеков не пропускать воду в другие отсеки. К тому же, катер выдерживает волнение на море 4-5 баллов».
«Феррари» в мире кораблей
«Раптор» - уникальное судно даже по мировым меркам. Помимо серьёзной силовой установки, внушительного вооружения и бронирования, патрульный катер имеет сравнительно малый вес - всего 8 тонн. Легкое, как перышко, быстроходное судно специалисты смогли построить благодаря специальному алюминиевому сплаву. Сборка катеров проекта 03160 ведется, по большому счету, вручную - конструкция сложна и над технологическим процессом нужен постоянный надзор. Моряки шутят, что из-за ручной сборки, «Раптор» - это как дорогой «Феррари» в мире военно-морских кораблей.
В 2014 году именно «Рапторы» охраняли акваторию Чёрного моря, пока весь мир наблюдал за триумфом российских спортсменов на Олимпиаде в Сочи. Боевое дежурство «Рапторов» было признано успешным – морские спецназовцы признавались позже, что «давно надо было такие построить». А этих видавших виды бойцов удивить ой как непросто.
Автор: Дмитрий Юров
Фото: Министерство обороны РФ, Судостроительный завод «Пелла»
|