Виктор Мараховский на www.odnako.org 31 мая 2011
Уважаемые читатели! Если вас интересует, какого цвета и формы успех сегодня близок поколению от 30 и младше – то давайте поговорим об этом. В связи с выходом на носителях американского х/ф «Области тьмы», ставшего самой скачиваемой премьерой недели на торрентах – следует отметить: именно это произведение является самым точным отражением остросовременной зрительской мечты. И автор искренне надеется этой мечтой вас напугать.
Предупреждение: я не собираюсь скрывать сюжет картины, послужившей толчком к рецензии. Напротив, в её сюжете вся соль.
...Главный герой – небритый и патлатый житель простого американского мегаполиса. Парень лет тридцати пяти без профессии, разведенный и только что брошеный красивой подругой. Он бродит кругами по городу и твердит, что он уже почти начал писать книгу. Он всесторонне бездарен и бессилен – и это его единственное качество.
Случайно попавшийся на улице знакомый дарит герою волшебную таблетку. На обратном пути домой, в своем грязном подъезде, герой встречает жену своего квартирохозяина, и та начинает на него орать за просроченные платежи. Герой от огорчения проглатывает таблетку – и таблетка тут же начинает рамсить проблему за него, используя его органы чувств, закрома памяти и увиденные где-то, но не усвоенные модели поведения. Внутренне изумляясь, бездарный герой мастерски очаровывает орущую домохозяйку своей проницательностью и вскоре уже трахает её в комнате. В оставшееся время перед сном он почти дописывает начатую с нуля офигенную книгу.
На следующее утро он снова полное ничтожество и бежит за таблетками к знакомому. Он находит его убитым, но это мелочи – в тайнике обнаруживается много таблеток. Герой спасает их и продолжает есть.
В последующие дни таблетки делают за героя следующие вещи: 1) дописывают бестселлер, 2) блистают на светских тусовках, 3) зарабатывают (этот процесс принято называть зарабатыванием) спекулятивный капитал на фондовой бирже, 4) изучают кучу иностранных языков, 5) возвращают ему бросившую его подругу. Герой, не слишком контролирующий происходящее, трахает ещё ряд женщин, получает прекрасную творческую причёску и надевает красивую куртку.
Чуть позже у таблеток обнаруживаются побочные эффекты. Первый: при передозировке герой теряет память и случайно убивает случайную модель, придя к ней исключительно с невинной целью совокупления. Второй побочный эффект: за таблетками охотится русский бандит. Он, этот русский, такой зверь, что на его фоне даже такая всесторонне бесполезная тварь как главный герой – вполне себе ничего. Таблетки, между тем, кончаются.
Но все эти проблемы герой с честью преодолевает – хотя для этого ему и приходится побыть вампиром (то есть в период абстиненции буквально выпить крови убитого врага, в которой растворена волшебная таблетка).
В конце фильма он – уже кандидат в Сенат США. У него новая, крайне политичная причёска и безупречный костюм. Он теперь сам делает волшебные таблетки, очистив действующее вещество от всех побочек – и, таким образом, неуязвим для всех конкурентов. Его подруга по-прежнему с ним. Занавес.
...Автор рецензии не берётся судить, что хотел сказать своим произведением режиссёр картины (это, напомню, рецензия не на фильм, а на его зрителей). С учётом того, что основной персонаж за всё экранное время не сделал никому ни капельки хорошего (то есть совсем ничего) – можно предположить, что во всём есть глубинный смысл. Например, что режиссёр хотел выразить свой ужас перед бездушным поколением и его мечтами – и именно поэтому оставил такую никчемную дрянь как герой – безнаказанной, счастливой и победительной. Трудно сказать.
А вот что сказать можно с уверенностью – это то, как фильм понял юный зритель. Вот, например, отзывы народных кинокритиков с «Кинопоиска»:
Юноша Антон Зинков: «...И вот ты уже борешься вместе с героем за счастливое будущее. В этом мире все возможно, стоит только найти необходимый инструмент и правильно его использовать. В фильме достаточно реалистичности, в плане действий героя и полученных им результатов. Верьте в себя и творите чудо!»
Девушка Алина Позднякова: «Могу говорить лишь за себя, но за такую таблетку можно и душу продать. Режиссер и сценарист лишь ребром левой руки касаются вопросов этики, размышлений о правильном и неправильном. Принцип таков — что хорошо для меня, то и будет. Главного героя не мучают сомнения, его не пронимает лекция старожила о том, что подниматься к вершине нужно медленно, чтобы в процессе успевать поцеловать необходимые зады, подтереть особо влиятельные и не упустить свой шанс. Все, что он хочет, это заработать себе и подруге на достойную (шикарную) жизнь. Правильно ли это, судить только зрителю»
Юноша Александр Мисаров: «Это новая идея, подобного жанра еще не было, такое понятие как «американская мечта» в буквальном смысле сбывается, но как известно за все приходиться платить, и чтобы мечта не ушла за нее надо бороться.»
Ну и так далее. Автор, кстати, почитал заодно отзывы англоязычных зрителей на imdb, так у них там то же самое.
То, что восторженный зритель не заметил отвратительной никчёмности героя, которого не за что любить – это ещё полбеды. Современный зритель и себя-то не особо ценит, так что ему не обязательно восхищаться кем-нибудь, чтобы себя с ним ассоциировать.
Интереснее другое: этот самый массовый зритель на полном серьёзе согласен, чтобы жизнь за него проживала искромётная, умная, беспринципная и решительная таблетка. Такая таблетка, которая будет за него выбирать не только способы реализации мечты, но и саму эту мечту.
Фактически – перед нами искренняя тоска персонажа запутанной компьютерной игры по продвинутому и хитроумному пользователю, который заменит собой его личность, пройдёт все уровни и соберёт бонусы.
И это, уважаемые читатели, хуже любого эскапизма: восторженный зритель даже не то чтобы готов продать за успех душу. Он этой самой души у себя вообще в упор не видит.
Последнее, впрочем, тоже вполне объяснимо: душа – это именно то, что традиционно мешало человеку блистать на тусовках, спекулировать на бирже, опылять большое количество тёлок и пить кровь. То есть быть жизненно эффективным. Таким образом, с общепринятой точки зрения сегодня – душа есть не сам личностный капитал, а его досадное отягощение. И сказка о том, как круто и успешно было бы жить без неё, не может не очаровать такого зрителя.
Последний раз в истории подобное желание избавиться от личной ответственности за собственный успех было популярно в кризисной Европе в начале 1930-х годов. Тогда передовой цивилизации мира как раз предложили выпить «таблетку от свободы» и решить свои проблемы за счёт менее продвинутых цивилизаций. Всё кончилось довольно неприятно.
...Я искренне надеюсь, уважаемые читатели, что мне удалось вас напугать.
|