Соглашусь с вами: каждый имеет право на собственную точку зрения. Хотя я, проживший большую часть жизни в солидарном советском обществе, руководствуюсь девизом: истина одна. Одна в том смысле, что вектор истории указывает на социализм, несмотря на огромные трудности, с которыми сталкивается становление нового общества. Коммунистический Китай, реализующий ленинскую политику НЭПа, дает мне надежду на то, что развал СССР отнюдь не является смертным приговором марксизму-ленинизму.
У вас своеобразное мнение о взаимоотношениях Сталина с марксизмом-ленинизмом. У меня несколько иное. Я напоминаю в своей статье, что И.В. Сталин называл ленинизм «марксизмом» сегодня. Он понимал, что марксизм – это открытая теория, в которой заключено преходящее и вечное. Преходящее – это критика фаз развития капитализма, которые менялись в силу действия закона о несоответствии уровня развития производительных сил характеру производственных отношений. Этот закон действует и в эпоху противостояния реального социализма и капитализма, но ясно, что на ранней фазе социализма или скорее на стадии социалистической ориентации страны, несоответствие проявляется не в силу имманентных законов социализма, а в силу его анклавного положения в мире капиталистической стихии.Вечное – это неумолимое действие фундаментального закона смены формаций, вопреки всякой апологетике капитализма.
Мое мнение о Сталине таково: Не Сталин создал эпоху, это под силу лишь народному творчеству. Сама эпоха создала Сталина. Именно она продиктовала войны и революции, однопартийную систему в СССР. Именно она выдвинула Сталина на роль Великого кормчего.
Сталин весьма противоречивый политический и государственный деятель. Огромная воля, аналитический ум, политическая гибкость и административный талант сочетались в нем с грубостью, жестокостью, подозрительностью и коварством. Причудливое переплетение этих качеств позволило ему выжить в суровую и опасную эпоху революционной ломки, которая погубила немало выдающихся личностей, решительных и смелых, наделенных превосходными моральными качествами, но более прямолинейных и односторонних в политике.
Своими отрицательными качествами Сталин обязан отнюдь не коммунистической убежденности. Эти качества сформировались в жизненных условиях мира царского деспотизма, капиталистической эксплуатации, национального и социального гнета, лицемерной сущности буржуазного права и свобод. Подобный мир быстро избавил юношу, склонного писать стихи, от романтической восторженности и иллюзий.
Именно этот мир, который сохраняет многие свои негативные черты и сегодня, выработал в Сталине недоверие и подозрительность, коварство и жестокость. Он пользовался ими в условиях послереволюционной борьбы за власть в отношениях со своими политическими противниками, в условиях, далеких от коммунистического идеала. |