Александр Шишло, Владимир Ардаев на "Голос России" – rus.ruvr.ru 25.07.2013 14:39 , Обновлено в 23:07 мск
Катастрофа произошла вечером в среду неподалеку от города Сантьяго-де-Компостела в Галисии на северо-западе Испании. С рельсов сошел междугородный экспресс Alvia сообщением Мадрид - Ферроль. По уточненным данным, 80 человек погибли, 140 получили ранения (видео, фото)
| © Фото: AFP |
Испанские власти начали расследование в отношении машиниста поезда, потерпевшего крушение в Галисии. Как сообщают испанские СМИ, он заключен под стражу.
Последние данные относительно раненых сообщил министр здравоохранения Галисии Росио Москуэра. 178 человек были госпитализированы сразу после происшествия. По состоянию на 13:00 по местному времени (15.00 мск) в больницах Галисии оставались 95 раненых. 32 человека (в том числе 4 ребенка) находятся в критическом состоянии. Погибли 80 человек.
По последним данным, среди пострадавших пятеро граждан США и как минимум один британец. Кроме того, среди погибших есть один американец, сообщили в Госдепартаменте.
Разбор завалов на месте катастрофы продолжается. Спасатели пока не добрались до зоны "наиболее тяжелого доступа".
© Фото: AFP
Свидетельствуют очевидцы
Испанские СМИ приводят свидетельства очевидцев и участников катастрофы. Первой в службу спасения позвонила Анна Таобада, дом которой находится в нескольких метрах от места происшествия.
"Было много детей в поезде, люди ехали на праздник", - рассказала она.
© Фото: AFP
"Я услышал хлопок. И когда прибежал сюда, то увидел перевернутые вагоны. Потом один из пожарных сказал, что все может взорваться. И собравшиеся люди отошли подальше", - рассказал один из очевидцев "Голосу России".
"Я просто слушал музыку и поэтому особо ничего странного не замечал. Вдруг поезд начало как-то странно трясти, был необъяснимый толчок. Потом я уже ничего не помню, очнулся я уже на полу. Вокруг же были люди - раздавленные, со смертельными ранами. Но со мной было все в порядке. Вначале мне послышалось, что был взрыв", - рассказал человек, ехавший в одном из первых вагонов.
© Фото: AFP
Хлопок или взрыв?
О хлопке, акустическом ударе, похожем на взрыв, упоминают многие.
"Мы услышали очень громкий взрыв, как от бомбы," - передает телеканал RTVE слова человека, живущего рядом с местом происшествия.
"В момент взрыва я находился в вагоне. И в первые секунды не было ничего понятно от шума и пыли", - говорит один из пострадавших.
© Фото: AFP
"Мы увидели два первых вагона, которые уже сгорели. Мы стали выбивать окна. Все люди били окна и выпрыгивали из них", - рассказывает другой пассажир.
Сходя с рельсов, поезд "сделал кувырок", рассказывают очевидцы. Вагоны сильно покорежены, а тела людей, по словам очевидцев, "превратились в месиво".
Версия террористического акта рассматривается наряду с другими, хотя в качестве основной предположительной причины аварии называют значительное превышение скорости [1] , с которой двигался поезд.
© Фото: AFP
Машинист признался, что вел состав со скоростью 190 километров в час, в то время как на участке, где произошла катастрофа, действует ограничение до 80 километров в час. Однако участок оборудован специальной системой безопасности, которая, как заверил президент государственной железнодорожной сети Renfe, была в действии, и буквально накануне тот же "поезд прошел необходимую проверку" [2] .
"Аккумуляция трагических случайностей"
"Голосу России" произошедшее прокомментировала директор Русской службы Radio Exterior de Espana Светлана Демидова.
Фото: EPA
"Такого рода трагические события – аккумуляция трагических случайностей. Это не одна причина превышения скорости, а сразу несколько факторов, которые приводят к аварии. Это не саботаж, не террористический акт. Об этом несколько раз заявляется со страниц печати и постоянно в новостях на телевидении Испании.
Почему я говорю об аккумуляции нескольких причин, совпадений нескольких факторов, потому что это высокоскоростная линия. Скоростные поезда проходят по всей Испании. Железнодорожное полотно у них специальное. В данном случае этот кусок железнодорожного полотна в трех километрах от Сантьяго-де-Компостела не являлся новым железнодорожным полотном, которое предназначено и имеет специальные технические характеристики для высокоскоростных поездов. Это старый участок дороги, который работал, и он был просто отремонтирован в 2011 году. Он не содержит все эти технические характеристики, которые необходимы для железнодорожного полотна высокоскоростных поездов.
Фото: EPA
Кроме того, рассказывали о том, что в 2011 году в декабре, когда состоялась презентация этого участка, то поезд встряхнуло. Дело в том, что после 80 километров фактически прямой линии, здесь, на этом участке происходит крутой изгиб. Максимальная скорость продвижения должна быть 80 километров в час. Напомню, что скоростные составы в Испании достигают до 300 километров в час.
Должна была сработать специальная система автоматического торможения, если поезд идет со скоростью выше, чем предназначено. Но этого не произошло. Комиссия выясняет, что случилось, что привело к тому, что система, которая функционирует и работает на многих железных дорогах в Испании, в данном случае не сработала".
Человеческий фактор
"Голос России" связался с главой представительства РИА Новости в Испании Сергеем Сарымовым.
"Президент государственной железнодорожной сети Испании Renfe действительно заявил, что все системы безопасности, которые в данном случае предусмотрены для безопасного движения поездов, были активны. Они работали и работают в настоящий момент. Поезд на момент начала своего путешествия был абсолютно исправен, прошел техническое обслуживание. Идет расследование, и пытаются найти причины того, что более чем в два раза превысило скорость. Как заявляют официальные представители: пока рискованно делать какой-то окончательный выбор одной из версий".
© Фото: AFP
Очереди у донорских пунктов
Как отметил Рафаэль Сильва, администратор больницы Pоliclínico de Rosaleda в городе Сантьяго-де-Компостела, в первые часы после трагедии была большая потребность в донорской крови:
“В ответ на обращение городских властей к жителям появилось такое огромное число желающих сдать кровь, что технически невозможно было принять их всех. Но сейчас всё проходит гораздо организованнее”.
Фото: EPA
Олайа Родиль, корреспондент газеты Sermus Galicia, была поражена тем, как люди сплотились из-за трагедии:
“Первыми на крушение среагировали люди, живущие по соседству. Они первыми побежали к месту трагедии и пытались вывести пострадавших пассажиров, которые выбирались из вагонов. Они даже помогали убирать трупы до тех пор, пока не приехали службы спасения. Из того, что нам рассказали, больше всего поражает, как народ сплотился: все бросились на помощь, сдавать кровь. В первую очередь молодые люди”.
Правительственная комиссия определяет тактику расследования. На место аварии прибыл премьер-министр Мариано Рахой, там же, на месте аварии, находятся все региональные руководители. Ведь, кроме всего прочего, речь идет об автономном сообществе Галисия, где и родился нынешний премьер-министр страны.
В Евросоюзе катастрофу уже назвали общеевропейской трагедией. Вот как прокомментировал события в Испании представитель французского общества пострадавших в результате коллективных аварий Стефан Гикель:
"Сегодняшняя катастрофа - это не испанская трагедия. Это катастрофа европейского масштаба. Естественно, там будут жертвы не только среди испанцев. Авария свидетельствует, что с безопасностью на железных дорогах не все в порядке и эта проблема общеевропейская".
Крушение поезда близ Сантьяго-де-Компостелы стало первым происшествием такого масштаба на железных дорогах Испании после теракта, произошедшего в марте 2004 года. Тогда в Мадриде были подорваны четыре электрички. Взрывы организовали выходцы из стран Северной Африки с целью отомстить Испании за участие в войне в Ираке. В результате теракта погибли больше 190 человек, ранения получили около двух тысяч.
Александр Шишло, Владимир Ардаев
Ссылки
|