Степан Сулакшин , «Дневник Сулакшина» , 24.10.2014 20:10
Президент России В.Путин поддержал создание госкорпорации на базе «Росгеологии». Как этот факт может повлиять на состояние дел в отрасли и российской экономики в целом?
Инициатива создания госкорпорации в области геологоразведки появилась в пространстве очень болезненной для России проблематики. После распада государственной системы геологической разведки и разработки недр объемы финансирования фактической разведки сократились в разы. Приватизированные природно-ресурснодобывающие компании по классическим законам первичного накопления капитала не были и не заинтересованы сейчас в отчислениях из прибыли на геологоразведку.
Уход государства от регуляции рентабельности этих предприятий сделал их нечувствительными к любым обстоятельствам, кроме получения лицензии и достаточного по объему депозита природного ресурса.
Действует принцип: «После нас — хоть потоп!». Это же касается отчислений инвестирования соответствующего машиностроительного комплекса, научно исследовательских работ, что привело в истории к замене ушедших в историю советских стандартов — на американские, в частности American Petroleum Institute. Это в свою очередь означает монополии на поставки технологий, комплектации, запасных частей и оборудования при разработке месторождений углеводородного сырья. Россия утратила суверенитет в этой сфере.
Вот наступили санкции, которые резко изменили картину и показали «кто в доме хозяин».
Поставки технологий, поставки оборудования становятся теперь недоступными. Системным решением может являться консолидация отдельных геолого-разведочных предприятий и органа государственной власти «Росгеология» в государственную корпорацию. Но тут возникает ряд вопросов:
Вопрос первый: «Кто будет финансировать для этой госкорпорации заказ?». По частным компаниям ответ напрашивается, исходя из анализа их прежней эгоистической деятельности, а государственный бюджет не намеревается увеличивать госзаказ и бюджетное финансирование. Более того — в условиях сокращения доходной базы бюджета это выглядит проблематично, а если падение цен на нефть (как инструмент давления на Россию) продолжится — еще более проблематично.
Второй вопрос. Государственные корпорации в современной России — автодорожная, газовая, трубопроводная, «олимпстроевская», характерны тем, что фактически представляют собой хитрое современное явление неявной приватизации. Дело в том, что прибыль государственных корпораций государству не достается как собственнику. Всего лишь 5-10, максимум, 15% прибыли консолидируется в бюджет государства, остальное фактически попадает под негосударственное распределение внутри корпораций. И это является мощнейшим стимулом по созданию интриг по созданию новых и новых корпораций. Имея государственную страховку, фактически приватизированные предприятия снимают природную ренту и распределяют её по карманам. Отсюда — серьезное подозрение в мотивациях создания новой госкорпорации.
|