Сегодня в Минске на совместной пресс-конференции министров иностранных дел России и Республики Беларусь Сергея Лаврова и Сергея Мартынова мною был задан вопрос: "Сейчас в Организации Объединенных Наций сложилась ситуация, когда большинство ее членов не поддержали позицию России по Сирии. В ближайшее время будет решаться вопрос о продлении миссии наблюдателей ООН в САР. Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ситуация на ооновской площадке? Как Вы оцениваете участившиеся разговоры о том, что ООН требуется некая реорганизация после того, как по сирийскому вопросу она не смогла найти совместное решение?" Сергей Лавров ответил следующее: "Процессы реорганизации и реформирования происходят на регулярной основе с любой структурой, т.к. жизнь идет, ситуации меняются, и необходимо вносить уточнения в формы, в которых работает та или иная организация. Это делается и в отношении Организации Объединенных Наций при общем понимании (а его никто не отрицает), что все должно происходить на прочной основе целей и принципов Устава ООН. Они включают : - уважение суверенитета и территориальной целостности государств-членов ООН, - невмешательство во внутренние дела суверенных государств, - а также обязательство всех членов Организации выполнять решения ее Совета Безопасности.
Эти решения в свою очередь, согласно Уставу ООН, считаются принятыми только в том случае, если ни один из постоянных членов Совета Безопасности не голосует против соответствующего проекта. Говорить о том, что применение вето означает проявление некоего кризиса ООН, неверно. Все члены Организации, ратифицировав ее Устав, подписались под очень простой вещью – решения могут быть действенными только, если все постоянные члены Совбеза к ним присоединились. Таким образом, это своеобразная «страховочная сетка» от односторонних подходов к решению мировых дел. В данном случае Россия и Китай применяли вето три раза, защищая основополагающие принципы (я их уже упоминал) – суверенитет, территориальная целостность государств, невмешательство в их внутренние дела, равно как и мирное урегулирование споров. Кстати, наши американские коллеги десятки раз применяли вето не для защиты основополагающих принципов Устава ООН, а для того, чтобы заблокировать резолюции, направленные на выполнение уже принимавшихся в Организации решений. В этой связи не стоит драматизировать занимаемую Россией позицию. Что касается выхода из нынешней ситуации, то он очень прост и заключается в уважении упомянутых принципов. Необходимо, чтобы внешние игроки «навалились» на все сирийские стороны, перестали науськивать и подстрекать к продолжению вооруженной борьбы, заставили бы также и правительство пойти на выполнение плана из шести пунктов и Женевского коммюнике. Кстати, сирийское правительство выразило готовность сделать это, если оппозиция согласится на то же самое. Но оппозиция не соглашается. Напомню, что Женевское коммюнике – документ, принятый консенсусом с участием всех пяти постоянных членов ООН, арабских государств, Турции, Китая. Мы по-прежнему убеждены, что достигнутые в Женеве договоренности не должны саботироваться. Буквально в ближайшие дни будем добиваться от наших партнеров ясного ответа, подтверждают ли они то, под чем подписались в Женеве. Если да, то почему не предпринимают конкретных мер по претворению этого плана в жизнь".
|