Владислав Шпаков на www.odnako.org 20 марта 2013
Нижняя палата казахстанского парламента (Мажилис) одобрила законопроект, касающийся разработки и реализации совместных программ в области военно-технического сотрудничества России и Казахстана. При этом уже запланировано девять мероприятий, за которые союзным странам предстоит взяться в самое ближайшее время. Среди них – создание в Казахстане мощностей по восстановлению и капитальному ремонту авиационных двигателей для военных самолетов на базе Западно-Казахстанской машиностроительной компании в Уральске и строительство авиационно-технического центра в Астане.
Чем примечательна данная новость, помимо того, что свидетельствует о полном нежелании «мифического» Евразийского Союза быть мифическим? Примечательна она тем, что речь в ней идет, фактически, о начале возрождения единого ВПК.
Дело в том, что Вооруженные силы РК и так укомплектованы (за редчайшими исключениями) техникой не российского даже, а советского производства. Например: из порядка 1500 боевых машин пехоты, стоящих на вооружении казахстанской армии, 1430 штук – это БМП 1 и 2, made un USSR. А основные боевые танки ВС РК представлены Т-72, построенными при Союзе и прошедшими модернизацию в России. И так далее.
Так вот, до настоящего момента фраза «модернизировано в России» была ключевой в российско-казахстанском военно-техническом партнёрстве. Россия выступала в роли подрядчика, берущегося проапгрейдить устаревший девайс, доставшийся Казахстану в наследство от былой державы. Теперь же, судя по всему, это будет делаться в самом Казахстане, совместными усилиями. И более того – от модернизации полшага до полноценного производства.
Естественно, придётся создавать некую единую сертификацию, утверждать некие общие стандарты.
Естественно, на этой почве будут возникать разногласия и недопонимание.
Естественно, в эти трепетные отношения будут с пыхтением втискиваться «альтернативные» партнёры.
Естественно – никаких альтернатив нет и быть не может.
Представляя казахстанским депутатам упомянутый законопроект, заместитель министра обороны Казахстана Сергей Громов подчеркнул: предусмотрено, что уполномоченные органы или организации государств-сторон, при заключении контрактов в рамках реализации программ, освобождаются от процедур, связанных с проведением конкурсов на государственные закупки товаров, работ и услуг.
По сути, это означает превентивное отчуждение тех самых пыхтящих «альтернатив». Никакое внешнее лобби не сможет пролезть в сферу военно-технического партнерства России и Казахстана. Ну… разве что только на высшем государственном уровне.
А это уже совсем другая история.
|