«Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?»
(обзор публикаций о ливийской фотовыставке)
Ливия. Министерство культуры России информирует…
4 августа в Международном Центре Рерихов в Москве начала работать фотовыставка «Сокровища мировой культуры в Ливийской Сахаре». О том, как она была создана, ее истории и авторах рассказывает Сергей Филатов, обозреватель журнала «Международная жизнь»
Человек с фотоаппаратом идет по свету, запечатлевая лица людей и гамму человеческих чувств, прекрасные творения природы во всем многообразии их форм и красок, творения человеческого гения, созданные сегодня или тысячи лет назад...
Теперь мы знаем, что Великая пустыня (а именно так переводится название Сахары с арабского языка) известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелёными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.
Тема выставки – наскальная живопись Ливийской Сахары. Это уникальная фотовыставка о неизвестных общественности произведениях культуры, обнаруженных в пустынном Феззане, юго-западной Ливии. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами Человечества.
Гости музея смогут познакомится с рисунками, созданными руками неизвестных мастеров, посланиями людей, некогда населявших Северную Африку, которые дают нам представление о неизвестной и недоступной Сахаре и принадлежат четырем основным периодам сахарской наскальной живописи..
Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12 – 10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные, до двух метров высотой гравюры диких зверей. Вот изображения бегущих охотников, стреляющих из луков. К данному периоду относится большая часть гравюр, выполненных с особой красотой и найденных в вади Матхандуш.
Второй – «эпоха пастухов», начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н. э., с фресками, на которых изображены тщательно выписанные разными красками одомашненные животные: стада тучных коров, коз, а также бытовые сцены: «праздничный танец», «парикмахерская», «швейная мастерская», «не хочу замуж!» и даже «дама с собачкой», у которой тщательно вырисованы и прическа, и белые туфельки.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане, с XI в. до н. э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый – рисунки «эпохи верблюда» I в. до н. э. – V в. н. э. И что интересно: все эти «эпохи» можно часто встретить в одних и тех же пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
Гости музея получат незабываемое представление о неизвестной и трудно доступной до сих пор пустыне Сахара. Они увидят затерянные, но сохранившиеся до наших дней миры, и не только задумаются о прошедших тысячелетиях, но и ощутят движение Времени, уносящего с собою народы, царства, цивилизации, но оставляющее Вечное! Вот это Искусство, созданное руками Человека, и поэтому бессмертное!
Выставка «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?» будет проходить до 28 августа 2011 г.
Коротко об авторах фотовыставки:
А.Б.Подцероб, историк-востоковед, ученый, работал дипломатом и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР и России в Ливии в 1976-1980 гг. и 1996-2000 гг. и пять раз посетил Сахару с научными экспедициями.
Н.А.Сологубовский, историк-востоковед, член Императорского православного палестинского общества, писатель и кинематографист, лауреат премии Российской Киноакадемии «НИКА», работал в области российско-ливийского туризма и четыре раза выезжал Сахару в составе научных экспедиций.
И.Н.Сологубовский, востоковед, дизайнер, архитектор и фотограф, два раза был в Сахаре в составе научных экспедиций.
Адрес Музея Рерихов: Малый Знаменский пер., 3/5.
mkrf.ru
Телеканал «Культура»
5 августа.
Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры в Международном центре Рерихов
Их вдохновила пустыня, и теперь ее красоты можно увидеть на выставке «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры». В основе экспозиции – фотографии архитектурных памятников прошлого и рисунки наскальной живописи, сделанные учеными-востоковедами. То, что выставка проходит в Музее Рериха, символично. Ведь именно Рерих был одним из первых, кто радел за сохранение культурного наследия этого уникального места.
Рассказывают «Новости культуры»:
Для них это уже давняя традиция – в феврале хоть пару дней проводить в Ливии. Алексей Подцероб и Николай Сологубовский поначалу покоряли песчаное царство вдвоем, а теперь уже с сыновьями и даже внуками. Такая тяга к пустыне, признаются, как болезнь, от которой не хочется лечиться.
«Есть очень хорошая пословица у арабов. Они говорят так: "Бог создал земли, покрытые зеленью, чтобы люди там жили. И бог создал пустыню, чтобы люди узнавали там самих себя"», – говорит востоковед, кандидат исторических наук, бывший Полномочный и Чрезвычайный посол СССР и России в Ливии Алексей Подцероб.
Свой путь они прокладывают вдалеке от привычных туристических маршрутов. На их фотографиях – опаснейшее путешествие, покорение самого труднодоступного района Сахары – Эрга Мурзук. До сих пор до сердца Великой пустыни добирались считанные единицы. Большинство погибало в пути. Сологубовский и Подцероб – первые русские, кому покорился этот пустынный Эверест.
«Был один момент, я помню, когда мы попали куда-то вроде цирка и были из него вынуждены выбираться кругами. Это напоминало гонки по вертикали в цирке. Только вся трудность заключалась в том, что это был песок. Не дай Бог, если машина завязнет в этой гонке, она же сразу опрокинется», – продолжает Алексей Подцероб.
Николай Сологубовский убежден: первым художником была женщина. Добытчику-мужчине в те далекие эпохи было не до изобразительного искусства. И таким вниманием к деталям, такой наблюдательностью могла обладать только женщина. Да, какие только ассоциации не рождают у современного человека эти рисунки, созданные 12 тысяч лет назад!
«Когда мы увидели этот рисунок, правду говорю, я сразу закричал: "Алексей Борисович, смотрите, это же "Дама с собачкой". Мы видим самые различные детали ее туалета, мы видим даже белые башмачки, мы видим нарядную шапочку», – вспоминает историк-востоковед, писатель, кинематографист Николай Сологубовский.
Самым страшным путешествием в Ливию оказалось последнее – месячной давности. Архитектурные потери Ливии после бомбежек ученым только предстоит подсчитать. Древние храмы, театры, которые пережили не одно тысячелетие, переживут ли они наш век?
www.tvkultura.ru
Ливийская Сахара – сокровище мировой культуры
В московском Музее имени Н. К. Рериха состоялось открытие международной фотовыставки Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?.
Посетив Малый Знаменский пер., 3/5, можно окунуться в совершенно особую атмосферу доисторической Африки. Уходящие за горизонт цепи барханов, разбросанные редкие островки изумрудных оазисов и, конечно же, уникальные, почти сакральные пещеры – места обитания первобытных людей, разрисованные древними наскальными рисунками.
Фотографии посланий древних людей, некогда населявших Северную Африку, стало возможным представить современному обществу благодаря работе мастеров художественной фотографии, ученых-путешественников Сологубовских и организаторской деятельности ведущего научного сотрудника ИВ РАН, Чрезвычайного и Полномочного посла А.Б.Подцеробу.
Хорошо сохранившиеся яркие краски и самобытные сюжеты наскальной живописи словно переносят в далекое прошлое, позволяя приобщиться к истории юго-западной Ливии с XII тыс. до н. э. по V в. н. эры.
odnoy-strokoy.ru
В музее Рериха вы увидите наскальную живопись ливийской Сахары
4 августа, "Ореанда-Новости", Москва
4 августа 2011 года в Музее имени Н.К.Рериха (Москва, Малый Знаменский пер., 3/5) состоялось открытие выставки "Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?".
Фотовыставка посвящена древней наскальной живописи ливийской Сахары. Это уникальные фотоработы о неизвестных произведениях доисторической культуры, обнаруженных в пустынной Феззане, юго-западной Ливии. Великая пустыня теперь известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелёными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.
Благодаря российским учёным – путешественникам, мастерам художественной фотографии Н.А.и И.Н. Сологубовским и ведущему научному сотруднику ИВ РАН, Чрезвычайному и Полномочному послу А.Б.Подцеробу посетители фотовыставки познакомятся с неизвестной и недоступной до сих пор глазу постороннего пустыне Сахара.
На фотографиях представлены рисунки – послания древних людей, некогда населявших Северную Африку. Яркие краски, самобытные сюжеты, удивительно сохранившиеся с тех времён, дают представление об основных четырёх периодах сахарской наскальной живописи:
Первый – "эпоха охотников", длившаяся с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные изображения диких зверей.
Второй – "эпоха пастухов", начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н.э., с фресками, на которых запечатлены одомашненные животные, а также бытовые сцены.
Третий – "эпоха лошади", когда в Феззане юго-западной Ливии с XI в. до н.э. в течение 5 тыс. лет существовало царство гарамантов.
Четвёртый – рисунки "эпохи верблюда" 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.
Но что интересно, все эти "эпохи" можно встретить в одних и тех же пещерах. Так наскальная живопись и петроглифы образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
www.oreanda.ru
Неизвестная Сахара – на выставке в Москве
4 августа в московском Музее имени Н.К.Рериха открылась фотовыставка "Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?". Экспозиция посвящена древней наскальной живописи ливийской части великой пустыни.
Посетители музея познакомятся с неизвестной и недоступной до сих пор глазу постороннего жизни Сахары. На выставке представлены уникальные фотоработы о уникальных произведениях доисторической культуры, обнаруженных в пустынной области Феццан, или Феззан (юго-западная Ливия). Великая пустыня известна не только своими бескрайними просторами, цепями барханов и разбросанными среди песков зелеными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров времен зарождения человечества.
На фотографиях представлены рисунки – послания древних людей, некогда населявших Северную Африку. Яркие краски и самобытные сюжеты дают представление об основных четырех периодах сахарской наскальной живописи, длившихся с XII века до нашей эры до V века нашей эры: "эпохе охотников", "эпохе пастухов" "эпохе лошади" и "эпохе верблюда". Выставка продлится до 28 августа, сообщает пресс-служба музея.
www.travel.ru
В Москве можно увидеть сокровища Ливии
В Музее имени Рериха (Международный центр Рерихов) открылась выставка «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?»
Фотовыставка посвящена древней наскальной живописи ливийской Сахары. На фотографиях представлены рисунки, дающие представление об основных периодах сахарской наскальной живописи. Авторы фоторабот: историк-востоковед, работавший послом в Ливии Алексей Подцероб, писатель и кинематографист, лауреат премии Российской Киноакадемии «НИКА», автор многочисленных репортажей в «МК» из Ливии и Туниса Николай Сологубовский, а также востоковед, дизайнер, архитектор и фотограф Илья Сологубовский.
«Последние снимки, представленные на выставке, были сделаны в феврале прошлого года. – рассказывает Николай Сологубовский — Во время войны были попытки мародёрства в ряде городов, мы получили информацию, что на юге страны пострадали пещеры с наскальными рисунками. Сейчас из порта в Бенгази мятежники вывозят различные артефакты — они понимают лишь, что это можно выгодно продать».
www.mk.ru
Ливийские древности
Древний город Лептис Магна – это превосходно сохраненный после археологических раскопок римский город, расположенный к востоку от столицы Ливии. Его также основали финикийцы в VII в. до н.э. как порт на торговом пути в Северной Африке. Особенно много сделал для процветания Лептис Магны император Септим Север, бербер по происхождению, родившийся здесь в 146 г. От эпохи Северов остались впечатляющие руины Форума размером 200 х 100 м. Из монументов римского периода можно посетить Триумфальную Арку, Базилику, полукруглый Нимфеум, Термы Адриана, а также Птоломею и Сирену. Изысканно украшенный Птоломея, эллинский Дворец I века до н.э., является основной достопримечательностью этого древнего города. Сирена – Храм Аполлона, одно из самых старинных зданий города, воздвигнутое в VII веке до н.э. с более поздними пристройками в течение последующих 300 лет. Во время экскурсии в Лептис Магна ливийцы и туристы могли увидеть также Аполлонию, старую городскую стену. В ее пределах расположены Театр, Бани, Главная улица и развалины Византийского Дворца. А вне ее расположены многочисленные церкви – Церковь Двойных Стен, Восточная с красивыми колоннами из зеленого мрамора, Центральная и Западная.
Древний город Сабрата, расположенный к западу от Триполи, основан финикийцами в первой половине I тысячелетия до н. э. Величественные руины Сабраты сохранили следы трех исторических эпох: карфагенской, римской и византийской. О первой из них напоминает Мавзолей, о третьей — базилика Юстиниана. От римского периода до наших дней дошли Форум с колонными портиками, Курия, Храм Юпитера, Амфитеатр, руины огромного бассейна-цистерны, акведука, жилых домов. Украшением Сабраты был построенный в 180 г. н.э. театр, который вмещал 5 тысяч зрителей. Он был украшен арками и двухъярусной колоннадой коринфского стиля. Рядом с Сабратой археологический музей.
Столица Ливии – Триполи. Это был красивый город, который часто называли «невестой Средиземноморья». Старая часть города сохраняет вид, свойственный многим городам Арабского Востока: низкие дома с плоскими крышами, устремленные в небо минареты мечетей, красочные и шумные восточные базары. До войны можно было увидеть древние постройки, возведенные еще финикийцами, карфагенянами и римлянами. Город славится своими мечетями: Ахмад Паша Караманли, воздвигнутая в 1711 году; Ин-Нака (Верблюжья Мечеть), построенная в 1833 году, с самым высоким в Триполи восьмиугольным минаретом; Аль-Джами, возведенная в 1640 году – ее называют «Великой Мечетью»; и другими. Сегодня они пострадали от бомбежек НАТО.
www.icr.su
Международный Центр Рерихов приглашает на фотовыставку «Сокровища мировой культуры. Ливийская Сахара»
4 августа 2011 года в 17.00 в Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов состоится открытие выставки «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?»
Фотовыставка посвящена древней наскальной живописи ливийской Сахары. Это уникальные фотоработы о неизвестных произведениях доисторической культуры, обнаруженных в пустынной Феззане, юго-западной Ливии. Великая пустыня (так переводится название Сахары с арабского языка) теперь известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелеными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.
Благодаря российским ученым — путешественникам, мастерам художественной фотографии Н.А.и И.Н. Сологубовским и ведущему научному сотруднику ИВ РАН, Чрезвычайному и Полномочному послу А.Б.Подцеробу посетители фотовыставки познакомятся с неизвестной и недоступной до сих пор глазу постороннего пустыне Сахара.
На фотографиях представлены рисунки — послания древних людей, некогда населявших Северную Африку. Яркие краски, самобытные сюжеты, удивительно сохранившимися с тех времен, дают представление об основных четырех периода сахарской наскальной живописи.
Первый – «эпоха охотников», длившаяся с 12-10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные изображения диких зверей.
Второй – «эпоха пастухов», начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н.э., с фресками, на которых запечатлены одомашненные животные, а также бытовые сцены.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане юго-западной Ливии с XI в. до н.э. в течение ,5 тыс. лет существовало царство гарамантов.
Четвертый – рисунки «эпохи верблюда» 1 в. до н.э. – 5 в. н.э.
Но что интересно, все эти «эпохи» можно встретить в одних и тех же пещерах. Так наскальная живопись и петроглифы образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
На выставке можно ознакомится с затерянными, но сохранившимися до наших дней мирами, задуматься о прошедших тысячелетиях и ощутить движение Времени, уносящего с собою народы, царства, цивилизации, но оставляющего Вечное! Искусство, созданное руками Человека…
Об авторах фоторабот:
Алексей Борисович Подцероб — историк-востоковед, ученый, работал дипломатом и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР и России в Ливии в 1976-1980 гг. и 1996-2000 гг. и пять раз посетил Сахару с научными экспедициями.
Николай Алексеевич Сологубовский — историк-востоковед, член Императорского православного палестинского общества, писатель и кинематографист, лауреат премии Российской Киноакадемии «НИКА», работал в области российско-ливийского туризма и четыре раза выезжал Сахару в составе научных экспедиций.
Илья Николаевич Сологубовский — востоковед, дизайнер, архитектор и фотограф, два раза был в Сахаре в составе научных экспедиций.
Выставка «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?» открыта до 28 августа 2011 года в Музее имени Н.К.Рериха Международного Центра Рерихов по адресу: Малый Знаменский пер., 3/5.
www.icr.su
www.icr.su
lib.icr.su
Ливия, сокровища мировой культуры
В Международном Центре Рерихов в Москве (Малый Знаменский пер.3/5) открылась фотовыставка «Ливия. Сокровища мировой культуры. Прошлое. Настоящее. Будущее?»
Это первая уникальная фотовыставка в России о неизвестных произведениях культуры, обнаруженных в пустынном Феззане – юго-западной Ливии, регионе, раскинувшемся на многие тысячи квадратных километров. Наскальная живопись и петроглифы этого региона объявлены Организацией Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) сокровищами Человечества. Большую роль в сохранении этих сокровищ сыграли ливийские правительственные организации, работавшие в тесном контакте с учеными Италии, Франции, Германии и России.
До Музея Рерихов фотовыставка была развернута в Информационном центре ООН в Москве. Выступая на ее открытии, директор Информцентра ООН А.С.Горелик подчеркнул, что «данная выставка органически вписывается в рамки, заданные инициативой «Альянс цивилизаций» под эгидой ООН, другими межкультурными и образовательными программами, осуществляемыми организациями ООН».
На открытие выставки пришли многие москвичи. О выставке показали свои репортажи телеканалы РОССИЯ и КУЛЬТУРА.
…Человек с фотоаппаратом идет по свету, запечатлевая лица людей и гамму человеческих чувств, прекрасные творения природы во всем многообразии их форм и красок. И внезапно он открывает для себя, а потом и для нас творения человеческого гения, созданные тысячи лет назад... И тем более удивительно, что он находит творения человеческого таланта в пустыне Сахара!
Теперь мы знаем, что Великая пустыня (а именно так переводится название Сахары с арабского языка) известна не только своими бескрайними просторами, уходящими за горизонт цепями барханов и разбросанными среди песков зелёными островами оазисов, но и древними петроглифами и наскальными рисунками, созданными руками неизвестных мастеров эпохи зарождения Человечества.
В Сахаре находятся четыре огромных «музея под открытым небом» – Тассили-Аджер в соседнем с Ливией Алжире, прилегающие к нему горы Акакус и вади Матхандуш в Ливии, а также Увейнат, расположенный на стыке границ Ливии, Египта и Судана. В отличие от алжирского Тассили-Аджера, с которыми российские читатели знакомы по книгам французского исследователя А.Лота, горный массив Акакус, вади Матхандуш и Увейнат остаются для россиян Terra incognita. Более того, что касается ливийской части гор Увейнат, куда тоже добрались авторы Фотовыставки, то, как сообщает ЮНЕСКО, «сведения об этой зоне все еще недостаточны», и «большинство рисунков продолжает ожидать детального описания».
Тем больший интерес представляют фотографии, выставленные в Музее Рерихов. На них представлены удивительно сохранившиеся с тех древних времен все четыре основных периода сахарской наскальной живописи.
Первый – «эпоха охотников», длившаяся (по разным оценкам) с 12 – 10 тысячелетия до 8-4 тысячелетия до н.э., для которой характерны огромные, до двух метров высотой гравюры диких зверей. Вот изображения бегущих охотников, стреляющих из луков. К данному периоду относится большая часть гравюр, выполненных с особой красотой и найденных в вади Матхандуш.
Второй – «эпоха пастухов», начавшаяся за 8-4 и завершившаяся за 4,5-1,5 тыс. лет до н. э., с фресками, на которых изображены тщательно выписанные разными красками одомашненные животные: стада тучных коров, коз, а также бытовые сцены: «праздничный танец», «парикмахерская», «швейная мастерская», «не хочу замуж!» и даже «дама с собачкой», у которой тщательно вырисованы и прическа, и белые туфельки.
Третий – «эпоха лошади», когда в Феззане, с XI в. до н. э. в течение полутора тысяч лет существовало Царство гарамантов.
Четвертый – рисунки «эпохи верблюда» I в. до н. э. – V в. н. э.
И что интересно: все эти «эпохи» можно часто встретить в одних и тех же пещерах. Они наслаиваются друг на друга, переплетаются, дополняя или контрастируя. Так наскальные рисунки и петроглифы, созданные руками неизвестных мастеров, образуют уходящую вглубь тысячелетий нить, которая связывает нас с людьми, жившими на заре Истории Человечества.
Значимость открытых в Северной Африке в 50-х гг. XIX века рисунков трудно переоценить. Наскальная живопись не только проливает свет на прошлое народов Сахары, но и проясняет вопросы о культурном наследии Средиземноморья. Рисунки и петроглифы в пещерах Великой пустыни, нарисованные на камнях по берегам давно высохших рек, например, изображения людей или крокодила с необычайно длинными лапами, напоминают знакомые нам древнеегипетские фрески.
Дошедшие до нас из тьмы тысячелетий послания людей, некогда населявших Северную Африку, дают представление о неизвестной и недоступной Сахаре, сообщает агентство ИТАР-ТАСС. Благодаря российским ученым-путешественникам мы здесь, в Москве, можем увидеть совершенно другой мир, затерянный среди бескрайних песков, можем прикоснуться к искусству, созданному на заре человечества, «перелистать» неизвестные доселе страницы истории. В Великой пустыне находятся тысячи наскальных рисунков и петроглифов, включенных ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.
Отметим, что в прошлом году один из авторов Фотовыставки, А.Б.Подцероб издал ставшую уже раритетом первую российскую книгу о сокровищах Сахары под названием «Бескрайние просторы Сахары» (М., Библос консалтинг, 2010). Написавший к ней предисловие директор Института Африки РАН, член-корреспондент Российской академии наук А.М.Васильев характеризует книгу как не только научную, а научно-художественную работу, что делает ее интересной не только для востоковедов, но и для широкого круга читателей. К монографии приложен DVD c фильмом «Лувр под открытым небом», первым российским документальным фильмом о петроглифах, снятый другим автором выставки – Н.А.Сологубовским.
Рассматривая фотографии наскальных рисунков и просматривая отрывки из этого фильма, поневоле задумываешься, а не дойдет ли и до этих пещер разгоревшаяся в Ливии война? К сожалению, бои враждующих сторон, бомбежки НАТО огненным валом прокатились по всей стране. И над сокровищами мировой культуры нависла угроза уничтожения. Пострадали от вандалов хранившиеся как зеница ока в мирные времена Ливийской Джамахирии античные города Аполлония, Птолемея, Кирена на Востоке Ливии, боевиками разграблены музеи античности. Ливийская армия сегодня охраняет от мародеров уникальные памятники архитектуры античности и музеи в Лептис Магна и в Сабрате.
А.Б.Подцероб, четыре года проработавший в Ливии первым секретарем Посольства СССР, а затем еще четыре года послом РФ, не мог не посетовать на то, что «сейчас в Джамахирии происходят трагические события». И добавил: «Я надеюсь, что в ближайшее время все это закончится, что будет прекращен огонь, Североатлантический альянс остановит бомбардировки, ливийцы договорятся друг с другом и найдут политический выход из кризиса».
Вот мнение другого автора Фотовыставки, Ильи Сологубовского: «Мне кажется, что фотография – это, прежде всего, возможность выразить состояние души. Это способ сохранить для себя то, что навсегда стирает безжалостное время. Это твое видение прекрасного, твое отношение к миру. И когда ты запечатлеваешь то, что создано другим художником много тысячелетий назад, то ты испытываешь счастье вдвойне: как человек, который узнал новое, и как человек, который дал жизнь тому, что время могло уничтожить навсегда…»
В интервью российскому телеканалу на арабском языке Русья аль Яум Николай Сологубовский от имени авторов выставки сказал: «Мы уверены, что посетители получат незабываемое представление о неизвестной и трудно доступной до сих пор пустыне Сахара. Они увидят затерянные, но сохранившиеся до наших дней миры, и, я уверен, не только задумаются о прошедших тысячелетиях, но и ощутят движение Времени, уносящего с собою народы, царства, цивилизации, но оставляющее Вечное! Вот это Искусство, созданное руками Человека, и поэтому бессмертное!»
«Фотовыставка «Ливийская Сахара. Сокровища мировой культуры», открытая на фоне военных действий против Ливии, призвана сблизить людей разных цивилизаций, еще раз привлечь внимание общественности к этой стране», подчеркивает агентство ИТАР-ТАСС.
Несколько слов об авторах фотовыставки:
А.Б.Подцероб, историк-востоковед, ученый, работал дипломатом и Чрезвычайным и Полномочным послом СССР и России в Ливии в 1976-1980 гг. и 1996-2000 гг. и пять раз посетил Сахару с научными экспедициями.
Н.А.Сологубовский, историк-востоковед, член Императорского православного палестинского общества, писатель и кинематографист, лауреат премии Российской Киноакадемии «НИКА», работал в области российско-ливийского туризма и четыре раза выезжал Сахару в составе научных экспедиций.
И.Н.Сологубовский, востоковед, дизайнер, архитектор и фотограф, два раза был в Сахаре в составе научных экспедиций.
Все трое полны решимости, как только закончится война НАТО против Ливии и позволят обстоятельства, продолжить научные исследования в Сахаре. Все трое работают над новой книгой и новым фильмом о Сокровищах Мировой Культуры в Ливии. Несомненно, что каждое новое открытие российских ученых-путешественников и каждый новый рисунок или петроглиф, найденный в пещерах Сахарской пустыни, каждый сохраненный артефакт далекого прошлого и Античности прольет новый свет на древнюю Историю Человечества.
После Москвы выставка будет экспонирована и в других городах России, а также и за рубежом.
Адрес Международного центра Рерихов: Малый Знаменский пер., 3/5, Москва, 119019
8 (499) 271-34-17. Метро: Кропоткинская
|