Анатолий Вассерман на "Однако" – www.odnako.org 9 ноября 2013
Сейчас уже мало кто помнит: министерство (по тогдашней терминологии — народный комиссариат) по делам национальностей было уже в первом составе Советского правительства. И руководил этим министерством человек, коего велено нынче считать кровавым тираном и разрушителем всего, до чего он в принципе мог дотянуться. Но это министерство исчезло из состава правительства уже через несколько лет по простой и уважительной причине: Иосиф Виссарионович Джугашвили умел справляться с любой задачей, которую перед ним ставили. Собственно, именно поэтому он сделал такую головокружительную карьеру: каждый раз, справившись с очередной сверхсложной задачей, он получал новую задачу — ещё сложнее. Так вот, за несколько лет пребывания на посту народного комиссара по делам национальностей он смог довести взаимоотношения народов в нашей стране, конечно, не до абсолютного идеала, но, по крайней мере, до уровня, при котором сколько-нибудь значимых конфликтов — не говоря уж о возможности разрушения страны межнациональными противоречиями — уже просто не было.
Насколько я могу судить, среди современных деятелей российского правительства — особенно в его экономическом блоке — очень велика доля тех, кто хронически ругает Иосифа Виссарионовича Джугашвили просто потому, что не видит иного способа скрыть от всеобщего внимания собственную абсолютную неспособность справляться ни с каким порученным делом. Боюсь, если сейчас воссоздать министерство по делам национальностей, то оно будет не более успешным, чем во времена Ельцина, когда им руководили профессиональные либералы, считающие главной своей служебной обязанностью искусство подробно и изящно объяснить, почему у них ничего не получается (а порою — любящие Россию настолько, что будь их воля, Россий стало бы несколько десятков: по меньшей мере по одной из каждого субъекта федерации). И тем более боюсь, что создание министерства силами таких людей может очень надолго скомпрометировать саму концепцию целенаправленного улаживания взаимоотношений разных народов внутри одной большой страны. Поэтому я бы сейчас воздержался от создания такого министерства просто из опасения дискредитировать здравую идею истинно либеральным исполнением.
А сама по себе мысль о целесообразности какого-то централизованного и формализованного органа по организации межнациональных взаимоотношений представляется мне в нынешние времена скорее разумной. Ведь, как я уже не раз отмечал, империи бывают двух видов: колониальные и континентальные. Наша империя — ярко выраженная континентальная: народы здесь веками живут бок о бок, подыскивая себе более-менее подходящие форматы взаимодействия (и, увы, погибая, если такой формат не удалось найти). Кстати, первая государственная задача, решённая Иосифом Виссарионовичем Джугашвили, решена так быстро ещё и благодаря тому, что решал он её не с нуля, а опираясь на этот многовековой исторический опыт. Но, к сожалению, в последние десятилетия мы оказались вынуждены забыть об этом качественном отличии двух видов империй. Наши нынешние представления об имперском образе жизни сформированы в основном с постоянной оглядкой на типичнейшие колониальные империи — Британию, Францию и Соединённые Государства Америки. А в такой империи народ метрополии вынужден подавлять народы колоний даже не ради извлечения из них наибольшей прибыли, а просто во избежание восстаний: ведь колониальная администрация численно ничтожна по сравнению с коренным населением, а переброска подкрепления для подавления народных волнений занимает многие месяцы. Понятно, формирующаяся в таких условиях управленческая культура не имеет ничего общего с условиями территориально целостного государства, пусть и многонационального. Поэтому нам сейчас жизненно необходимо создать орган, способный заново изучить, заново осмыслить и в максимальной степени воссоздать наш собственный исторический опыт. А заодно понять, как этот исторический опыт может быть доработан на новом этапе исторического развития.
|