www.huffingtonpost.com – Crimea: Compromise, Not Sanctions, Is The Way Forward | Lord David Owen
Posted: 03/17/2014 1:12 pm EDT Updated: 03/17/2014 1:59 pm EDT
Оригинал Перевод Константина ВАСИЛЬКЕВИЧА , «Еженедельник 2000» – 2000.net.ua 18.03.2014
Автор – Дэвид Оуэн, министр иностранных дел Великобритании с 1977 по 1979 год, член Палаты лордов, ректор университета Ливерпуля, председатель Социал-демократической партии Великобритании (1983-1987). В период с 1992 по 1995 год был переговорщиком от ЕС в бывшей Югославии. Имеет бизнес интересы в России.
Крым столетиями был связан с Россией. В 1945 году, изгнав нацистских оккупантов из Украины, Сталин принимал Черчилля и Рузвельта в Ялте.
В феврале 1954 года – в трезвом состоянии или в подпитии, это никому не известно – Никита Хрущев передал Крым Украинской советской социалистической республике в честь 300-летия договора 1654 года, но с точки зрения Москвы, данный акт передачи был исключительно символическим жестом.
В 1946 году было принято решение – и Беларусь и Украина могут иметь в ООН статус независимых государств-членов, хотя, по сути, они оставались частью СССР. Этот статус изменился после падения Берлинской стены и распада Советского Союза в 1990-1991 году. Но на протяжении всего этого времени российский Черноморский флот был расквартирован в крымском Севастополе в соответствии с особыми соглашениями. Наиболее свежее из них подписано правительствами Украины и РФ в 2012 году.
Существует несколько похожая ситуация в виде договора США с Кубой по поводу американской военно-морской базы на западном и восточном побережье бухты Гуантанамо. Эту базу построили в конце 19-го столетия после завершения американо-испанской войны. Вечный договор аренды вступил в силу в 1903 году – первый президент Кубы подписал кубино-американский договор с целью открытия угольной и военно-морской базы, находящейся «под полной юрисдикцией и контролем США». Договор также закреплял за республикой Куба полный суверенитет. В 1934 году новый договор подтвердил законность аренды: она считалась бессрочной за исключением тех случаев, когда оба государства примут решение о разрыве договора, США откажется от аренды территории, или при повышении ежегодной арендной платы. После прихода к власти Фиделя Кастро Куба получила только один платеж. Тем не менее, правительство США утверждает, что новый режим этим фактом ратифицировал соглашение. США всегда четко давали Кастро понять – любое вторжение на базу будет рассматривать как начало боевых действий.
Весной 1962 года Хрущев повел себя в высшей степени глупо, приступив к тайному размещению ракет, а затем и ядерного оружия на Кубе. Как только эти действия стали известными, они вполне правомерно спровоцировали президента Кеннеди осенью того же года – в соответствии с доктриной Монро о сферах влияния – к требованию о вывозе этого оружия в ходе напряженных переговоров. Кеннеди никогда не стал бы терпеть наличие советских ракет, способных уничтожить большую часть американских городов.
Сегодня Россия утверждает – небезосновательно с исторической точки зрения – что считает Крым частью своей сферы влияния и не может рисковать в той ситуации, когда новое украинское правительство – которое РФ считает нелегитимным – контролирует столь большую часть территории Крыма, что вполне способно полностью нарушить работу порта.
В такой ситуации США и Великобритания имеют особые полномочия, обусловленные необходимостью сохранения «независимости, суверенитета и существующих границ Украины». Именно такие слова содержатся в Будапештском меморандуме гарантий безопасности, заключенным в связи с присоединением Украины к договору о нераспространении ядерного оружия, подписанного двумя упомянутым странами, а также Украиной и РФ 5 декабря 1994 года в Будапеште.
Мы обязаны провести консультации с подписантами этого документа. И я надеюсь, что госсекретарь Джон Керри и министр иностранных дел Великобритании Уильям Хэйг – пусть и в частном порядке – в ходе таких консультаций настаивают на варианте Гуантанамо в той ситуации, когда Россия продолжает отказываться вести переговоры напрямую с украинским правительством в рамках группы стран, в том числе, и Германии.
Подозрительное отношение России к этой группе порождено тем компромиссом, который в присутствии представителя РФ в конце февраля достигли министры иностранных дел Германии, Франции и Польши. Речь идет о компромиссе, подписанном тогдашним президентом Украины и представителями протестного движения на улицах Киева и других западных городов Украины. Этот документ отбросили в сторону буквально через несколько часов, а ЕС вновь не сумел поддержать усилия собственных дипломатов. Отсутствие представителей США и Великобритании в определенной мере стало серьезнейшей ошибкой. Евросоюз вновь показал себя лишь бумажным тигром.
Референдум в Крыму, состоявшийся в воскресенье, не выдерживает критики с точки зрения международного права, но от него невозможно просто отмахнуться. К референдумам прибегают все правительства ради подкрепления своих позиций по самоопределению в тех ситуациях, когда они полностью уверены в поддержку большинства.
Британия проделывала это годами по вопросу Фолклендских островов. Ее регулярно критикуют за то, что с помощью референдумов она обходит вопрос территориальных претензий в отношении Мальдив, предъявляемых Аргентиной. Эти территориальные претензии поддерживают множество стран в ООН. Они вызывают определенные симпатии даже в США. В ходе территориальных споров в мире нередко возникает подобный конфликт между двумя полностью легитимными определяющими факторами – сохранением самоуважения с одновременным уважительным отношениям к территориальным претензиям. Тем не менее, такие диспуты следует разрешать в ходе переговоров, а не односторонних политических и военных действий.
Полезным уроком для НАТО должен стать тот факт, что натовская бомбежка Сербии – без разрешения СБ ООН – ради гуманитарной интервенции в Косово – по прошествии 15 лет завершилась тем, что независимость Косово официально признали лишь 108 из 194 государств-членов ООН.
К счастью, в апреле 2003 года баронесса Эштон от имен ЕС и в результате неустанных и сложнейших дипломатических усилий помогла Косово и Сербии достичь соглашения о нормализации отношений. Сербия сегодня ведет переговоры о полном членстве в ЕС.
Полезным уроком для России должно стать и то, что два новых формирования, появившиеся после того, как Грузия начала войну за возврат территорий – сегодня именуемые Северной Осетией и Абхазией – признаны лишь смехотворным количеством государств. Несколько похожий сценарий ожидает и Крым в случае невозможности продолжения переговоров о варианте Гуантанамо.
Выводы ясны. Территориальные споры разрешаются только в ходе долгих и сложных переговоров. Единственным недавним исключением в Европе можно считать исключительно успешный «бархатный развод» в Чехословакии, состоявшийся без референдумов или угроз насилия со стороны политиков. Тем не менее, давайте не будем забывать, что достичь его удалось вопреки яростной оппозиции со стороны европейских держав и России, не желавших никакого пересмотра границ.
Страхи тех, кто проживает в городах и селениях восточной Украины, где наблюдается явное большинство русскоязычных и ориентированных на Россию людей, тоже следует снимать путем достигнутых в ходе переговоров соглашений, предусматривающих определенные гарантии их соблюдения, но добиваться этого следует только в рамках единой Украины.
Стремление глав государств «большой восьмерки» - еще до разрешения этого чрезвычайно щекотливого вопроса – грозить санкциями в стиле «око за око» явно не соответствует уровню текущих событий, и это очевидно всем. Не существует замены или альтернативы достижению непростого, но жизненно важного компромисса. А если он окажется успешным в случае Крыма или восточной Украины, его можно будет применить и в территориальных спорах, вот-вот грозящих перерасти в конфликты в Грузии, Косово, Нагорном Карабахе и Молдове.
|