Источник Валентин Катасонов , "КМ онлайн" – www.km.ru
В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
«Сталинская экономика» и государственная монополия внешней торговли
Оглавление
В экономике СССР благодаря ГМВТ никаких признаков кризиса не было
Декрет Совнаркома от 22 апреля 1918 года
Мировая торговля – арена монополий
О функциях ГМВТ
Все попытки отменить ГМВТ встречали сопротивление вождей пролетариата
Попытка подмены ГМВТ таможенным протекционизмом
НЭП. Попытки размывания ГМВТ
Санкции мы уже проходили: Запад не признавал ГМВТ, но торговать с СССР торговал
Вынужденные признания ГМВТ СССР Западом
Успех кампании обеспечило почти полное отсутствие иностранных фирм во внешней торговле СССР
«Угар НЭПа» и ослабление ГМВТ (1921-1925 годы)
ГМВТ устояла до 80-х годов, потому что все споры по внешнеторговым сделкам решались по законам СССР
ГМВТ с 1930 года до перестройки второй половины 1980-х годов
Государственная система внешней торговли СССР после 1930 года
Демонтаж ГМВТ ускорил развал и гибель СССР, полагает профессор Катасонов
ГМВТ и современная Россия
В экономике СССР благодаря ГМВТ никаких признаков кризиса не было
Я уже не раз упоминал о таком важном признаке «сталинской экономики», как государственная монополия внешней торговли. Без нее не было бы ни социалистической индустриализации, ни победы СССР над гитлеровской Германией, ни быстрого послевоенного восстановления экономики. Боюсь, что без государственной монополии внешней торговли Советский Союз как мировая держава не смог бы просуществовать и года, моментально превратившись во второразрядную страну полуколониального типа.
Декрет Совнаркома от 22 апреля 1918 года
Государственная монополия внешней торговли (ГМВТ) была установлена в нашей стране через несколько месяцев после октябрьского переворота 1917 года. Это был декрет Совнаркома РСФСР от 22 апреля 1918 года «О национализации внешней торговли». Декрет был коротким: он лишь определял, что непосредственное руководство внешней торговлей поручается министерству внешней торговли и промышленности. Полного понимания, что такое ГМВТ и как ее реализовывать на практике, у большевиков еще не было, потому что и прецедента в мировой истории не было. Детали и механизм ГМВТ складывались в ходе жарких дискуссий 1920-х годов, а также на практике методом проб и ошибок. Как бы то ни было, но ГМВТ просуществовала в СССР в течение 70 лет. ГМВТ не была уникальным феноменом советской экономики. После Второй мировой войны на политической карте мира появились социалистические страны. Они также ввели государственную монополию внешней торговли, хотя, конечно, в некоторых из них была своя специфика.
Сегодня в СМИ и экономической литературе достаточно редко упоминается государственная монополия внешней торговли, а если упоминается, то нередко в негативном смысле. В большинстве учебников по экономике студентам прививаются идеи либерализма, а ГМВТ – яркий антипод экономического либерализма. Вот образец такой либеральной оценки, содержащийся в учебнике по международным экономическим отношениям: «История развития государственной монополии свидетельствует о том, что она представляет собой крайне нерациональный способ регулирования экономики, как и любая монополия; при ней расцветают коррупция, патернализм в сочетании с крайней неэффективностью системы регулирования[1] ». При этом никакого внятного объяснения того, что такое ГМВТ, в учебнике нет. О том, что такое ГМВТ, можно узнать лишь из старых учебников и иных изданий. В «Большой советской энциклопедии» (последнее издание) читаем: «Монополия внешней торговли государственная, сосредоточение в руках государства руководства всей внешней торговлей страны».
Мировая торговля – арена монополий
Присутствие государства в сфере внешней торговли и вообще в сфере внешнеэкономических связей было заметным еще при капитализме. Капитализм представляет собой такую экономическую модель общества, в которой внешнеэкономические связи не могут не иметь особой роли. Без внешних рынков капитализм существовать не может в силу наличия непреодолимого противоречия между предложением товаров и ограниченным платежеспособным спросом в рамках национальной экономики. На этапе становления капитализма ему нужна защита от внешних конкурентов, поэтому государство проводит политику протекционизма. Оно прикрывает внутренний рынок с помощью таможенных импортных пошлин. Позднее в арсенале государства появляется широкий арсенал так называемых нетарифных инструментов протекционизма. Среди них особенно распространены квоты, а также технические и санитарные стандарты.
На этапе укрепления позиций капитализма и его экспансии за пределы национальных границ государство оказывает содействие национальным компаниям в захвате внешних рынков, а также источников дешевого сырья путем предоставления льготных кредитов, налоговых льгот, экспортных премий и других форм бюджетного субсидирования и так далее. А при необходимости оказывая и силовую поддержку, посылая к берегам захватываемых капиталом стран и территорий военные корабли. «Зрелый» капитализм просто не в состоянии существовать в рамках национальных границ.
Еще на заре европейского капитализма появилась «школа меркантилистов», которая обосновывала особую роль государства во внешней торговле. Но при этом государство никогда не пыталось заместить частный капитал в сфере внешнеэкономических отношений, занимаясь лишь их регулированием и поддержкой частного капитала.
На этапе монополистического капитализма (в ХХ веке) усиливается поддержка государством внешнеэкономической экспансии монополий. Создаются государственные и полугосударственные экспортно-импортные банки, агентства страхования и гарантирования экспортных кредитов. Такая мощная государственная поддержка позволяла компаниям западных стран проводить политику демпинга и взламывать протекционистские барьеры других стран.
Западом стали широко использоваться такие средства подчинения других стран, как организации блокад, эмбарго, экономические санкции. Подобного рода действия часто преследовали политические цели. Но нередко блокады и санкции имели цели захвата рынков и получения доступа к природным ресурсам.
Известно, что еще в конце ХIХ – начале ХХ веков ряд западных стран приняли антимонопольное законодательство, которое хоть как-то ограничивало деятельность трестов, синдикатов и картелей внутри этих стран. Но именно внутри стран. Действие этих законов никак не распространялось на внешнеэкономическую деятельность национального бизнеса. Наоборот, всячески поощрялось создание и укрепление монополий, повышение их «весовой» категории и «пробивной силы». Так, в США в начале 1930-х годов Конгресс специально осуществил изъятие из антикартельного законодательства, позволившее легализовать деятельность международного нефтяного картеля, известного под названием «семь сестер» (пять «сестер» были американскими компаниями из империи Рокфеллеров).
Одним словом, во внешнеэкономической сфере стран Запада в ХХ веке сложился зрелый и крайне агрессивный государственно-монополистический капитализм. Править бал на мировых рынках стали монополии, подпираемые военной и экономической мощью «своих» государств. Только с учетом этого можно понять, почему большевики в планах строительства социалистической экономики особое место отводили государственной монополии внешней торговли.
О функциях ГМВТ
У ГМВТ две взаимосвязанные функции: а) защитная; б) созидательная.
Защитная функция – защита народного хозяйства СССР от стихии мирового капиталистического рынка, от экономической экспансии западных монополий и от разного рода экономических диверсий со стороны империалистических государств. Отметим, что через какой-то десяток лет после того, как в СССР была введена ГМВТ, в мире разразился жесточайший экономический кризис. Даже самые богатые страны мира (США, Великобритания) очень тяжело переживали этот кризис, который они, кстати говоря, не сумели полностью преодолеть до начала Второй мировой войны. До революции Россия также не раз вместе со странами Запада оказывалась в состоянии кризиса, который к нам ветром заносило из-за границы. В экономике СССР благодаря ГМВТ никаких признаков кризиса не было ни в 1929, ни в последующие годы. За период существования ГМВТ в СССР (примерно 70 лет) в мире случалось много экономических кризисов, но благодаря «буферу» ГМВТ ни один из них не сумел оказать негативного влияния на советскую экономику.
Важность защиты от западных монополий народного хозяйства СССР была обусловлена тем, что на мировой рынок выходили преимущественно гигантские монополии. Мелкий и средний бизнес всегда был неконкурентоспособен на мировых рынках. Даже сравнительно крупные отечественные предприятия выглядели «карликами» на фоне гигантских западных монополий и были заранее обречены на неэквивалентный обмен в сфере внешней торговли.
О различных диверсиях Запада против экономики СССР мы еще скажем ниже. Опять-таки благодаря «буферу» ГМВТ все они не возымели того эффекта, на который рассчитывали их организаторы.
Созидательная функция – подчинение внешней торговли решению задач социалистического строительства, максимально эффективному выполнению планов развития народного хозяйства СССР. Уже после Второй мировой войны, когда на географической карте появился целый ряд социалистических государств, возник социалистический лагерь, ГМВТ стала важным инструментом международной социалистической интеграции. Более того, благодаря ГМВТ Советский Союз мог оказывать эффективную помощь тем странам развивающегося (третьего) мира, которые встали на путь некапиталистического развития.
Ярким проявлением созидательной функции ГМВТ явилась сталинская индустриализация 1930-х годов. В период 1929-1940 гг. в нашей стране было построено около 9000 предприятий. Большая часть их была оснащена импортными машинами и оборудованием. Такие гигантские закупки инвестиционных товаров были практически осуществлены только благодаря строгому и последовательному проведению курса государственной монополии в сфере внешней торговли.
Все попытки отменить ГМВТ встречали сопротивление вождей пролетариата
Для того, чтобы ввести государственную монополию внешней торговли, мало принять декрет. Декрет (или закон) может быть очень правильным, но его никто не будет выполнять. Кстати, следует признать, что в первые годы после объявления большевиками ГМВТ имели место многочисленные нарушения положений Декрета от 22 апреля 1918 года. Я специально это подчеркиваю в связи с тем, что некоторые нынешние патриоты и государственники призывают немедленно ввести в «демократической» России («Российской Федерации») государственную монополию внешней торговли. Боюсь, что в этом случае телега окажется впереди лошади. Мы можем получить лишь новую модификацию государственного капитализма.
Итак, для введения ГМВТ необходимы три условия.
1. Политическая власть должна находиться в руках тех сил, которые действительно ориентированы на создание сильного и независимого государства. Более того, эти силы должны ориентироваться на такую социально-экономическую модель общества, которая не имеет ничего общего с капитализмом, поскольку государственная монополия внешней торговли несовместима с капитализмом.
2. Необходимо обобществление крупной промышленности, транспорта, банковской системы, то есть сосредоточение командных высот народного хозяйства в руках вышеобозначенных политических сил.
3. Обязательно дополнение ГМВТ государственной валютной монополией.
Большевики (Сталин в том числе) прекрасно понимали важность выполнения этих условий. И если политическая власть оказалась в их руках уже в 1917 году, то вот обобществление крупной промышленности, транспорта, банковской системы потребовало определенного времени. Параллельно с созданием системы ГМВТ большевики проводили национализацию предприятий и организаций, принадлежавших частному капиталу (в том числе иностранному). Процесс обобществления в основном завершился в конце 1920-х – начале 1930-х годов, когда в СССР началась индустриализация.
Что касается государственной валютной монополии (ГВМ), то суть ее заключается в том, что в руках государства сосредотачивается вся валюта и приравненные к ней ценности (прежде всего золото), государство осуществляет все международные расчеты. Короче говоря, ГВМ – своеобразный «буфер», защищающий внутреннюю денежно-кредитную систему страны от мировой валютно-финансовой системы (МВФС). Во-первых, МВФС – источник капиталистической стихии (те же кризисы). Во-вторых, Запад может использовать каналы МВФС для ведения подрывной деятельности против СССР.
ГВМ выполняет важную созидательную функцию – обеспечивает наиболее эффективное использование валютных ресурсов страны в целях выполнения планов развития народного хозяйства СССР. Наглядно эта созидательная функция ГВМ проявилась в годы индустриализации, когда социалистическое государство при достаточно ограниченных валютных ресурсах сумело обеспечить закупку большого количества машин и оборудования. За период 1929-1940 годов в СССР было построено около 9000 предприятий. Такое чудо социалистической индустриализации было бы немыслимо без государственной монополии в валютной сфере.
Попытка подмены ГМВТ таможенным протекционизмом
Принципиальные положения о ГМВТ еще до Октябрьской революции 1917 года были разработаны В.И. Лениным. Надо сказать, что внутри партии большевиков и в государственном аппарате далеко не все разделяли линию В.И. Ленина и его сторонников на последовательное проведение в жизнь принципа ГМВТ. Многие полагали, что это временная мера эпохи военного коммунизма. После объявления в 1921 году о переходе к новой экономической политике (НЭП) пошли разговоры, что, мол, начинается сворачивание ГМВТ. В ВКП(б) появились активные сторонники демонтажа ГМВТ в лице Н.Бухарина, Г.Сокольникова, Н.Пятакова.
Эти видные партийные и государственные деятели («группа Бухарина») и стоящие за ними капиталистические элементы в стране стали добиваться свободной связи с внешним рынком и замены монополии внешней торговли простой таможенной охраной. «Группа Бухарина» выдвинула также предложения об открытии ряда портов для свободного ввоза и вывоза товаров, об ограничении монополии внешней торговли лишь небольшим кругом товаров, об оплате сельским хозяевам их поставок на экспорт в иностранной валюте и т. п. В 1922 году развернулась очень серьезная внутрипартийная борьба по вопросу ГМВТ.
В декабре 1922 года Ленин написал письмо, разоблачающее предательский характер выступлений Бухарина по вопросу ГМВТ (предполагалось, что письмо будет оглашено на предстоящем пленуме партии). Вот выдержки из ленинских записей:
«Бухарин не видит, – это самая поразительная его ошибка, причем чисто теоретическая, – что никакая таможенная политика не может быть действительной в эпоху империализма и чудовищной разницы между странами нищими и странами невероятно богатыми. Несколько раз Бухарин ссылается на таможенную охрану, не видя того, что в указанных условиях полностью сломить эту охрану может любая из богатых промышленных стран. Для этого ей достаточно ввести вывозную премию за ввоз в Россию тех товаров, которые обложены у нас таможенной премией. Денег для этого у любой промышленной страны более чем достаточно, а в результате такой меры любая промышленная страна сломит нашу туземную промышленность наверняка.
Поэтому все рассуждения Бухарина о таможенной политике на практике означают не что иное, как полнейшую беззащитность русской промышленности и прикрытый самой легкой вуалью переход к системе свободной торговли. Против этого мы должны бороться изо всех сил и бороться вплоть до партийного съезда, ибо ни о какой серьезной таможенной политике сейчас, в эпоху империализма, не может быть и речи, кроме системы монополии внешней торговли...
На практике Бухарин становится на защиту спекулянта, мелкого буржуа и верхушек крестьянства против промышленного пролетариата, который абсолютно не в состоянии воссоздать своей промышленности, сделать Россию промышленной страной без охраны ее никоим образом не таможенной политикой, а только исключительно монополией внешней торговли. Всякий иной протекционизм в условиях современной России есть совершенно фиктивный, бумажный протекционизм, который ничего пролетариату не дает. Поэтому с точки зрения пролетариата и его промышленности данная борьба имеет самое коренное, принципиальное значение[2] ».
В конечном счете притязания «группы Бухарина» удалось отвергнуть. Пленум ЦК партии в декабре 1922 года и XII съезд партии еще раз подтвердили незыблемость государственной монополии внешней торговли.
НЭП. Попытки размывания ГМВТ
Однако нападки на ГМВТ продолжились. В последующие годы против монополии внешней торговли выступала троцкистско-зиновьевская оппозиция. Она опиралась на рекомендации некоторых специалистов из Наркомата внешней торговли (НКВТ) и Госплана о разделении деятельности в области внешней торговли на две обособленные части: обобществленную (государственную) и частную. При этом обобществленная часть должна была вести сношения с внешним рынком через НКВТ, а частная должна действовать самостоятельно с применением к ней разрешительно-запретительной системы.
В связи с хозяйственными трудностями во второй половине 1923 года, а затем в период завершения денежной реформы в 1924 году Сокольников, Пятаков, Преображенский и другие пытались воскресить в несколько завуалированной форме прежние планы о предоставлении «свободы дверей» для иностранных товаров и отказа от политики активного торгового баланса. При этом они утверждали, что это необходимо для успешного проведения денежной реформы (введение в оборот червонца, который они рассматривали в качестве свободно конвертируемой валюты). Проведение такого плана привело бы к подрыву промышленности, поскольку она тогда не была в состоянии противостоять иностранной конкуренции. Более того, сорвалась бы денежная реформа. «Частичное открытие границ, – предостерегал Ленин, – несет с собою серьезнейшие опасности в отношении валюты, ибо мы попадем практически в положение Германии, несет с собою серьезнейшие опасности в смысле проникновения в Россию, без малейшей возможности контроля для нас, мелкой буржуазии и всяческих агентов заграничной России».
Начиная с 1925 года ключевой фигурой в стане противников ГМВТ стал Л.Троцкий. В 1925 году на октябрьском пленуме ЦК партии троцкисты предложили смягчить режим ГМВТ и освободить ввоз ряда товаров от контроля Наркомата внешней торговли. Пленум объявил непримиримую борьбу «с открытыми и замаскированными настроениями за отмену или ослабление государственной монополии внешней торговли, питаемыми, в конечном счете, мелкобуржуазными силами нашей экономики».
В 1927 году троцкисты выдвинули лозунг о максимальном расширении экономических отношений с капиталистическим миром без всяких ограничений. Пленум ЦК партии, состоявшийся в октябре 1927 года, отверг этот лозунг.
В подрыве ГМВТ участвовала также Промпартия. Я не берусь оценивать известный судебный процесс над участниками этой партии. Среди них, в частности, был известный экономист Н.Кондратьев. Но факт есть факт: в одном из пунктов своей программы Промпартия действительно намечала ликвидацию государственной монополии внешней торговли.
Начиная с 1923 года, когда Ленин уже фактически отошел от всех дел, борьбу за сохранение и укрепление ГМВТ в СССР возглавил И.Сталин. Борьба была как идейная (Сталин немало писал и выступал по поводу ГМВТ), так и политическая. После высылки за пределы СССР Л.Троцкого, разгрома «новой оппозиции» (Бухарин, Зиновьев и др.) в СССР прекратились дискуссии по поводу того, насколько нужна государственная монополия внешней торговли и как понимать эту монополию. Далее началась будничная работа по совершенствованию внешней торговли СССР. Об этой работе мы скажем ниже.
Санкции мы уже проходили: Запад не признавал ГМВТ, но торговать с СССР торговал
Реакция Запада на введение советской властью ГМВТ была болезненной. Одной из причин того, что Запад в течение нескольких лет не принимал решения о дипломатическом признании нового государства, было именно наличие государственной монополии внешней торговли. На международных конференциях в Генуе и Гааге Запад оказывал бешеное давление на советскую делегацию, добиваясь отмены в РСФСР ГМВТ. Не получилось. Об этом нам, студентам, рассказывал еще профессор Н.Н. Любимов, который участвовал в генуэзской конференции в качестве советника.
Еще до установления дипломатических отношений с СССР некоторые западные страны начали торговать с нашей страной, но при этом не признавали ГМВТ. Англия, первая из капиталистических стран вступившая в торговые отношения с Советской Россией, в лице Ллойд Джорджа заявляла, что она согласна торговать лишь с «русским народом» и с «русскими кооперативными организациями». В частности, Англия, а также другие страны Запада отказывались признавать наши торгпредства, рассматривая их институтами ненавистной им ГМВТ.
На СССР оказывалось всяческое давление с целью заставить Москву демонтировать ГМВТ. Среди этих мер давления можно назвать следующие:
1. Торговая и морская блокада.
2. «Золотая блокада».
3. Кредитная блокада.
4. Ограничения или запреты на ввоз товаров из СССР по причине «советского демпинга».
5. Такие же ограничения и запреты на основании того, что СССР при изготовлении товаров использует «бесплатный труд заключенных» (другой вариант: «принудительный труд»).
6. Повышенные пошлины на ввоз товаров из СССР, лицензирование советского импорта и т. п.
7. Отказ от предложений СССР о заключении соглашений о взаимном предоставлении во внешней торговле режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Торговая и морская блокада была установлена странами Запада (Антанты) сразу же после прихода к власти большевиков, их заявления об отказе от долгов царского и Временного правительства, принятия декрета о национализации внешней торговли. Указанная блокада предусматривала полное прекращение экспортно-импортной торговли с нашей страной. Кроме того, чинились препятствия для перевозки товаров в нашу страну и из нашей страны по Балтийскому морю. Лишь в январе 1920 года Антанта отменила торговую блокаду против Советской России.
«Золотая блокада» заключалась в том, что Запад отказывался принимать от Советского Союза в порядке оплаты импорта золото. И это несмотря на то, что после Первой мировой войны к 1925 году существовавший до 1914 года золотой стандарт был уже восстановлен (хотя и в усеченном виде). То есть золото рассматривалось как универсальные, мировые деньги. СССР мог покрывать свои импортные закупки только поставками природных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, особенно зерна.
Кредитная блокада – отказ предоставлять Советскому Союзу кредиты, в том числе кредиты торговые (что считалось нормой в международной торговле). Либо же кредиты предоставлялись на невыгодных (по процентным ставкам, срокам) условиях и под избыточное обеспечение.
Застрельщиком кампаний против «советского демпинга» и «принудительного труда» выступили США. Начало этих кампаний было положено серией статей «Нью-Йорк Ивнинг Пост» об угрозе «красной торговли»; вслед за этим правительство матерого врага Советского Союза Гувера издало ряд административных и таможенных актов, открыто направленных против советских товаров, а именно:
1) Распоряжение Министерства финансов США от 23 мая 1930 года, в котором содержится ссылка на антидемпинговый закон 1921 года, признаётся, что «продажная цена советских спичек ниже настоящей добросовестной стоимости их», и вводится специальное обложение советских спичек запретительной антидемпинговой пошлиной в дополнение к обычной пошлине.
2) Специальное таможенное ограничение в отношении ввоза советского асбеста и марганца.
3) Распоряжение таможенного комиссара, утвержденное 20 февраля 1931 года Министерством финансов США, о запрещении ввоза советских пиломатериалов и балансов из четырех зон европейской части СССР: Кольского полуострова (включая Мурманское побережье), Карельской автономной республики, Северной области и Зырянской автономной области как из областей, где якобы используется труд заключенных.
В качестве примера дискриминационного лицензирования советского импорта и использования повышенных импортных пошлин можно привести Францию. 3 октября 1930 года там был издан декрет, вводивший систему лицензий на импорт основных советских товаров. Этот декрет ставил советские товары в худшие условия по сравнению с товарами других стран. В 1933 году во Франции были предприняты новые попытки дискриминации советских товаров. Они были отнесены к числу товаров, вывозимых из стран с падающей валютой, и были обложены особым налогом (фактически пошлиной) в размере 25% от стоимости товара.
Вынужденные признания ГМВТ СССР Западом
Надо сказать, что советское правительство часто находило необходимые ответные средства. Так, оно приняло 20 октября 1930 года постановление о введении в действие специального режима для всех стран, которые устанавливают в отношении внешней торговли СССР различные ограничения. Это постановление сыграло большую роль в нашей борьбе против дискриминации советской внешней торговли. В частности, ответные меры СССР быстро образумили французское правительство, и уже к 16 июля 1931 года оно было вынуждено отменить злополучный декрет от 20 октября 1930 года. Позднее французы вынуждены были отменить и дополнительную 25-процентную пошлину на советские импортные товары.
А вот истории, касающиеся наших отношений с Великобританией. Они были очень непростыми. В августе 1924 года был подписан торговый договор с Великобританией, устанавливавший принцип взаимного наибольшего благоприятствования и правовое положение Торгпредства СССР в Великобритании, что означало признание английским правительством монополии внешней торговли. Однако консервативная партия, пришедшая к власти после лейбористов, отказалась внести в парламент на ратификацию подписанный лейбористским правительством торговый договор. Поэтому торговые отношения с Англией продолжали в связи с этим регулироваться временным торговым соглашением, заключенным 16 марта 1921 года.
В 1927 году в Лондоне был осуществлен разбойный набег на нашу организацию, которая называлась АРКОС[3], что привело к разрыву дипломатических отношений между двумя странами. После этого Лондон стал чинить всяческие ограничения для ввоза советских товаров. Но разрыв с СССР в большей степени ударил по экономическим интересам самой Англии, особенно после начала кризиса в конце 1929 года. В апреле 1930 года Англия была вынуждена заключить с нами временное англо-советское торговое соглашение.
Другая история относится к 1933 году. Она началась с того, что в марте-апреле 1933 года в Москве проходил процесс по делу английских инженеров, обвиненных во вредительской деятельности. В ответ на этот процесс 17 апреля 1933 года английское правительство объявило эмбарго (запрет ввоза) на основные товары нашего экспорта в Англию. Этим эмбарго охватывалось до 80% наших товаров. В ответ на эту акцию советское правительство приняло соответствующие контрмеры, в результате которых наши заказы и закупки в Англии, а также фрахтование английских судов советскими организациями резко упали, что ощутительно сказалось на всей экономике Англии (она и без того никак не могла выкарабкаться из кризиса). Поэтому через два с половиной месяца после введения эмбарго английское правительство вынуждено было его отменить и вновь приступить к переговорам о заключении нового торгового договора с СССР.
В целом Западу нехотя приходилось признавать де-факто государственную монополию внешней торговли СССР. Впрочем, не только де-факто, но и де-юре. В торговом договоре с Италией от 7 февраля 1924 года впервые была признана монополия внешней торговли и установлены в полном объеме права Торгпредства как части полномочного представительства СССР в Италии. Всего за годы восстановительного периода нашей страной было заключено свыше 40 различного рода договоров и соглашений более чем с 20 странами. Если в 1920 году советская страна полулегально вывозила свои товары только в 7 и ввозила немногочисленные товары из 16 стран, то уже в 1921-1922 гг. она вывозила товары в 17 стран и ввозила из 31 страны. В 1924-1925 гг. советские товары вывозились в 33 страны, а необходимые нам ввозились из 38 стран.
Пожалуй, дольше всего сопротивлялись установлению с советским государством дипломатических и нормальных торговых отношений Соединенные Штаты. Правящие круги этой страны заняли резко враждебную позицию по отношению к советскому государству. Однако торговля между СССР и США все-таки развивалась. Она велась через «Амторг» – акционерное общество, учрежденное по законам штата Нью-Йорк. Советское правительство предоставило «Амторгу» право ведения торговых операций в СССР. Впрочем, представители деловых кругов США воспринимали «Амторг» чуть ли не как торговое представительство СССР в Америке. Начиная с 1934 года (на следующий год после установления дипломатических отношений между США и СССР) началось быстрое наращивание товарооборота между двумя странами. По объемам поставок машин и оборудования для советских строек эпохи сталинской индустриализации США оказались на первом месте. Я об этом писал в своей статье «Об источниках индустриализации СССР».
Только благодаря огромным преимуществам монополии внешней торговли, давшей Советскому Союзу возможность гибко маневрировать на внешних рынках своими ресурсами, нам удалось, используя противоречия между отдельными капиталистическими странами и монополиями, преодолеть периодически организующиеся Западом блокады, бойкоты и другие попытки помешать внешнеторговой деятельности СССР.
Успех кампании обеспечило почти полное отсутствие иностранных фирм во внешней торговле СССР
Я уже не раз упоминал о таком важном признаке «сталинской экономики», как государственная монополия внешней торговли. Без нее не было бы ни социалистической индустриализации, ни победы СССР над гитлеровской Германией, ни быстрого послевоенного восстановления экономики. Боюсь, что без государственной монополии внешней торговли Советский Союз как мировая держава не смог бы просуществовать и года, моментально превратившись во второразрядную страну полуколониального типа.
Можно выделить четыре основных этапа становления и развития ГМВТ в СССР:
1. Этап военного коммунизма (1918-1921 годы).
2. Этап восстановления народного хозяйства (1921-1925 годы).
3. Этап сворачивания НЭПа и подготовки индустриализации (1926-1930 годы).
4. Этап совершенствования ГМВТ (с 1930 года до перестройки второй половины 1980-х гг.).
Подробнее остановимся на первом этапе. После национализации внешней торговли в апреле 1918 года она находилась в ведении Наркомата торговли и промышленности РСФСР (до июня 1920 года), а затем – Наркомата внешней торговли РСФСР (НКВТ). Имея местные отделения в различных районах РСФСР, НКВТ, в соответствии с хозяйственной политикой военного коммунизма, получал экспортные товары от соответствующих органов в порядке прямого распределения. Импортируемые товары НКВТ передавал для распределения, согласно импортному плану, специальным распределительным органам. Таким образом, внутри страны деятельность НКВТ не была связана с товарно-денежными отношениями.
За границей внешняя торговля СССР осуществлялась почти исключительно по линии кооперации, так как капиталистические страны отказывались торговать непосредственно с Советским государством. Кооперативные органы (в частности, Центросоюз) осуществляли внешнеторговые операции только с разрешения НКВТ. Деятельность советских кооперативных организаций успешно развертывалась в Швеции, Англии и других странах. В июне 1920 года в Лондоне было учреждено «Всероссийское кооперативное акционерное общество» (АРКОС), которое выступало в качестве представителя кооперативных организаций России. АРКОС заключал торговые сделки и соглашения, имел филиалы в Германии, Франции, Турции, прибалтийских странах. Это было общество с ограниченной ответственностью, не отвечавшее по претензиям, предъявляемым к другим советским организациям. В 1920-1921 годах были организованы первые торгпредства.
«Угар НЭПа» и ослабление ГМВТ (1921-1925 годы)
Широкое развитие товарно-денежных и хозрасчетных отношений в народном хозяйстве страны привело к образованию новой системы органов внешней торговли и участников внешнеторгового оборота. В связи с переходом к НЭПу НКВТ стал участвовать в товарно-денежных отношениях внутри страны. Он получил право самостоятельных заготовок сельскохозяйственных продуктов на экспорт, право иметь собственный экспортный товарный фонд, а также денежный фонд для осуществления своих торговых операций.
Создание союзного Наркомата внешней торговли. До образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в 1922 году правительство РСФСР заключило ряд договоров с УССР, БССР и ЗСФСР об объединении органов, ведающих внешней торговлей. По этим соглашениям был создан объединенный наркомат, координировавший внешнюю торговлю советских республик. С образованием СССР в его Конституции было записано, что руководство внешней торговлей является компетенцией верховных органов Союза.
Госторги. С 1922 года начинают свою деятельность государственные торговые импортно-экспортные конторы (Госторги), учрежденные при Совете народных комиссаров каждой союзной республики. Госторги имели право производить операции по закупке за границей, ввозу и продаже в СССР импортных товаров, а также по заготовкам и закупкам в РСФСР и других союзных республиках, вывозу и продаже на внешних рынках экспортных товаров за свой счет и на комиссионных началах по заказам и поручениям государственных, кооперативных и общественных организаций, а также частных предприятий и лиц. Крупные сделки Госторгов должны были утверждаться торгпредами или иными представителями СССР за границей. Госторги могли организовать свои представительства, отделения и конторы как в союзных республиках, так и за границей.
Централизованное руководство деятельностью республиканских Госторгов в общесоюзном масштабе отсутствовало. Каждый Госторг выступал на внешнем рынке самостоятельно, что приводило к параллелизму в работе и даже к известной конкуренции между ними на внешнем рынке. В 1925 году в Госторгах была проведена частичная специализация по отдельным товарам, что до некоторой степени ликвидировало параллелизм в работе. Примером того, как проводили свои операции Госторги, служит договор, заключенный в 1922 году между Госторгом РСФСР и Ржевской льночесальной фабрикой. По этому договору фабрика обязалась сдать Госторгу 56 000 пудов льна, которые Госторг должен был реализовать за границей. На вырученную инвалюту Госторг закупал для фабрики оборудование за границей. Госторги осуществляли значительный объем экспортно-импортных операций вплоть до 1930 года.
Допуск негосударственных организаций к внешней торговле. Впрочем, следует признать, что определенное ослабление ГМВТ в этот период имело место. Некоторые государственные предприятия и их объединения получали в этот период право совершать операции по внешней торговле помимо Госторгов. С 1923 года издавался особый список таких предприятий, которые могли при условии неуклонного соблюдения законов о монополии внешней торговли вести торговые операции за границей через своих специальных представителей. Было установлено, что такие предприятия могли реализовать на внешнем рынке лишь собственную продукцию и покупать за границей товары лишь для своих производственных потребностей. Перепродажа товаров запрещалась. О своих внешнеторговых операциях указанные предприятия извещали НКВТ и могли осуществлять сделки только при согласии с его стороны. В число предприятий с правом совершения внешнеторговых операций были включены лесные тресты: «Северолес», «Петролес», «Двинолес», «Фанертрест». Среди других организаций, выходивших на внешний рынок, можно назвать экспортное управление «Нефтесиндиката», «Чаеуправление», «Текстильный синдикат», «Резинотрест» и т.д .
Ряд государственных предприятий и организаций, не обладавших правом самостоятельного осуществления внешнеторговых сделок, могли иметь своих представителей в составе торговых представительств СССР за границей. Сделки этих предприятий с иностранными фирмами заключались от имени торгпредств. К таким предприятиям и организациям относились, например, Главное электротехническое управление ВСНХ, «Южнорудный трест» и другие.
Кооперативные организации. Особо стоит сказать об участии во внешней торговле кооперативных организаций. Их роль была немалой, учитывая, что ряд стран соглашались торговать лишь с организациями негосударственного сектора экономики. Первичные кооперативные организации могли, как правило, совершать экспортно-импортные операции лишь с предварительного разрешения НКВТ. Центросоюз, представлявший весь кооперативный сектор экономики, имел право продавать и покупать товары непосредственно у заграничных кооперативных объединений при условии согласования своей внешнеторговой деятельности с НКВТ и под его контролем. Центросоюз мог заключать сделки и с частными фирмами, но лишь в том случае, когда он удостоверял, что данная сделка выгоднее подобной сделки с кооперативной организацией. Центросоюз имел своих представителей за границей. Доля кооперации в экспорте СССР составляла в 1924-1925 годах 12,5%, в 1925-1926 годах – 10,4%, в 1926-1927 годах – 7,8%.
Смешанные акционерные общества. В целях привлечения иностранного капитала к развитию советской внешней торговли создавались также смешанные акционерные общества, где средства принадлежали как Советскому государству, так и иностранным капиталистическим предприятиям. Однако во всех подобных обществах большинство акций и решающий голос оставались за советскими организациями. Смешанные акционерные общества создавались для заготовки в СССР экспортных товаров и сбыта их за границей, а также для ввоза в Советский Союз необходимых товаров. Срок деятельности смешанных обществ устанавливался от 6 месяцев до 20 лет. В 1922 году были созданы русско-английские общества «Хлебо-экспортное общество» (в Лондоне), «Руссанглолес», русско-германские общества «Книга», «Дерулюфт», «Деруметалл» и другие. Характер организации и деятельности смешанных акционерных обществ виден на примере акционерного общества «Руссанглолес». 51% акций его принадлежали советской организации «Северолес», 49% – английской «Северной компании». Правление состояло из трех представителей с каждой стороны. Председателем правления являлся представитель «Северолеса». Общество получило концессию на разработку лесных массивов сроком на 20 лет. В концессионном договоре было установлено, что общество должно заготовлять определенный объем экспортного леса и осуществлять экспорт лесоматериалов. Кроме того, «Руссанглолес» должен построить в течение трех лет и пустить в ход завод по химической обработке древесины в Архангельске, а также в течение срока договора построить и пустить в эксплуатацию еще ряд заводов для переработки древесины. Роль смешанных обществ в советской внешней торговле составляла по экспорту в отдельные годы 7-10%, по импорту – до 5%.
Участие отдельных иностранных фирм, допускаемых к ведению операций в СССР, в советской внешней торговле было незначительным. Пожалуй, наибольший удельный вес организаций негосударственных форм собственности пришелся на середину 1920-х годов (см. таблицу 1).
Следует особо отметить, что эффективность реализации принципа ГМВТ в стране в значительной степени зависела от организации таможенной службы. Поначалу таможенная служба в СССР работала неудовлетворительно. Были велики масштабы контрабанды (незаконного ввоза и вывоза) товаров. В декабре 1921 года был принят декрет о борьбе с контрабандой. Экономическая охрана границ в этот период была вверена двум государственным органам – Народному комиссариату внешней торговли (НКВТ) и Государственному политическому управлению (ГПУ), причем НКВТ осуществлял эту охрану через свои таможенные пограничные учреждения. В связи с этим в ряде таможенных округов пограничные таможенные учреждения подразделялись на оперативно-таможенные и по борьбе с контрабандой и действовали по директивам ГПУ. В конце второго периода становления ГМВТ масштабы контрабанды удалось резко сократить[4].
ГМВТ устояла до 80-х годов, потому что все споры по внешнеторговым сделкам решались по законам СССР
Вторая половина 1920-х годов – время сворачивания НЭПа и подготовки к социалистической индустриализации. Новые задачи потребовали дальнейшего развития и совершенствования организационных форм советской внешней торговли. Важной вехой в перестройке организации внешней торговли СССР стал октябрьский пленум ЦК ВКП(б) в 1925 году. Он наметил следующую линию в этой области: «...сохраняя в неприкосновенности систему монополии внешней торговли, мы должны вместе с тем приспособить к изменяющимся хозяйственным условиям и задачам Союза формы организации внешней торговли при обязательном сохранении абсолютного единства всех действующих за границей советских органов... Мероприятия должны идти по следующим линиям: а) сохранение системы монополии внешней торговли; б) создание более гибкой системы специальных торговых организаций, упрощение, удешевление торгового аппарата...».
Одним из мероприятий по обеспечению единства работы заготовительных, закупочных и внешнеторговых органов в этот период было создание в 1925 году объединенного Наркомата внутренней и внешней торговли.
Было принято решение создать специализированные внешнеторговые акционерные общества, которые должны были обслуживать отдельные отрасли народного хозяйства. Акционерные общества специализировались на операциях по определенной номенклатуре товаров: хлеб, нефть, металлы, электротовары, химические товары, кожа и так далее. Акционерные общества позволили в значительной мере устранить раздробленность и параллелизм в экспорте, хотя они не являлись, как правило, монопольными экспортерами или импортерами данного товара. Хотя они назывались акционерными, но почти все акции принадлежали государственным организациям, в некоторых случаях допускалось участие кооперативных организаций. Например, в А/О «Экспортхлеб» учредителями и главными акционерами являлись Наркомат торговли СССР, Госбанк СССР, Центросоюз, «Хлебопродукт», «Сельхозсоюз» и «Всекобанк». Другими акционерами являлись Госторг РСФСР, «Укргосторг», «Льноцентр», АРКОС, «Укрхлеб», «Хлебоцентр», «Украинобанк», «Вукоспилка», «Масложирсиндикат». Акционерный капитал общества составлял 5 миллионов рублей. Государственные акционерные общества были специфической формой привлечения накоплений государственных и кооперативных предприятий и их использования для развития советской внешней торговли.
Синдикаты. Право самостоятельного выступления на внешнем рынке получили также синдикаты – организации, объединявшие торговую и финансовую деятельность трестов данной отрасли. Наиболее известные из них – «Нефтесиндикат» и «Спичсиндикат».
С развитием внешнеторговых операций государственных акционерных обществ и синдикатов снизилась роль других государственных и кооперативных внешнеторговых организаций. Доля Госторгов и других госорганов (за исключением акционерных обществ) в период с 1924/25 по 1926/27 годы снизилась (%): по экспорту – с 47,3 до 34; по импорту – с 86,8 до 54,1. За это же время доля государственных акционерных обществ выросла (%) по экспорту с 31,6 до 59,9, а по импорту – с 6,3 до 34.
ГМВТ с 1930 года до перестройки второй половины 1980-х годов
В конце 1920-х годов в СССР сложилась система централизованного управления экономикой на плановой основе, многоукладный характер экономики стал уходить в прошлое. Возникла необходимость новой реорганизации системы внешней торговли СССР.
Если раньше главной задачей внешнеторговых организаций была мобилизация экспортных ресурсов, то теперь их главной задачей стала реализация товаров на внешнем рынке. Коренная реформа кредитной системы потребовала отмены некоторых устаревших форм мобилизации денежных средств – например, акционерных обществ.
В связи с этим в 1930 году основные реформы в области организации внешней торговли были проведены по следующим линиям:
— создание монопольных экспортно-импортных объединений;
- разграничение функций по заготовке товаров и по их экспорту;
- разделение Наркомата торговли на два самостоятельных ведомства: Наркомат снабжения СССР и Наркомат внешней торговли СССР.
С тех пор на протяжении более половины столетия система внешней торговли СССР продолжала базироваться на государственной монополии и никаких принципиальных перестроек не претерпевала. Были лишь некоторые незначительные изменения. Например, после войны Наркомат внешней торговли (как и все другие наркоматы) был переименован в министерство. В 1953 году два союзных министерства – внешней и внутренней торговли – слились в министерство внешней и внутренней торговли (как это было в 1925-1930 годах). Однако через пять лет, в 1958 году, опять произошло разделение на два министерства. Министерство внешней торговли СССР в таком виде просуществовало до развала Советского Союза в декабре 1991 года. Можно еще добавить, что после войны появилась государственная система внешнеэкономических связей, которая вобрала в себя и государственную систему внешней торговли. Был создан Государственный комитет по внешним экономическим связям, который вместе с министерством внешней торговли осуществлял управление системой внешних экономических связей СССР.
Государственная система внешней торговли СССР после 1930 года
В организационном плане государственная система внешней торговли СССР после 1930 года стала состоять из следующих основных элементов:
— Наркомат (Министерство) внешней торговли СССР,
- торговые представительства СССР за границей,
- всесоюзные экспортно-импортные объединения,
- Главное таможенное управление (перешло в систему МВТ СССР согласно Таможенному кодексу 1964 года).
Кроме того, в систему внешней торговли СССР также входила Всесоюзная торговая палата СССР (ВТП). Формально палата имела статус общественной организации, но фактически действовала в тесном взаимодействии с Наркоматом (министерством) внешней торговли, оказывая содействие расширению внешней торговли СССР. В частности, ВТП организовывала советские выставки за рубежом и иностранные выставки в СССР.
Что касается Наркомата (министерства) внешней торговли СССР, то ведомство имело центральный аппарат и уполномоченных в различных районах СССР. К основным его функциям относились:
1) разработка и осуществление мероприятий по развитию экономических связей и улучшению торговли Советского Союза с иностранными государствами;
2) составление планов внешней торговли и обеспечение их выполнения;
3) разработка проектов торговых соглашений с иностранными государствами и контроль за выполнением этих соглашений;
4) руководство деятельностью и контроль за операциями подведомственных министерству внешнеторговых и хозяйственных предприятий;
5) разработка вопросов валютной и таможенной политики и выдача лицензий на ввоз и вывоз товаров;
6) руководство работой по внешнеторговому транспорту, фрахтованию судов и транспортно-экспедиторскому делу;
7) заведование таможенным делом.
Для выполнения возложенных на него функций Наркомат (министерство) внешней торговли находился в тесном взаимодействии с Госпланом СССР (планирование внешней торговли), Министерством иностранных дел СССР (разработка мер по улучшению внешней торговли с отдельными странами), «Внешторгбанком» и Госбанком СССР (расчеты по внешней торговле и разработка валютной политики), подведомственными всесоюзными экспортно-импортными объединениями.
Всесоюзные экспортно-импортные объединения были основным «рабочим» звеном системы внешней торговли СССР. К началу 1980-х гг. в стране имелось около 50 таких объединений, которые специализировались на тех или иных видах товаров. Что это за объединения? В области торговли машинами, оборудованием, транспортными средствами: «Техноэкспорт», «Машиноэкспорт», «Машиноимпорт», «Станкоимпорт», «Технопромимпорт», «Автоэкспорт», «Судоимпорт», «Авиаэкспорт», «Тракторэкспорт» и некоторые другие. В области торговли промышленным сырьем: «Промсырьеимпорт», «Разноимпорт», «Союзпромэкспорт», «Экспортлес» и другие. В области торговли продовольствием: «Экспортхлеб», «Плодинторг», «Плодоимпорт» и др. Три объединения специализировалось на оказании транспортных услуг: «Софрахт», «Союзвнештранс», «Автовнештранс». Были и некоторые специфические объединения, которые были связаны с торговлей предметами культурного назначения: «Международная книга», «Совэкспортфильм».
Объединения действовали на принципах хозрасчета. В соответствии с планами экспорта и импорта объединения получали от советских хозяйственных организаций товары по государственным оптовым ценам (без налога с оборота) и передавали им импортные товары по установленным ценам. Объединения обладали уставным капиталом, в пределах которого они могли нести ответственность. Объединения обладали ограниченной ответственностью в том смысле, что они не отвечали по требованиям нерезидентов, предъявлявшихся к Советскому государству, и, наоборот, государство не отвечало по требованиям иностранных фирм к объединениям. В первые годы своей деятельности объединения совершали экспортно-импортные операции почти исключительно через торгпредства. Сделки, как правило, заключались за границей, что создавало множество неудобств. После того как были достигнуты решающие успехи в социалистической индустриализации страны и укреплена технико-экономическая независимость СССР от капиталистических стран, торговая практика объединений была перестроена. Заключение сделок было перенесено в Советский Союз. Так, если в 1934 году в Москве было заключено лишь 8,1% всех импортных сделок, то в 1935 году их доля возросла до 76,3%. Это мероприятие позволило сократить расходы в иностранной валюте на содержание аппарата за границей, повысить международное значение Госбанка и «Внешторгбанка». Но, самое главное, согласно сложившейся практике все споры по внешнеторговым сделкам должны решаться по законам страны, в которой было подписано соглашение. Стало быть, споры решались по законам СССР.
Демонтаж ГМВТ ускорил развал и гибель СССР, полагает профессор Катасонов
Фактически государственная монополия внешней торговли СССР начала уничтожаться еще за четыре года до развала Советского Союза. 19 августа 1986 года было опубликовано постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР «О мерах по совершенствованию управления внешнеэкономическими связями». С этого постановления началось разрушение складывавшейся десятилетиями системы внешней торговли. Выпущено оно было без серьезной проработки и предоставляло широкое поле для махинаций и фантастического обогащения за государственный счет.
Указанным постановлением с 1 января 1987 года право проводить экспортные и импортные операции было предоставлено 20 министерствам и 70 крупным предприятиям. Позднее список предприятий, имеющих право непосредственного участия во внешней торговле, постоянно расширялся. В том же 1987 году был принят и вступил в действие Закон «О совместных предприятиях», который фактически обеспечил прямой доступ к природным ресурсам и внутреннему рынку страны иностранных фирм.
Через год было ликвидировано Министерство внешней торговли СССР и учреждено Министерство внешнеэкономических связей СССР, которое теперь лишь «регистрировало предприятия, кооперативы и иные организации, ведущие экспортно-импортные операции». Законом 1990 года право внешней торговли было предоставлено и местным Советам. Согласно «Закону о кооперативах» (1988 год), на предприятиях и при местных Советах возникла сеть кооперативов, занятых вывозом товаров за рубеж, что резко сократило их поступление на внутренний рынок. Многие товары при спекуляции давали выручку до 50 долларов на 1 рубль затрат и покупались у предприятий «на корню». Некоторые изделия (например, алюминиевая посуда) превращались в удобный для перевозки лом и продавались как материал. По оценкам экспертов, в 1990 году была вывезена треть потребительских товаров.
Барьер монополии внешней торговли в руках государства сдерживал в свое время вывоз природных ресурсов за границу по бросовым ценам. Во второй половине 1980-х годов цена тонны нефти на мировом рынке составляла 100 долларов, а внутренняя цена – 60 рублей, то есть покупательная способность рубля по ценам на нефть составляла 1,7 доллара. Примерно такие же соотношения были и на все другие ресурсы – лес, руду, химические продукты и так далее. Поэтому вывозились не только потребительские товары, но также сырье, металлы, нефтепродукты, лес и пиломатериалы. На всем делались бешеные деньги.
Децентрализация управления внешнеэкономическими отношениями и ослабление связей между внешнеторговыми организациями позволили западным компаниям выторговывать более низкие цены на экспорт товаров российских производителей и более высокие по импорту. Эти факты логически требовали проведения ряда противодействующих мер.
Окончательно монополия государства на осуществление внешнеторговых и валютных операций была ликвидирована с введением Указа президента РСФСР от 15 ноября 1991 года № 213 «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», и государство взяло курс на последовательную либерализацию внешнеторговой политики.
В соответствии с данным указом российским предприятиям предоставлялось право прямого выхода на внешние рынки без специальных разрешений и регистрации, а их внешнеторговая деятельность могла включать в себя и посреднические операции. Постепенно были сняты ограничения на экспорт готовой продукции, а затем и стратегически важных сырьевых товаров; отменены нетарифные ограничения на импорт; введена внутренняя обратимость рубля по текущим операциям; уполномоченным на ведение валютных операций банкам разрешалось открывать валютные счета всем юридическим и физическим лицам.
Можно без преувеличения сказать, что демонтаж государственной монополии внешней торговли ускорил развал и гибель Советского Союза. Между прочим, я об этом предупреждал еще в последние годы существования СССР. В частности, в 1991 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла моя книга, которая называлась «Великая держава или экологическая колония?». В ней я писал о том, что без сохранения (а тогда уже восстановления в полном объеме) государственной монополии внешней торговли Советский Союз неизбежно превратится в сырьевой придаток Запада. Помню, как в то непростое для нас время на разных конференциях, круглых столах и иных встречах представители нашей «академической науки», вдохновленные горбачевским лозунгом «нового мышления», доказывали необходимость всяческой либерализации внешнеэкономических связей СССР, а мои попытки защищать государственную монополию внешней торговли воспринимали как «атавизм и предрассудок коммунистического сознания». С тех пор я перестал доверять нашей «академической науке» – по крайней мере, той ее части, которая занимается «экономическими изысканиями».
ГМВТ и современная Россия
После развала СССР в Российской Федерации вопрос о необходимости восстановления государственной монополии внешней торговли даже не поднимался. Россия встала на путь капитализма, причем в его худшем варианте – капитализма зависимого, колониального типа. В сфере внешнеэкономической деятельности последовательно проводилась и продолжает проводиться либеральная политика.
Во-первых, в 1990-е и 2000-е годы много раз снижались ставки импортных пошлин, что привело к наводнению внутреннего рынка импортом и уничтожению национального товаропроизводителя.
Во-вторых, отечественные предприятия (те, которые производят не сырье, а готовую продукцию) лишились всякой поддержки со стороны государства при выходе на внешний рынок. Финансово-банковская система России оказалась развернутой не в сторону национального товаропроизводителя, а в сторону Запада. Накопление валютных резервов денежными властями РФ означает практически беспроцентное кредитование США и других стран Запада. Банки РФ выводят собственные капиталы и средства своих клиентов в офшорные зоны. Одним словом, имеет место обескровливание национальной экономики. На фоне бесконечных заявлений наших властей о необходимости повышения конкурентоспособности национальной экономики происходит циничное и последовательное уничтожение этой самой конкурентоспособности.
В-третьих, иностранный капитал стал захватывать наш внутренний рынок не только посредством поставок товаров извне, но также действуя изнутри, то есть захватывая контроль над внутренним производством. Сегодня иностранный капитал также захватил значительную часть внутренней оптовой и розничной торговли, финансово-банковской сферы, сектора услуг.
Апогеем утраты Россией остатков своего суверенитета и конкурентоспособности в мировой экономике является ее присоединение в 2012 году к Всемирной торговой организации (ВТО).
Глядя на печальную картину социально-экономической деградации нашей страны, которая продолжается уже четверть века, почему-то на память приходят слова И.В. Сталина, сказанные[5] им еще в 1927 году: «В самом деле, что могло бы означать для рабочих уничтожение монополии внешней торговли? Это означало бы для них отказ от индустриализации страны, от постройки новых заводов и фабрик, от расширения старых заводов и фабрик. Это означало бы для них наводнение СССР товарами из капиталистических стран, свертывание нашей индустрии в силу ее относительной слабости, умножение числа безработных, ухудшение материального положения рабочего класса, ослабление его экономических и политических позиций».
И если мы хотим выйти из тупика нынешних либеральных «реформ», то в качестве одного из первых пунктов программы экономического возрождения России следует поставить восстановление государственной монополии внешней торговли.
Безусловно, это восстановление не может произойти моментально. Как мы выше сказали, важнейшим условием такого восстановления является приход к власти национально ориентированных сил. Но, предположим, такие силы, милостью Божией, окажутся у руля государственной власти. Что им делать? Набросаю список самых неотложных шагов.
1. Выход России из Всемирной торговой организации.
2. Обеспечение защиты внутреннего рынка с помощью таможенных тарифов, различных нетарифных барьеров, финансово-кредитной поддержки национального товаропроизводителя.
3. Признание недействительной проведенной в стране приватизации государственных предприятий, их вторичная национализация.
4. Проведение комплекса мер по деофшоризации российской экономики.
5. Восстановление централизованного управления реальным сектором экономики со стороны государства.
6. Восстановление государственного валютного контроля и валютного регулирования.
7. Проведение радикальной реформы денежно-кредитной системы, в том числе национализация Центрального банка, возвращение к одноуровневой банковской системе по образцу советской модели.
8. Восстановление государственной валютной монополии (ГВМ), в том числе полная реорганизация «Внешторгбанка», превращение его в организацию по реализации функций ГВМ.
9. Создание министерства внешней торговли (МВТ) с полномочиями и функциями, позволяющими последовательно реализовывать принцип государственной монополии внешней торговли.
10. Создание государственной системы внешней торговли, куда, помимо МВТ, должны войти таможенная служба, специализированные государственные внешнеторговые организации (компании), зарубежные торгпредства.
Очевидно, что любой шаг из вышеприведенного списка будет вызывать бешеную реакцию со стороны Запада, который на протяжении последних 20-25 лет активно превращал нашу страну в свою колонию. Помимо всего, будут наверняка использованы такие отработанные методы, как блокады, эмбарго, санкции. Мы должны быть к этому готовы. И сейчас против России ведется экономическая война, только необъявленная. А в случае наших попыток введения ГМВТ против нас будет объявлена открытая экономическая война. Будет тяжело, но нам не надо бояться. Вспомним, что в 20-30-е годы прошлого века Запад постоянно объявлял нам разные блокады, но мы не только выстояли, но и сумели провести индустриализацию, построить 9000 предприятий.
Впрочем, мы можем и должны учитывать и мировой опыт. Вот, например, против Ирана США уже 35-й год применяют различные санкции, а он стоит, не собираясь сдаваться или умирать. Сегодня США даже затеяли переговоры с Ираном, обещая последнему смягчение или даже полную отмену экономических санкций. Вашингтону есть о чем беспокоиться: своими санкциями он добился того, что Иран в своей внешней торговле стал обходиться без американского доллара. Создан опасный для хозяев Федеральной резервной системы прецедент, который может стать «заразительным» для других стран.
Кстати, Сталин после Второй мировой войны думал о том, как бы нам во внешней торговле обходиться без этой «зеленой бумаги». Им была задумана наднациональная валюта для социалистического лагеря. Правда, она была введена в оборот уже после смерти Сталина, в 1964 году, и называлась «переводным рублем».
Еще раз повторяю, что без учета ценного опыта сталинской экономики (в том числе в части, касающейся внешнеэкономической деятельности) нам вряд ли удастся выйти из нынешнего экономического окружения.
В.Ю. Катасонов, проф., д. э. н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова
km.ru/economics/2014/03/
Ссылки
|